Пятница, 29.03.2024, 10:16

Карачаевцы и балкарцы

Хоншуда малгъа бёрю да тиймейди.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

101. СИБИЛЬЧИ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

V. НАРТСКИЕ ПЕСНИ И СКАЗАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ НЕСКОЛЬКИМ ГЕРОЯМ
Ой, нарты вышли |в путь-дорогу] радостные,
Полакомившись барсучьим мясом,
Встали и отправились в путь.
Дошли до стада коров.
5 Не было здесь пастуха,
Кто их пасет, не знают.
До вечера коровы паслись,
[Вечером] к пещере [стадо] направилось.
Оставив своих спутников,
10 Со словами: «Аланы, посмотрю:
Если живут там люди,
Нас в гости примут», —
Ушел в кош Сибильчи.
Вышел [ему навстречу] эмеген.
15 На лбу один глаз [горит].
Было льстивым каждое слово его.
[0н] завел [Сибильчи] в пещеру,
Закрыл вход скалой,
Развел костер,
20 Нашел железный вертел
С острым, как гвоздь, концом.
«Тейри послал, — сказал, — человечий шашлык!»
Когда вертел стал ярко-красным,
Эмеген повернулся, чтобы подложить дров [в костер],
25 Сибильчи схватил раскаленный вертел.
И вонзил в [единственный] глаз эмегена.
Эмеген ослеп.
До утра метался [эмеген] по пещере в поисках [нарта],
А Сибильчи уже не боялся эмегена,
30 Но выйти из пещеры не мог.
Как теперь ему отодвинуть скалу?
Наступило утро. Когда солнце взошло,
Коровы стали мычать.
Эмеген немножко отодвинул скалу,
35 Каждую корову выпускал, ощупав.
Сибильчи остался внутри [пещеры].
Эмеген опять стал его искать.
Когда наступили вечерние сумерки,
Он костер развел.
40 Сибильчи бесшумно
Положил в огонь тот же вертел,
Вертел стал ярко-красным.
[Когда] эмеген приоткрыл дверь, [чтобы стадо впустить],
Сибильчи, подкравшись сзади,
45 Воткнул [в него] раскаленный вертел.
Бросив скалу, эмеген к Сибильчи кинулся. [А тот], нацелившись, вонзил [вертел в его ослепший] глаз и выбежал наружу.
Он очень боялся,
Что эмеген догонит его.
50 Бежал так, что дух перехватывало.
До своих спутников добежал,
Изнемогая от голода и жажды.
Из этого ущелья [нарты] ушли
[И] добрались до места, где ночевали [накануне].
55 Их костер давно потух.
Они разворошили золу
И достали сваренное в желудке мясо1Балкарские и карачаевские пастухи (охотники), если у них с собой не было никакой посудины, мясо варили в желудке зарезанного (убитого) ими животного..
Оно было доведенным до готовности
Так, чтобы человек с удовольствием [его] съел.
60 Не дождавшись утра, [нарты] в дорогу отправились.
Измучившись от быстрой езды,
Добрались до высушенной [ими] медвежатины.
Половину ее съели птицы.
[Нарты] подобрали то, что осталось.
65 Пожарили сушеное мясо [и поели].
Чабыры их порвались, износились.
Они замочили высохшую медвежью шкуру,
Сделали [из нее] меховые чабыры.
Отдохнув там один день,
70 Уставшими, измученными
Возвратились в свой нартский аул.
Увидели живым-здоровым [нартский] народ.

Примечания.
101. СИБИЛЬЧИ

Архив КЧНИИ. Ф. ф. Исп. Хусейн Гочияев, с. Первомайское (Карачай), 1982, зап. Р. А.-К. Ортабаева.

1 [↑ назад]Балкарские и карачаевские пастухи (охотники), если у них с собой не было никакой посудины, мясо варили в желудке зарезанного (убитого) ими животного.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (01.12.2014)
Просмотров: 481 | Теги: 101. СИБИЛЬЧИ

Всего комментариев: 0
avatar