Пятница, 19.04.2024, 13:58

Карачаевцы и балкарцы

Адам боллукъ атламындан белгили.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Приложение 1 (НАРТЫ И ВЕЛИКАНЫ)
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

V. НАРТСКИЕ ПЕСНИ И СКАЗАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ НЕСКОЛЬКИМ ГЕРОЯМ

Буйная кровь девятнадцати братьев-богатырей не позволяла им долго засиживаться дома. И вот собрались они в наезд. Поехали, ездили долго и наконец забрались в такой дремучий лес, что из него нет никакой возможности выбраться. Долго бедствовали надры; наконец однажды один из них, вскарабкавшись на вершину самого высокого чинара, заметил невдалеке дымок, явный признак человеческого жилья. Братья отправились по этому направлению и действительно скоро достигли великолепного, но по своим громадным размерам чудовищного замка. Они взошли в него, в комнатах так было все исполински велико, что поразило их: на очаге на вертеле остался целый олень; ковши, наполненные вином, вмещали в себе более ведра каждый; но хозяев нарды не нашли, хотя и обыскали весь замок. Как истые богатыри, они, долго не задумываясь, тотчас же вступили в права хозяев и с голоду отдали честь всем напиткам и яствам, которые только нашлись в замке. Отдохнули, опять подкрепились, но вечером, когда уже собирались лечь спать, они услыхали страшный шум, как будто бы целое стадо буйволов бежало прямо к их замку. Действительно, в комнаты к ним вошли владельцы замка — великаны. Каждый из них нес за спиною по оленю или буйволу и на плечах по целому чинару, вырванному с корнем (для топлива).

— А! Здравствуйте, гости дорогие! Очень рады вашему приезду и благодарим, что вы, следуя нашему закону, сами распорядились устроиться в нашем замке; теперь мы вас считаем за своих гостей, и все, что есть у нас, должно быть к вашим услугам.

Сначала струсили было нарды, но затем, видя гостеприимство хозяев, они ободрились и зажили на славу. Каждый день с вечера, когда придут великаны и принесут свою добычу с охоты, у них идет пир горой, а на день великаны, отправляясь на охоту, их запирают. Так прошло девятнадцать дней, на двадцатый великаны приходят с охоты с пустыми руками. «Нечего есть, охота не удалась,— говорят они.— Ну, гости дорогие, мы вас угощали, а теперь отплатите же и вы за наше гостеприимство».

Котел уже повешен, вода кипит в нем... Братья переглянулись, поняли, в чем дело.

— Как вы хотите? Мы ли выберем, или *вы сами бросите жребий? — спрашивали великаны.

Посоветовались братья и решили, что надо начинать с самого младшего.Младший разделся, лег около очага и уже один из великанов занес нож, чтобы зарезать его, как предпоследний брат (самый хитрый из всех) обратился к великанам с такой речью:

— Собраты! Мы вот все время, пользуясь вашим гостеприимством, только пировали с вами, а о деле, по которому мы приехали к вам, еще не сказали вам ни слова. Мы — послы от нашего народа, который, будучи наслышан о вашей мудрости, прислал нас затем, чтобы вы разрешили наш спор.

Все великаны тотчас же обратили внимание на речь нарда, и тот, который уже занес нож на свою жертву, тоже оставил ее и присоединился к прочим, чтобы выслушать речь нарда.

— Дело вот в чем: далеко от нас, на Волге, пасся огромный бык, такой большой, что он с одного берега реки мог щипать траву на другом; но однажды прилетел орел, схватил и унес этого быка в горы с тем, чтобы позавтракать им; долетел он и сел, думая, что на скалу, а вместо того — на рог козла и стал есть свою добычу. Козел даже и не почувствовал, что на его роге обедает орел. Погода в это время была дождливая, и пастух, пасший коз, скрывался под бородой козла, но как-то нечаянно, желая взглянуть, не разъяснивает ли, он раздвинул бороду козла и взглянул на небо. В это время ему попала какая-то соринка в глаз. Как ни бился пастух, ничего не может поделать; должен был пойти домой и просить свою мать, чтобы та вылизала ему языком соринку из глаза. Мать сделала это и, конечно, соринку бросила. Впоследствии оказалось, что соринка эта была лопатка нашего быка, которую уронил орел во время своего завтрака. Прошло много лет, кость покрылась землею, люди обработали эту землю и поселились на ней целым аулом.

Долго ли, коротко ли жили они, но вдруг стали замечать, что у них делается по ночам нечто вроде землетрясений и, кроме того, аул их каждую ночь поворачивается, так что если вчера где был восток, то сегодня уже на этом месте юг, дальше запад и т. д. Возмутился народ, собрали сходку, судили, рядили и в конце концов постановили, чтобы на ночь ставить караул. Как сказано, так и сделано, и в первую же ночь караульные заметили, что к ним подходит громадная лисица и что-то роется и теребит под землею. Оказалось, что она нашла лопатку быка, которую мать пастуха выбросила вместо соринки. Что делать? Порешили всем миром подстеречь лисицу и убить ее.

Вооружился стар и млад, охотники на ночь засели и действительно убили лисицу. Наутро стали сдирать с нее шкуру. Один бок содрали, порезали, и оказалось, что на все село хватит каждому на хорошую шапку. Поделили. Другой бок остается в чистых барышах и продать можно. Но чтобы снять шкуру, лисицу нужно перевернуть. Весь аул маялся, маялся целый день и не мог даже с места стронуть эту тушу, но вдруг приходит какая-то старуха, посмотрела, посмотрела и веретеном совершенно легко перевернула лисицу. «А,— говорит,— да из этой шкуры на полшапки хватит моему сыну». Содрала шкуру и ушла.

Вот теперь, мудрые великаны, наши одноземцы, не умея сами решить дела, а наслышавшись о вашей мудрости, и послали нас к вам, просить вас, чтобы вы разрешили вопрос: кто был больше и сильнее? бык ли, орел ли, козел ли, пастух, мать пастуха, лисица, старуха или ее сын? Мы ждем ответа от вашей мудрости.

Великаны призадумались. Каждый из них был особого мнения, и между ними завязался спор: один отстаивал свое, другой — свое, образовались партии, а как всегда в такого рода спорах бывает, страсти разгорелись, и дело дошло до драки. Помещение не дозволяло развернуться исполинским силам, и они выбежали в поле. А нарды между тем, воспользовавшись этим, выбежали из замка, вскочили на своих летучих коней и все благополучно прибыли домой.


Примечания.

BE. 1879, кн. 8, с. 707—709. Публ. П. Острякова; КБФ, с. 53—55.

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (01.12.2014)
Просмотров: 597 | Теги: Приложение 1 (НАРТЫ И ВЕЛИКАНЫ)

Всего комментариев: 0
avatar