Среда, 24.04.2024, 07:36

Карачаевцы и балкарцы

Джан джашаўдан тоймаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

20. НАРТ ЁРЮЗМЕК И ЭМЕГЕНЫ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ

Сын нартов Ёрюзмек среди нартов был первым во всем — в стрельбе, борьбе, разных состязаниях. Он был одним из известных нартов, не раз показал он свою храбрость и мужество.

О его силе и могучем телосложении знали как нарты, так и их враги — эмегены. Во время сражений с эмегенами Ёрюзмек много их уничтожил. Сын нартов Ёрюзмек никогда не возвращался из похода, не исполнив своих намерений. Разными способами он выходил невредимым из любого трудного положения. Поэтому слава Ёрюзмека росла среди нартов все больше и больше.

Часто вместе со своими друзьями-нартами или один он встречал эмегенов и [всегда] уничтожал их.

У Ёрюзмека и его друзей не было другого оружия, кроме лука. Ёрюзмек хорошо знал, что в стрельбе из лука эмегены не могут соперничать [с ним]. Ёрюзмек тяжело переживал те ночи и дни, когда ему не удавалось встретиться [и сразиться] с эмегенами.

Однажды в руки Ёрюзмеку впервые попало ружье1Введение в сказание ружья и пуль — явно позднее включение в балкаро-карачаевский эпос., и он испытал его. Он, зная, что эмегены не имеют понятия о ружье, взял много патронов, чтобы хватило, если ему придется сразиться даже с большой группой врагов, закинул ружье за плечо и тайно от братьев и друзей-нартов один отправился в поход.

Шел он, шел и, миновав дремучий лес, вышел в долину. Там убил много диких коз. Оттуда поднялся на возвышенность, посмотрел вокруг [и], не обнаружив дороги, задержался там до вечера.

Когда наступила ночь, [Ёрюзмек] взял две палочки, потер их друг о друга, добыл огонь, приготовил из мяса шашлык, поел и лег спать. На следующий день на рассвете погасил огонь и спустился в другую широкую долину.

Ёрюзмек шел-шел по этой долине против течения реки и, когда солнце стало приближаться к закату, не снимая своего ружья, стал собирать дрова, чтобы развести огонь. В этот момент он услышал чье-то бормотание. Ёрюзмек отошел в сторону, притаился за огромным, как скала, камнем и стал высматривать того, кто бормотал.

Через некоторое время Ёрюзмек заметил старого трехглавого эмегена, который направлялся туда, где были его дрова.

«Что же он будет делать? Остановится здесь или уйдет, один он или есть у него спутники?»— думал Ёрюзмек.

[Тем временем] трехглавый эмеген, дойдя до дров, бросил дерево, которое нес, усталым голосом произнес: «Ох-ох-ох» — и опустился на землю.

Тут Ёрюзмек со словами: «Откуда ты знаешь Ох-ох-оха? Это я. Что случилось, бедняга? Чего тебе надо? Мое имя вспоминают только те, кому очень тяжело. Расскажи, что случилось?» — вышел из-за камня.

— Эй, сын человечий! В эти края [еще] не ступала нога человека. Откуда ты взялся? А что у тебя в руках?— спросил эмеген.

Ёрюзмек обрадовался встрече с эмегеном, но от прямого ответа уклонился:

— Эй, друг, довольно задавать мне вопросы, лучше скажи, почему ты вспомнил мое имя? Если нуждаешься в чем-то — не стесняйся, не бойся меня.

Эмеген осмотрел ружье Ёрюзмека и вместо ответа опять спросил:

— Что это такое?— и показал на ружье.

— Оно,— ответил Ёрюзмек,— снимает усталость с уставшего, кто бы он ни был. Оно — средство, дающее возможность достать все то, чего захочешь, я — его хозяин, а зовут меня Ох-ох-ох. Я являюсь с ним к тому, кто произнес мое имя, и заставлю его прогрохотать один раз. При этом [тот], кто произнес мое имя, сперва теряет сознание [от его грохота], а затем приходит в себя и после этого, если он даже проживет тысячу лет, не будет стареть и уставать, не встретит никаких трудностей, а если и будут трудности, то он легко победит любого сильного противника,— и так проживет весь свой век. А называется оно «дырявым». Смотрю [я на тебя] и вижу, что ты с ним еще не знаком, поэтому ты и устаешь и, сам этого не понимая, просишь меня о помощи. Если ты ослаб, скажи, я заставлю дырявого загрохотать [и сделаю тебя] сильным.

— Да,— сказал эмеген,— как ты говоришь, я и вправду уже дряхлый. Я живу триста лет, знаю много средств и способов, но о том, о чем ты рассказал, я [еще] не слышал. У меня есть два старших брата, и они и я накопили много добра, мы очень богаты. У нас по четыре сына. С тех пор как мы втроем вышли [в поход], чтобы обучить всему наших сыновей, прошло ровно сто лет. Поверь, конечно, наши силы уже на Исходе. Если ты омолодишь нас и продлишь нам и нашцм сыновьям жизнь, [мы] дадим [тебе] столько добра, что ты проживешь свой век, ни в чем не нуждаясь.

— Эй, друг, то, о чем я рассказал, ты неправильно понял. Я живу для того, чтобы помогать тем, кто вспоминает мое имя. Иначе бы я с тобой не встретился. Мне не нужно ваше богатство. Но где твои братья и где ваши сыновья? Если им приходится тяжело в походе, то почему они ни разу не произнесли моего имени? Теперь, если ты их встретишь, расскажи им все, как есть. Но [запомни]: я встречаюсь не с группой и даже не с двумя [эмегенами], а только с одним,— сказал Ёрюзмек.

— Эй, Ох-ох-ох, даже за короткое время, что я беседовал с тобой, [я] отдохнул, и тело мое набрало силы. [Я] очень рад этому. Вот заставил бы ты этого дырявого прогрохотать один раз, снял бы с меня усталость, омолодил бы меня,— попросил эмеген.

— Если ты поверил тому, что я сказал, я сейчас же сниму твою усталость, верну тебе силы. После этого ты, даже сам не замечая этого, поспешишь туда, где вы живете. Вы, эмегены, рождены бороться до смерти, чтобы одерживать победу над своими врагами, особенно над нартами. Мне это известно. Нарты, узнав о вашем отсутствии, собрались вместе и идут сражаться с вами, и это мне тоже известно. Однако я не знаю, где вы живете, скажи [мне] об этом, а потом расскажи, по какой дороге ходят твои братья и ваши сыновья?— спросил Ёрюзмек.

— Ты ведь сам видел, что после долгого путешествия я пришел сюда усталым и измученным, скажу тебе честно, мы с братьями договорились встретиться здесь, но я пришел немного раньше, чтобы развести костер, они тоже скоро придут. Из мяса убитых нами на охоте оленей на костре, который я разведу, мы сделаем шашлыки. Насытившись вдоволь, мы отправимся домой. Отсюда до нашего дома один день пути. Скоро они должны подойти. Ты теперь [прикажи] этому дырявому грохнуть на меня, омолоди [меня] и сделай так, чтобы я мог бодро ходить, и дай [мне] чего-нибудь поесть. Я вижу, у тебя много мяса,— попросил эмеген.

Ёрюзмек выстрелил один раз — эмеген сильно вздрогнул. Эмеген настолько поверил [в силу грохота], что [ему] показалось, будто он стал бодрее. Увидев, что [эмеген] в это поверил, Ёрюзмек сказал:

— По твоим словам, вас — пятнадцать эмегенов. Одним грохотом не обойдешься. Как я уже сказал, я не встречаюсь не только с группой, но даже с двумя [эмегенами]. Поэтому на, бери мясо, ешь, сколько хочешь, [каждого], кто сюда придет, накорми, кратко расскажи о нашей беседе и по одному направляй по той дороге, по какой я пойду. Услыхав первый грохот, направь следующего туда, откуда донесется грохот.

Сказав все это, Ёрюзмек ушел.

К полудню Ёрюзмек добрался до назначенного места и расположился там. Уставшие эмегены к этому времени пришли туда, где был разведен костер. Каждый принес по пятнадцать оленей. [Они] стали хвалить эмегена, который пришел сюда первым:

— Да ты оказался сильнее нас: заготовил дрова, развел костер, убил оленей, приготовил мясо.

Старый эмеген сытно накормил своих спутников и поведал [им] про Ёрюзмека:

— Здесь я встретил одного человека, который сильнее, приветливее и намного умнее любого из нас, [и он] рассказал мне интересные вещи. [Это он] собрал дрова, развел костер и ушел, оставив мне много мяса, чтобы я мог накормить вас. А какой у него грохочущий дырявый! Он его [заставил] загрохотать только раз, а у меня [сразу] прошла усталость, сами видите: [я] стал другим. Теперь, как он велел, вы все по одному пойдете в ту сторону. Когда дойдете до условленного места, окликните: «Ох-ох-ох!»— он появится и заставит дырявого загрохотать.

После этого никто из нас не будет стареть и, сколько бы кто ни путешествовал, не будет уставать и исполнятся все его желания.

Старого эмегена все одобрили, все были довольны им и удивлены его подвижностью. [Они] послали к Ёрюзмеку одного из молодых эмегенов.

Дойдя до Ёрюзмека, он крикнул: «Ох-ох-ох!» Ёрюзмек вышел и тут же выпалил из ружья прямо в эмегена. Молодой эмеген был убит наповал. Эмегены, услышав выстрел, вздрогнули, им показалось, что их усталость прошла. Хотя эмегены просили направлять их к Ёрюзмеку группами, старый эмеген посылал их по одному и последним остался сам. А Ёрюзмек убивал подходивших по одному эмегенов. Ни один из них не вернулся обратно.

Когда пятнадцатый трехголовый эмеген остался один, он досыта наелся и направился туда, откуда доносился грохот ружья. Ёрюзмек вышел ему навстречу и сказал:

— Оказывается, ты и вправду воспитывал и растил эмегенов так, как хотелось нам. Теперь твои братья, твои сыновья и племянники нашли свои места. Поверь, и ты найдешь свое место. Как видишь, я славно потрудился для вас и сделал все, что мог, не жалея сил. Поверь и ты, [что, если тебе будет нужно], я опять не пожалею сил, но тебя одного [я домой] не отпущу. Пойдем с тобой вместе, узнаем, благополучно ли вернулись домой твои спутники. Затем я посмотрю на ваше добро и, попрощавшись с тобой и с ними, уйду.

Когда [они] дошли до большой крепости эмегенов, их, конечно, там не было. Ёрюзмек сделал вид, что удивлен этим, и спросил у эмегена:

— Слушай, а нет ли у вас друзей в этих местах или вдали отсюда? Может быть, твои товарищи пошли [к ним]?

— Нет,— ответил эмеген,— здесь поблизости эмегены не живут. Далеко от этих мест есть крепость других эмегенов — до нее можно добраться через десять дней и ночей пути.

От известных богатырей [нартов] до нас доходили слухи, что [те эмегены], делая набеги [на их аулы], мешают... — начал говорить эмеген, но Ёрюзмек [перебил] его:

— А из этих богатырей,— спросил он,— тебе приходилось видеть кого-нибудь?

— Да,— ответил трехглавый эмеген,— [я] видел многих из них, мне приходилось и сражаться с [ними]. У меня было девятнадцать братьев, которые были старше меня. Но нарты почти истребили наш род. По правде говоря, я не помню случая, чтобы мы одержали победу над этими богатырями. В конце концов здесь [из всех эмегенов] нас осталось три брата. Мы ходим на охоту очень редко и, если удастся убить дичь, едим мясо с удовольствием, а было время, когда мы ели человечье мясо. Теперь, как ты видишь, нас всего пятнадцать. Остальные эмегены погибли в сражениях с этими нартами.

После своего рассказа эмеген попросил:

— Пусть грохнет твой дырявый, посмотрю, как он грохочет.

Ёрюзмек отскочил в сторону и сказал:

— Довольно брехать, теперь я узнал, что из вашего рода ты остался последним. Где находятся [оставшиеся в живых эмегены], я тоже найду, а где ваше богатство, я уже знаю,— и повернул на него ружье.

Старый эмеген задрожал от испуга [и весь покрылся потом], из его пота образовалось глубокое озеро. В этот момент подъехали Рачыкау и Сибилчи, разыскивавшие Ёрюзмека.

Ёрюзмек поведал им обо всем. Затем они убили старого эмегена, погрузили все добро [эмегенов] на своих коней, повезли и раздали нартам. Немного отдохнув, они отправились в поход на поиски [тех эмегенов], о которых говорил старый эмеген. Вот так говорится в сказании.


Примечания.
Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 5, карач. Исп. Рамазан Аджиев (р. 1890), с. Красный Октябрь (Карачай), 1965, зап. С. Б. Настаев. Опубл.: Нартла, с. 35—42; ДЗЕД, с. 47—52.
1 [↑ назад]Введение в сказание ружья и пуль — явно позднее включение в балкаро-карачаевский эпос.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (27.11.2014)
Просмотров: 2247 | Теги: 20. НАРТ ЁРЮЗМЕК И ЭМЕГЕНЫ

Всего комментариев: 0
avatar