Суббота, 27.04.2024, 07:43

Карачаевцы и балкарцы

Аўрууну ким да сатып алмайды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

2. РОЖДЕНИЕ НАРТСКОГО КУЗНЕЦА ДЕБЕТА
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

I. НАЧАЛО НАРТОВ. РОЖДЕНИЕ НАРТСКИХ ГЕРОЕВ
Давным-давно, когда [люди] в пещерах обитали,
Когда корыто из камня, [а] сито из дерева было,

Тейри Неба женился на Тейри Земли,
Загрохотало небо — и земля зачала.

5 Девять лет и девять дней она тяжелой была,
Потом земля разверзлась, и родился Дебет.

Суу анасы1Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 4, балк. Исп. Мухаммат Махараев (р. 1877), с. В. Чегем (КБР), 1958, зап. С. О. Шахмурзаев. Опубл.: Нартла, с. 131 — 134; МКХПЧ, с. 26—28; ДЗЕД, с. 83—85. приняла его и искупала.
[Вместо груди] бурные реки ему в рот направила.

Суу анасы стала [его] молочной матерью,
10 Она вырастила [его], научила мудрости.

Сердце Дебета было из огня,
Из стали были части его тела.

Сухожилия его растягивались, словно тетива,
Когда нужно было, они снова сокращались.

15 Каждый сустав его, [когда Дебет хотел], раздвигался, как [дверная] петля,
А когда [он] не хотел — обратно сдвигался.

Душа и кровь его были созданы из огня,
От прикосновения его руки [даже] камни раскалялись и плавились.

Тейри Огня [его] языку огня научил,
20 Тейри Земли языку камней научил,
Тейри Воды [ему] пищу и воду посылал.

Однажды Дебет в нартские горы пошел,
Беседуя с камнями, [ночью] там остался.

[Долго] советовался с ними,
25 [Потом] набрал камней и в свой аул вернулся.

Эти камни руками раскрошил
[И] узнал, чтб в каждом камне содержится.

Он ел камни, как хлеб.
Чтобы узнать, что есть в каждом камне, испробовал [много камней].

30 Тейри Огня помогал Дебету
Делать из камней все, что он пожелает.

Железо для него было словно тесто,
Как хотел, так и гнул [он] его.

Он знал язык огня, воды и земли,
35 [Возмужав, настоящим] нартом став, в кузнецы пошел.

Что есть в каждом камне, [он] познал,
Он камни, как льдины, плавил,

Кольчуги и щиты изготовлял.
Овладел [всеми] секретами [кузнечного] мастерства,
40 Горные камни жарил, как шашлык.

Он первым [на земле] сделал кузнечный мех,
Он первым на земле добыл железо,
Он первым стал жечь каменный уголь.

Поставив свою кузницу на пути к горе Тырмы,
45 Он железо руками, словно смолу, растягивал.

Прознав о мастерстве Дебета,
Сотни нартов заказали ему [оружие].

С горы Тырмы он спускал руду,
[Делал] стрелы для луков, [нартов] в кольчуги одел.

50 Дебет по эту сторону [горы] железо ковал,
Своим мастерством всех нартов превзошел.

Каждый день он по сто мечей выковывал.
Для нартского войска много [оружия] изготовил.

Его мечи камни, словно мыло, рассекали,
55 Его стрелы Минги тау2Эта нартская песня — одно из специфических и уникальных произведений нартского эпоса балкарцев и карачаевцев. В общекавказской Нартиаде лишь в балкаро-карачаевской версии зафиксирован мотив космического брака, и только у них бытуют нартские сказания и песни, посвященные кузнецу нартов. пробивали.

Его кольчуги меч не брал,
И стрелы их не пробивали.

Дебет здесь, по эту сторону гор,
Много оружия выковав, предоставил его [нартам].

60 Над вершинами гор, [через горный хребет] протянув,
Закалял [его], в Черное море погрузив.

Сырое железо [он] в булат превращал,
Для нартского войска много луков смастерил.

Для Генжетай3Варианты; «Рождение Дебета». Архив КБНИИФЭ. Балкарская фонотека, кас. № 103/8 (п). Звукозапись X. X. Малкондуева и А. И. Рахаева в с. Булунгу (1983) с голоса Каита Жабелова (р. 1884). «Песня о Дебете». Там же, кас. № 6 /1 . Звукозапись X. X. Малкондуева в с. Яникой (1985), с голоса X. Кетенчиева (р. 1898) броню выковал,
65 Пустив стрелу, испытал ее.

Испытал [броню], ударив коня мечом,
Но меч [ее] не взял — лезвие зазубрилось, затупилось.

Стрелы [Дебета] Минги тау пробивали,
[Его] стрелы до Черного моря долетали.

70 Сила оружия нартского войска росла,
Мечи [Дебета] скалы рассекали.

Нартский народ много подвигов совершил,—
Все, что [нартам] было нужно [для этого], Дебет изготовлял.

Дебет был первым, кто железо добыл,
75 [Он] кузнечному делу велел [других] учить.

Примечания.
1 [↑ назад]Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 4, балк. Исп. Мухаммат Махараев (р. 1877), с. В. Чегем (КБР), 1958, зап. С. О. Шахмурзаев. Опубл.: Нартла, с. 131 — 134; МКХПЧ, с. 26—28; ДЗЕД, с. 83—85.
2 [↑ назад]Эта нартская песня — одно из специфических и уникальных произведений нартского эпоса балкарцев и карачаевцев. В общекавказской Нартиаде лишь в балкаро-карачаевской версии зафиксирован мотив космического брака, и только у них бытуют нартские сказания и песни, посвященные кузнецу нартов.
3 [↑ назад]Варианты; «Рождение Дебета». Архив КБНИИФЭ. Балкарская фонотека, кас. № 103/8 (п). Звукозапись X. X. Малкондуева и А. И. Рахаева в с. Булунгу (1983) с голоса Каита Жабелова (р. 1884). «Песня о Дебете». Там же, кас. № 6 /1 . Звукозапись X. X. Малкондуева в с. Яникой (1985), с голоса X. Кетенчиева (р. 1898)
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (26.11.2014)

Всего комментариев: 0
avatar