Четверг, 25.04.2024, 14:23

Карачаевцы и балкарцы

Бай кёб сёлешир, аз этер.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

34. КАК НАРТЫ НАШЛИ СОСУРУКА
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

III. СОСУРУК/СОСУРКА

Однажды, когда нарты возвращались из похода, на островке одной могучей реки [они] увидели маленького мальчика: на глазах нартов раскололся большой камень состар и этот мальчик появился из него.

Нарты остановились на этом месте, чтобы дать отдых коням. [Они] стали препираться друг с другом: «Ты поплыви к острову за мальчиком». — «Нет, ты». Наконец один из нартов решился [поплыть]. Его звали Ёрюзмеком. Привязали к поясу Ёрюзмека аркан и спустили [его] в реку.

Ерюзмек доплыл до острова, снял аркан с пояса, привязал его к камню, а сам пошел к месту, где находился мальчик. Подошел он и увидел богатыря-младенца.

Ёрюзмек протянул мальчику указательный палец. Мальчик [тут же] схватил его палец. Ёрюзмек пытался вытащить свой палец, но никак не мог, и, чтобы освободиться от мальчика, [он так дернул руку], что вывихнул [палец]. [Ёрюзмек] вправил свой палец и доставил мальчика с острова к нартам.

Через месяц нарты доехали до своего аула. Весть о мальчике разошлась по всей нартской стране. Собрались [все] мудрые старики нартов и нарекли этого мальчика Сосуруком.

Кто знает, почему они так назвали [его]? Может потому, как говорил отец моего отца, что мальчик вышел из камня состар1...мальчик вышел из камня состар...— См. примеч. 2 к тексту 31., а может, [это имя] имеет другое значение?2...может, [это имя] имеет другое значение.— Пояснение сказителя.

Позвали мать Ёрюзмека, чтобы она дала [ему свою] грудь.

И с этого дня [Сосурука] стали считать младшим братом Ёрюзмека3...Сосурука стали считать младишм братом Ёрюзмека.— У балкарцев и карачаевцев, как и у других кавказских народов, человек, коснувшийся губами груди женщины, становится ее приемным сыном.. А его самого стали называть не [просто] Сосурук, а Нарт Сосурук.

Прошли годы. Нарт Сосурук вырос и начал участвовать в делах могучих нартов. Однажды [все] нартские аулы вышли на борьбу с эмегенами, которые всячески вредили нартам. В этом походе Нарт Сосурук показал себя как настоящий батыр.


Примечания.
Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 6, балк. Исп. Мажит Жарашуев (р. 1920), с. Булунгу (КБР), 1965, зап. А. 3 . Холаевым. Опубл.: МКХПЧ, с. 32. Сюжет сказания отличается значительным своеобразием — такого описания появления Сосурука нет ни в других вариантах балкаро-карачаевского эпоса, ни в сказаниях других народов Кавказа. Данное сказание — единственный вариант, в котором Сатанай не принимает участия в рождении Сосурука.
1 [↑ назад]...мальчик вышел из камня состар...— См. примеч. 2 к тексту 31.
2 [↑ назад]...может, [это имя] имеет другое значение.— Пояснение сказителя.
3 [↑ назад]...Сосурука стали считать младишм братом Ёрюзмека.— У балкарцев и карачаевцев, как и у других кавказских народов, человек, коснувшийся губами груди женщины, становится ее приемным сыном.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (27.11.2014)
Просмотров: 711 | Теги: 34. КАК НАРТЫ НАШЛИ СОСУРУКА

Всего комментариев: 0
avatar