Пятница, 26.04.2024, 23:59

Карачаевцы и балкарцы

Сыфатында болмагъан, суратында болмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Позорное пятнышко
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

БАСИЯТ ШАХАНОВ

СТАТЬИ, ПОДПИСАННЫЕ ПСЕВДОНИМОМ П. Д’АРЖАН

Несколько слов по адресу нашего медицинского общества. Как уже известно, оно в последнем своем собрании, между прочим, решило возбудить пред начальником области ходатайство о предоставлении для заседаний общества помещения в областном правлении. Мотивом для этого ходатайства служит то соображение, что, при отдаленности военного госпиталя, где заседания происходят в настоящее время, многие лишены возможности посещать их. Мотив веский, и мы не сомневаемся, что ходатайство симпатичного общества будет удовлетворено. Однако радоваться этому особенно не придется. И вот почему. Как ни симпатичны те цели, которые преследует наше медицинское общество, как ни плодотворна, несомненно, его работа, - есть и у него одна «заковыка», которая умаляет значение этой работы. Мы говорим о том параграфе устава общества, по которому все заседания его должны быть закрытыми, т. е. недоступными для публики. Какими соображениями руководились составители устава, включая этот параграф, нам неизвестно, несомненно, однако, что, как бы ни мудры были эти соображения в те времена, - теперь они решительно ничем не оправдываются. Времена, когда все и вся считало нужным уподобляться буддийским жрецам и облекать свою деятельность непроницаемой таинственностью, слава Богу, прошли, и теперь стало почти непреложной истиной, что лишь широкая гласность, свободный контроль - верный залог правильной и целесообразной деятельности всякаго общественнаго учреждения. Медицинское общество вряд ли сможет составить исключение из этого правила. Напротив: помимо контроля, как упомяну-таго залога правильной и целесообразной деятельности, доступ публики на заседания нашего (да и всякаго другого) медицинского общества важен еще и в том смысле, что здесь публика могла бы почерпнуть много полезных и важных для себя сведений по гигиене, санитарии и пр. И насколько нам известно, так именно и смотрят на свою деятельность некоторыя медицинския общества: они признают, что, рядом с разработкой чисто научных вопросов, на их обязанности лежит и внесение полезных знаний в народ, в массу. Сошлемся в доказательство на общество врачей вЪдес-се, где [заседания] постоянно открыты для публики и привлекают многочисленных слушателей, жадно ловящих каждое компетент-ное указание популярных референтов, сошлемся и на тифлисское медицинское общество, также допускающее на свои заседания (впрочем, не все) посторонних слушателей. Почему же не хочет или не может допустить их наше медицинское общество? Ведь ему-то (мы это с удовольствием свидетельствуем) уж во всяком случае ничего от посторонних глаз скрывать не приходится! И вот подите же, почему-то пресловутый параграф до сих пор строго охраняется и публике на заседания общества доступ закрыт. больше того, члены общества, эти се–ьезные люди науки, не останавливаются даже перед курьезом перед серьезным обсуждением вопроса о том, могут ли быть допущены на заседания общества представители прессы. Факт. Загляните в журнал одного из сентябрьских или августовских (кажется) заседаний нашего общества, и вы встретите там такую высококомическую запись: «Слушали отношение заведывающаго редакциею «Казбека» о допущении на заседания общества референта газеты. Постановили: допустить представителей печати на заседания общества». И постанови-ли, заметьте, после полуторачасового обсуждения этого вопроса! Как бы ни было, постановление уже сделано, представители печати на заседания нашего медицинскаго общества допускаются. Не значит-ли это, что нужно быть логичными и пойти дальше? Ведь, допуская референтов газет, общество ipso косвенно допустило публику. Так отчего же не быть последовательными и не допустить всех желающих поучиться и почерпнуть у людей науки кое-что из их познаний? И особенно теперь, когда обществу бу-дет предоставлено помещение, где публика его стеснять не мо-жет? Такие параграфы, как указанный нами пресловутый параграф нашего медицинскаго общества, являются темными пятнами для всякаго уважающаго себя общественнаго учреждения. Правда, теперешние члены общества не повинны в том, что он существует в настоящее время. И чем скорее они избавятся от него, тем будет лучше.

Вот почему, поднимая этот вопрос, мы выражаем твердую уверенность, что в одном из ближайших собраний общества мы будем иметь возможность отметить в постановлении о выключении инкриминируемаго параграфа.

П. д'Аржан


Примечания.

В книгу включена небольшая часть публикаций Б. Шаханова, под-писанная псевдонимом «П. д’Аржан». Первая статья П. д’Аржана -«Театральные наброски» напечатана в газете «Приазовский край» в № 1 за 1900 г. Судя по тексту, это не первая публикация Б. Шаханова в этой газете. Но до этого номера в этом органе нет публикаций П. д’Аржана. Или Б. Шаханов имел в газете другой псевдоним, не установленный на сегодняшний день, или же он имеет в виду свои статьи, опубликованные в других изданиях.

В текстах сохранены некоторые элементы орфографии, нормативные для публицистики начала века.


Корреспонденция напечатана в газете «Приазовский край», 1900, № 24. 1 Ipso (лат.) - в действительности, на деле.

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (16.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара
Просмотров: 528 | Теги: Позорное пятнышко

Всего комментариев: 0
avatar