Четверг, 25.04.2024, 22:14

Карачаевцы и балкарцы

Къыз эрге ашыгъыр, ёлю джерге ашыгъыр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

55. КАК АЛАУГАН ПОХИТИЛ ЗОЛОТУЮ ШУБУ У ЭМЕГЕНОВ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IV. ДЕБЕТ — АЛАУГАН — КАРАШАУАЙ

Однажды Алауган сел на своего Гемуду со словами: «Поеду, развлекусь и приеду» — и отправился в путь. Ехал он, пока не наступили вечерние сумерки. Вдали заметил свет костра. «На этом голом месте не было ни аула, ни коша, о боже, что же это за свет?» — стал гадать Алауган.

Он не знал, что и подумать, а его конь Гемуда, на котором он сидел, сказал человеческим голосом:

— Там живут семь семиголовых эмегенов. Они положили в казан с сорока ушками пятилетнего быка, под ним разожгли сильный огонь, вот это и свет этого огня. У этих семи эмегенов есть золотая шуба. Это не просто золотая шуба, у этой шубы воротник поет, рукава бьют в ладоши, а полы танцуют... Если боишься, убегай подальше, если нет, подъедем к ним. Если будешь делать, что я тебе скажу, заберешь шубу и вернешься, если не [послушаешься], эмегены съедят тебя. Как только мы появимся, эмегены обрадуются: «У-у, Алауган, откуда ты появился? Проходи, проходи!» А старший скажет: «Привяжите коня гостя!» Тогда ты скажешь: «Конь у меня злой, как бы не наделал беды, может лягнуть задней ногой и передними ногами, даже может укусить, не прикасайтесь к коню!» Самый смелый из эмегенов подойдет и скажет: «Что может сделать нам этот жеребеночек?» Сказав так, он захочет взять у тебя поводья, а я быстро повернусь и изо всех сил ударю [его] копытом — увидишь, куда отлетит эмеген. Эмегены подумают, что он умер, и сбегутся к нему, тогда ты зачерпнешь их ведерным черпаком шорпу из кипящего казана и плеснешь на них, тогда они скажут: «Эй, Алауган, ты что, с ума сошел? Чуть не обварил [нас]»— и разбегутся, забыв про шубу. Если тогда сможешь схватить золотую шубу и быстро взобраться на меня, то ты спасешься. Если не сможешь, они затопчут тебя!

Алауган, вняв умному совету Гемуды, не испугался, подошел к эмегенам.

— Добрый вечер, древние старцы! — поздоровался Алауган с эмегенами.

— Спасибо, Алауган, сойди с коня, проходи! — сказали эмегены и переглянулись друг с другом. Алауган, сходя с коня, заметил казан с сорока ушками, в котором варилось мясо, о котором говорил его конь.

— Вставайте, привяжите коня гостя! — приказал тамада эмегенов.

— Эй, оставьте [его], это свирепый, скверный конь, он может изувечить вас! Он бьет и передними и задними ногами, мало того, он еще и кусается. Не трогайте, марджа,— попросил Алауган.

Тогда вышел вперед самый спесивый из эмегенов. Сказав: «Что может сделать этот жеребеночек?»,— он вплотную приблизился к Гемуде. Тут конь ударил его копытом так, что эмеген далеко отлетел и растянулся на земле.

С криком: «Ой, неужели он убил его?» — эмегены бросились к нему.

Когда они побежали туда, Алауган большим черпаком [зачерпнул кипящую шорпу] и выплеснул на них. В этот момент золотая шуба вывалилась из потайного места и упала перед Алауганом.

Алауган вскочил на коня, схватил золотую шубу и, пока эмегены пришли в себя и бросились к нему, был таков.

Добрался [он] домой, привязал своего коня в сарае, повесил золотую шубу на самое почетное место в доме. Тотчас воротник золотой шубы заиграл на гармонике, рукава захлопали в ладоши, подол стал танцевать. Увидев сияние, которое излучала через окно золотая шуба, весь нартский аул, не исключая ни стариков, ни детей,— весь джамагат собрался у дома Алаугана.

— Что за чудо? — удивлялись они, разинув рты.

Алауган широко открыл свою дверь, чтобы все могли увидеть золотую шубу. Смотрят [нарты] — и что за чудо: у золотой шубы воротник издает музыку, рукава хлопают в ладоши, а подол танцует!


Примечания.

Архив. КЧНИИ. Ф. ф. карач. Исп. Абугали Узденов, с. Терезе (Карачай), 1985, зап. Р. Ортабаева.

В других национальных версиях Нартиады мотив волшебной шубы встречается в осетинском сказании «Амзор, сын Урызмага» (Нарты. Осетинский героический эпос. Кн. 2, с. 375).

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (28.11.2014)

Всего комментариев: 0
avatar