Вторник, 23.04.2024, 12:49

Карачаевцы и балкарцы

Къатынны бедиши, эркишиге ёлюм.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Горские аграрные вопросы
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

МИСОСТ АБАЕВ

Эмчекское право создалось на такой почве: таубии отдавали, преимущественно Кара-Киши, в бессрочное пользование участки своих земель на таких условиях. Получивший от таубия участок земли обязан был отдавать ему, таубию, известную часть калыма при выдаче замуж своих дочерей и сестер за все время пользования полученным участком и, вообще, оказывал ему личные услу-ги, называясь «эмчеком» его; таубий же, кроме того, покрови-тельствовал своему «эмчеку» и всегда являлся его защитником.

Каждая таубиевская фамилия имела своих Кара-Киши, Кара-Оздень, которые несли известные личные и материальные повинности по отношению к своим таубиям. Последние иногда обижали их, поэтому каракиши одного таубия становился «эмчеком» другого таубия, чтобы, кроме получения земли на эмчекском праве, иметь еще защитника от самоуправства со стороны своего тау-бия. Но «эмчек» имел право во всякое время возвратить участок его собственнику и освободиться от эмчекских обязанностей. Таубий тоже был вправе отобрать свой участок, когда пожелает, при неисполнении «эмчеком» своих обязанностей. Вот это и называется «эмчекским правом» и отношением, которые до сего времени сохраняются между многими горцами.

Эти народные поземельные права и отношения, установившиеся в незапамятные времена, доказывают существование издавна в горских обществах ясного понятия о праве собственности на землю и самом праве. Пустопорожние места, негодные для обработки по скудности почвы, по месту расположения и другим причинам, и изображающая выгоны со скудною растительностью или летние пастбища, составляют общее достояние и собственность каждого сельского общества и в отдельности каждого поселка. Здесь необходимо некоторое разъяснение.

Границы территории горских обществ со стороны соседних народов издавна точно установлены; точно также имеются опре-деленные границы между самими 5-ю горскими обществами. Мало этого, так как каждое горское общество состоит из отдельных поселков, отстоящих друг от друга на расстоянии от нескольких верст до несколько десятков верст, то каждый поселок владеет своим собственным выгоном и пастбищем, или же группа поселков имеет свое пастбище.

Полагаю, что приведенные данные достаточно подтверждают правильность взгляда и заключения бывшего наместника Кавказа в отношении землевладения и экономического положения добровольно принявших русское подданство горских обществ, т.е. что в этих обществах удобные земли составляют частную собственность отдельных лиц, а летние пастбища собственность обществ, поселков и групп поселков, составляющих части целых обществ, и что, в общем, у горцев ощущается недостаток в земле для поддержания своего безбедного существования и что необходимо им прирезать земли из плоскостных кабардинских свободных земель.

Посмотрим теперь приведены ли в исполнение, как и когда Высочайше утвержденные проекты, основанные на представлениях наместника Кавказа, сделанных полвека тому назад, и в каком положении находятся в настоящее время горцы Нальчикского ок-руга в отношении обеспеченности землею.

В 1863 году «свободными» кабардинскими сословиями заявлено было, как говорится, в отзыве наместника, что в Кабарде не было частной земельной собственности и на основании этого заявления все кабардинские земли были признаны государственными. Действительно ли так было или нет, теперь нет надобности поднимать вопроса. В правильности этого заявления, по-видимому, сомневался и сам наместник, что усматривается из его отзыва, но теперь достоверно известно всему населению, что Кодзоков, бывший председатель комиссии по разбору личных и земельных прав туземцев Терской области и правая рука начальника области Лорис-Меликова по управлению туземным населением, будучи сам по происхождению кабардинцем, принявшим православие, немало работал в деле подачи упомянутого заявления высшими сословиями Кабарды и достиг этой цели через посредство некоторых влиятельных лиц из кабардинцев, которые, кажется, впоследствии несколько раскаивались в своем поступке, хотя нельзя сказать, чтобы они особенно были обижены.

Называть этих лиц я не стану, т.к. некоторые из них умерли сравнительно недавно.

К подаче подобного же заявления об отсутствии в горах поземельной собственности склонял Кодзоков и Таубиев, но они отказались от такой лжи, поэтому Кодзоков принимал все меры к тому, чтобы вопреки проекту наместника, границу территории горских обществ отодвинуть как можно дальше в горы, и с этой целью возбудил кабардинцев с помощью своих соучастников против горцев и они начали пограничные споры, благодаря чему фактическое размежевание пограничной линии совершилось через 20 с лишним лет, т.е. в 1883 г. При этом, горцы вынуждены были, дабы прекратить эти интриги и споры отступить во многих местах дальше, чем следует, и отказаться от части земель, которыми они владели искони.

Кодзокову же обязаны горцы тем, что осталось не приведенным в исполнение и предположение о перенесении некоторых кабардинских аулов, расположенных у самых выходов из горных ущелий, где горский скот мог бы иметь осеннее и весеннее пастбища, на низовья; об этом предположении упомянуто в докладе г. военного министра. Таким образом, к горской территории земли не прибавилось, а скорее убавилось при межевании границ.

За горцами осталось право пользования из так называемых горных запасных пастбищ и лесов, расположенных между территорией горских обществ с одной стороны, и кабардинских сельских наделов, и пожалованных частным лицам участков - с другой, и оставленных во владении Большой и Малой Кабарды и горских обществ. Но, зато с учреждением кабардинского лесничества горцы лишились права бесплатной пастьбы стад под общими лесами; без этих же лесных пастбищ, по неимению других, они не могут содержать скот, почему ежегодно взносят значительную плату в лесничество за лесное пастбище.

Народонаселение горских обществ за время с начала 60-х годов увеличилось более чем вдвое, если считать правильными те сведения о количестве дворов и душ в них, на основании которых военный министр писал в своем докладе 1869 года, что «в горских общест-вах имеется 1020 дворов с 6120 душами», так как в настоящее вре-мя в горских обществах считается, за исключением ушедших оттуда во вновь образованные на плоскости селения из безземельных горцев, в разные селения Кабарды и другие места, около 2500 дворов с населением около 12-15 тысяч душ обоего пола, считая не по 6, как раньше, а по 5 душ в среднем на каждый двор. Кроме скотоводства, другой отрасли хозяйства нет и не может быть.

Давно нет и той ничтожной побочной выручки, о которой говорилось в докладе военного министра, т.е. сбыта лучины путем мены ее на зерно, так как нет потребности в ней со времени распространения керосина, да, кроме того, почти истреблены тощие рощи сосен и елей, растущих на скалистых склонах гор.

Из сказанного ясно видно, что незавидное экономическое положение горцев, на что было обращено внимание бывшего наместника на Кавказ, в настоящее время еще более ухудшилось, а значительная часть населения совсем обеднела; если же принять во внимание то, что население теперь несет такие общественные и казенные повинности, которых не было 50-60 лет назад, то это станет еще яснее. Раньше каждый дом ежегодно платил 5 р. государственной подати и каждое общество 50 р. в год жалованья старшин, а, в общем, на уплату всех общественных и казенных повинностей каждому дому приходилось платить ежегодно от 5 р. 50 к. до 6 р., в настоящее же время приходится платить каждому дому ежегодно от 15 до 20 р. Те хозяева, которые еще стараются поддерживать свое скотоводческое хозяйство, вынуждены арендовать землю у кабардинцев и казаков на плоскости, а балкарцы арендуют летнее пастбище на южном склоне кавказского хребта в пределах Кутаисской губернии у казны и частных лиц.

Для того, чтобы иметь правильное понятие о положении и жизненных условиях горцев, надо побывать в жилищах обыкновенных тружеников горцев, а не у сельских старшин, назначенных администрацией, и у единичных, сравнительно зажиточных лиц, как это делают чины различных ведомств и туристы, и надо видеть ежед-невную пищу и одежду горцев. Трудно представить себе худшие условия жизни. Изба среднего русского крестьянина в сравнении с саклей горца - дворец. Постоянная пища горца состоит из печенного в золе чурека, сделанного из ячменной или кукурузной муки. При этом горец работает круглый год, так как у горцев в году только два больших праздника по 2-3 дня каждый, а по пятницам они работу прекращают только на время полуденной молитвы (джума) часа на два. Горцы ведут трезвую жизнь, питейных домов у них нет. Чиновники, туристы и люди науки обыкновенно посещают горские общества летом, когда скалы, камни, даже земляные крыши домов покрыты зеленью и люди выглядят бодрыми. По этому впечатлению составляют понятие о земле и людях.

Надо бывать в горах поздней осенью и зимою, чтобы составить правильное понятие о земле и условиях жизни горцев. Такое безвыходное положение горцев является причиною заметного в последнее время стремления массы к переселению в Турцию, несмотря на сильную привязанность горцев к родине.

Но местная администрация не хочет этого видеть и понять, и ищет какие-то другие, не существующие причины с «политиче-ской» подкладкой, чем вводит в заблуждение правительство и вселяет своими действиями недоверие к правительству со стороны горцев. Мне могут задать вопрос, почему же горцы молчат и не заботятся об улучшении своей участи?

Постараюсь дать точный ответ на этот вопрос.

Горцы, имея издавна сношение с Грузией через горы, по-ви-димому, больше, чем плоскостное население Кабарды, были осведомлены о силе русского государства; кроме того, этому маленькому народу, не имеющему по языку и национальности ничего общего с кабардинцами, осетинами и грузинами, приходилось вести постоянную борьбу из-за сохранения своей самостоятельности и своей территории с соседним, сравнительно многочисленным, кабардинским племенем, - с одной стороны, и постоянные столкновения с осетинами и сванетами - с другой. Эти обстоятельства, как я полагаю, и послужили поводом к тому, что горцы решили присоединиться к России и пользоваться ее покровительством.

В самом начале прошлого столетия представители таубиев от всех горских обществ пробрались секретно через Кабарду в Ставрополь, явились к главнокомандующему русской армией и заявили, что они и народ их принимают русское подданство. При этом одним из главных пунктов условий присоединения было поставлено сохранение за горцами навсегда право собственности на их земли, границею которых со стороны Кабарды они считали линию, проходящую у подножия гор, т.е. ту линию, по которой, за некоторыми уклонениями, впоследствии были поставлены русские посты-крепости. А что эта линия служила границей горской территории со стороны Кабарды доказывается сохранявшимися ка-менными плитками, на которых высечена надпись на горском (татарском) языке, помеченная 1127 годом мусульманского летоисчисления и гласящая, что пограничный спор между «подвластной крымскому хану Кабардой», с одной стороны, и балкарскими народами, с другой, - решен третейским судом, состоявшим из од-ного сванетского князя Отарова, крымского Мурзы Сарсарова, дагестанского князя Агалархана и из выборных от самих кабардинцев и горцев, и границею установлена вышеуказанная линия.

В 1852 г. по Высочайшему повелению вызвана была в Петербург депутация, состоявшая из горских таубиев, выборных от каждой фамилии, которая была принята Государем Императором Николаем I. Император лично выслушал желания и просьбы депу-татов, которые тут же были произведены в офицеры с назначением им пенсий. В числе главных пунктов просьбы этой депутации первое место занимал пункт о сохранении за ними права владения и пользования полянами, расположенными на северной стороне гор, вне своей горской территории. Затем, горцы все время систематически продолжают плакать о недостатках земли, не пропуская ни одного случая приезда начальствующих лиц, назначения новых начальников и т.п. Одни из этих начальников отделывались словами, другие относились сочувственно и обещали свою помощь, но жалобы и просьбы горцев дальше Владикавказа не пропускались или же освещались в ином виде. Но вот в последнее десятилетие нашлись и такие господа из чиновников, как, напри-мер, чиновник местного межевого управления г.Тульчинский, которые стали уверять письменно и словесно, официально и частно всех, в том числе и самих горцев, в том, что если уничтожить в горах поземельную собственность и все земли распределить меж-ду всеми поровну, то для всех земли будет достаточно и горцы будут блаженствовать, забывая при этом, что в горах нет ни одного землевладельца, которому хватило бы на собственное пропитание хлеба своего посева на собственной земле, при самой тщательной обработке путем удобрения и орошения, и сена со своего участка на прокорм скота. Точно также ни один землевладелец-горец не имеет собственного весеннего и осеннего пастбищ.

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (12.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара
Просмотров: 508 | Теги: Горские аграрные вопросы

Всего комментариев: 0
avatar