Четверг, 25.04.2024, 09:47

Карачаевцы и балкарцы

Аман эшек хуна ояр, аман киши къатын къояр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

15. Кёчгюнчю - переселенец
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VI.Сынау - испытание
Къачхынчы — къуууту бла,
Кёчгюнчю - уму ту бла.
Кёчюп келген кеч жатар.
Кёчюп кетген кече сайын
Мекямына къайтыр.
Кёчюп кетгеннге — хошлукъ,
Кёчюп келгеннге — болушлукъ.
Иги адам, кёчюп келсе, жарашыр,
Осал адам, кёчюп келсе, талашыр.
Эр кёчсе да, эл къалыр,
Эл кёчсе да, жер къалыр.
Кёчюп кетген — кечилир,
Кёчюп келген — кечинир.

Беглец — с толокном (легко нести),
Переселенец — с надеждой.
Переселенец засыпает поздно.
Переселенец каждую ночь
Навещает прежнее жилище (во сне).
Выселившемуся — пожелание добра,
Переселившемуся — помощь.
Хороший человек на новом месте поладит,
Скверный - затеет свару.
Человек переедет - останется село,
Село переедет — останется земля.
Выселившийся получит прощение,
Приехавший — условия для жизни.

Не так легко покинуть обжитой дом, расстаться с родичами и добрыми соседями, с которыми долго делил хлеб и воду, горе и радость, нелегко и освоиться на новом месте. Переезд в другое селение и прежде был нередким явлением. В одних случаях - из-за нечаянно совершенного, непредумышленного преступления, например, убийства; никто его не винил, но он, чтобы не мозолить глаза родным покойного, уезжал в другие края. Или переезжали к родичам матери дети умершего, и т.д. В других случаях выселение было наказанием за какой-то поступок, несовместимый с общественной моралью, но не повлекший особо тяжких последствий. Или уезжал подальше человек, замеченный в преступлении, за которое привязывали к позорному столбу, - жить в этом селе ему было больше незачем, поскольку никто не считал его достойным даже рукопожатия.

Но в любом случае, если другое селение позволяло переселенцу обосноваться в его пределах, соседи обязаны были помочь ему – строить дом, обзавестись хозяйством; дать временный кров и т. д., от этого зависели не только будущие взаимоотношения, но и честь села. Разумеется, и сам переселенец должен был стараться произвести на новых односельчан хорошее впечатление.

Просмотров: 577 | Теги: 15. Кёчгюнчю - переселенец

Всего комментариев: 0
avatar