Статьи
Главная » Статьи » Культура » Литература |
СУДЬБА САФАРАЛИ УРУСБИЕВА И ЧЕХОВЫ
Т.Ш. Биттирова (Кабардино-Балка
Первый исследователь карачаево-балкар
К окончанию реального училища Сафарали Урусбиев подготовил к печати «Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа Терской области». Это была по тем временам сложная задача даже для специалиста, но Сафарали Урусбиев блестяще справился с ней. О том, насколько серьезно относился Сафарали к публикациям фольклора, неоднократно упоминается в литературных источниках того времени. Так, на творческие замыслы Сафарали указывает сообщение П. Острякова в «Вестнике Европы»: «Им (Сафарали, и его брату Наурузу - Т. Б.) дороги памятники родной поэзии, и они с прискорбием боятся, что не найдется человека, который бы хотя бы в русском переводе сохранил заветные песни. Желание их и любовь доходят до того, что оба брата на перерыв предлагали мне быть переводчиком и комментатором...
Сафарали Урусбиев в 80-х годах 19 века учится в Петровско- Разумовской сельскохозяйстве
После окончания академии и занятий по практическому садоводству в Крыму в 1887 году Сафарали был направлен для работы лесничим в слободу Воздвиженская Грозненского округа. Однако через три года заканчивается блестящая карьера молодого горца у себя на родине, где он так и не смог реализовать все свои творческие замыслы и осуществить мечту по просвещению и развитию культуры своих соплеменников. По независящим от него обстоятельствам Сафарали был вовлечен в семейные передряги, в результате которых он привлекался к ответственности. Но что послужило причиной тому, что в 1890 году, «причисленный к корпусу лесничих, губернский секретарь Урусбиев» был назначен на должность лесничего 2-го ветлужского лесничества Костромской губернии. Через год был переведен в Угличское лесничество Ярославской губернии. По утверждению некоторых исследователей, царская администрация «пожизненно сослала инакомыслящего горца» на север страны (4). Каковы были истинные причины для этого, до сих пор до конца неясно. В дальнейшем его судьба была связана с российским Севером. Такова краткая биография первого исследователя и публикатора карачаево- балкарского нартского эпоса Сафарали Исмаиловича Урусбиева.
По выявленным на сегодняшний день документам трудно составить однозначное мнение о том, за что и на какой срок был сослан Сафарали на Север. Анализ обнаруженных документов дает основание и для такого вопроса: а был ли Сафарали сослан вообще? Ибо при этом он, как ссыльный, не был ущемлен в правах: неоднократно избирался в органы земской управы, не был лишен никаких привилегий, в 1907 году даже был награжден орденом св. Станислава 3-й степени. Вот, что писала «Угличская мысль», освещая работу экстренного заседания земского собрания: «...на собрание прибыли угличский городской голова В. И. Каменев и представитель государственных имуществ С. И. Урусбиев» (5). В газетных публикациях и официальных документах его имя всегда предваряется титулом князя. К 1915 году Сафарали Урусбиев имел чин надворного советника.
Хотя современными карачаево-балкар
Они познакомились в 1894 году, когда М.Чехов был переведен по службе в Углич. К этому времени в Угличе сформировался культурнопросвет
В другом месте своих воспоминаний С.М Чехов более подробно пишет о Сафарали и его встречах с отцом: «Был у Михаила Павловича в Угличе и другой знакомый - балкарец Сафар Измаилович Урусбиев. Это был несчастный человек, оторванный властями от своих любимых кавказских гор, от семьи и сосланный в Углич навсегда, пожизненно. Семь лет спустя Михаил Павлович описал Сафара Урусбиева в своем рассказе «Преступник». Иногда Сафар Урусбиев навзрыд рыдал от тоски по родине. Он служил угличским лесничим. Михаил Павлович сдружился с ним, это был интереснейший собеседник».
О своих встречах с Сафарали М. Чехов пишет в губернской газете “Угличские вести”.
В другой раз о Сафарали Урусбиеве М. Чехов писал в своей статье «Непочатый угол», где касался вопроса рационального использования казенных лесов и о хищническом истреблении лесов кулаками и браконьерами:
«...А знает из кого состоит местный лесной персонал? Из одного только лесничего (с высшим образованием) сразу на два уезда, редко на один, из подручных ему лесников и объездчиков - простых мужиков. - Ну и что я могу сделать? - жаловался мне лесничий.
- Ни средств, ни людей! Только и знаешь, что охрану лесов на корню да продажу делянок с торгов. Согласитесь, что для этого не стоило бы вовсе и институт кончать. Вот если бы лесопилки, смолокурение, гонка дѐгтя, перегонка дерева - тогда совсем пошла бы музыка не та! А теперь только и остается одно удовольствие - это посадки.
Лесничий занимался охраной леса да посадками, а тем временем недалеко от казенного леса местный кулачок поставил паровую лесопилку и пилил тот самый лес, который покупали крестьяне у казны с торгов в полицейском управлении» (7).
Этот очерк был напечатан в газете в апреле 1901 г. В конце года М. Чехов вновь пишет о Сафарали, но уже в газете «Новое время». М. П. Чехов и на этот раз рассказывает о проблемах сохранения и промышленного освоения лесов в России и о заботах молодого лесовода. По всей вероятности, именно данный очерк послужил М. Чехову импульсом для написания в последующем рассказа «Преступник», так как здесь уже даются некоторые сведения о его судьбе. Сама публикация завершается символически: «Бедняга, - подумал я про него, глядя на кладбище, - где- то тебя похоронят».
Михаил Чехов активно включился в работу кружка интеллигентов. По воспоминаниям сына М.Чехова - Сергея, Михаил очень сопереживал Сафарали и неоднократно рассказывал в кругу семьи его полную трагических обстоятельств историю: “Антон Павлович с живым участием слушал повесть своего брата Михаила об этом балкарце и его неудав- шейся жизни. Это он, Антон Павлович, посоветовал брату написать рассказ». В рассказе «Преступник» Михаил Чехов излагает со слов Сафарали драматическую историю из жизни его семьи, которая послужила тому, что он навсегда был оторван от родных очагов. Судя по рассказу М. Чехова, Сафарали взял на себя убийство, совершенное дядей, и был вынужден покинуть родину. Этот сюжет противоречит обнаруженным нами документам, согласно которых, в конце 80-годов 19 века в родовом поселке Урусбиевых разыгралась трагедия, в которую оказались вовлеченными сам Исмаил Мырзакулович Урусбиев и его ближайшие родственники. Младший брат Исмаила - Магомет (в народе его называли - Махай) отличался от всей семьи своим бурным нравом, пренебрежением к вековым устоям, водил дружбу с теми, кто участвовал в набегах. Последствия одного такого набега оказались для него роковыми - он был убит урусбиевцами, уставшими от его произвола. Были осуждены на различные сроки несколько человек во главе с Амушем Тиловым (8). Сам Исмаил до суда не дожил - умер от сердечного приступа. Видимо, эти события каким-то образом сказались и на молодом Сафарали, в то время служащем лесничим в Грозненском округа.
К сожалению, наши сведения о последних годах жизни Сафарали Урусбиева очень скудны, неизвестно даже точной даты его смерти. Последнее известие о Сафарали Урусбиеве содержится в очерке В. В. Ду- бянского «К портрету князя Н. И. Урусбиева», написанном в 1917 году. В нем вскользь упоминается, что брат Науруза «служит по корпусу лесничих в министерстве земледелия и государственных имуществ».
Творчество и общественная деятельность С. Урусбиева находятся у истоков просветительског
Литература:
1. Грове. Холодный Кавказ. СПб., издательство журнала «Природа и люди», 1879. Т. VI.
2. Остряков П. Народная литература кабардинцев и ее образцы. // Вестник Европы. Кн. 8, 1879, 701 с.
3. Иванюков Н. И., Ковалевский М.М. У подошвы Эльбруса. // Вестник Европы. Кн. 1. СПб., 1886. 94 с.
4. «Кабардино-Балка
5. 22 мая 1912 года, № 26.
6. С.М. Чехов. О семье Чеховых. Ярославль, 1970.
7. «Новое время», 1901. № 9388 от 23 апреля.
8. ЦГАКБР. Ф. 22, оп.1, д. 1874
ВЕСТНИК Карачаево-Черкесского государственного Университета им. У.Д. Алиева, №29/2011 г. C. 128-133 Просмотров: 1424
|
Всего комментариев: 0 | |