Воскресенье, 05.05.2024, 18:41

Карачаевцы и балкарцы

Адам къыйналмай заўукъ кёрмез.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V » ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 3. Статейный список Федота Елчина (1639 мая 29-1640 август)
  • 1
  • 2

Марта в 23 день приежжал к Федоту кизилбашенин, а имя ему Беисрякумль, и Федот ево розпрашивал: давноль ты здеся? И он сказал: мне де здесь 5 лет, а пришол де я с кизылбаским послом. А был де я в слонавшиках и слон умер в прошлом во 146-м году и с тех де мест меня царь Левонтей не отпустил, а держит у себя; а для де таво не отпустить, как от шаха придет грамота, так я прочитаю, а как де от царя Левонтья посылка с чем, так де я пишу. Федот ево спрашивал: Богдать ныне за кем утвердился за Турским ли царем или за Килбаским шахам? И он сказал: за Турским. А Турской де как Богдат взял86, так де посылал к Кизылбаскому шаху посла оп том: что де мы деремся? У нас отна вера босурманская50И договорилися, что быть в Богдате для моленья и Кизылбашским абызом, а Кизылбашскому шаху давать.....По шахову договору87 с Турским царем Мурат солтаном, что быть Козылбаским обызым по их бусурманскому закону у святых в Богдате да шаху де давать была на год по 300 вьюков сырцу шолку51И Турской салтан Кизылбашских абызов в Богдат для моленья пустил. И после того во 147-м году....; на том у них и мир учинился. – И после таво во 147-м году посылал Турской царь Марат султан к шаху Кизылбаскому, чтобы шах ту дань прислал; и он де ему откозал, не дам. И в нонешнем де во 148-м году Турской царь хотел подиматца на нево войною52да умер и то у них дело нарушилося. Да Байсрам же сказывал Федоту, что де царь Леонтей голдует Турскому и Кизылбашскому, а болши де служит Кизылбашскому; а Кизылбашской де шах к царю. - Да про царя Левонтья сказывал, что де он голдует на обе стороны Турскому и Казылбаскому, а от Казылбаскава шаха царю Левонтью идет жалованье по 1000 темсней53тюменей жалованье на год. И денги в ево шах Софе ево имя делает; да емуже от шаха поволно будет: ему ратные люди надобет и ему шах поволил по Куру реку всяких служивых людей, которые шаху служат. Да царь же де посылает Левонтей к Турскому царю и к везирю ясырей, поклоняетца, что де я твой царьской халоп.

А поехали из Жежихи марта в 23 день. А поехали из Жюги марта в 26 день; а приехали в монастыр Пречистыя Богородицы в Мордули к митрополиту Митрофану. И он встретил нас Федота в церкве в ризах с евангильям, потом обедню служил сам; после обедни имал нас к себе за стол. А как мы пришли к нему в столовою и он спросил про Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии. И Федот говорил: как есми поехол от Государя своего от его царьсково величества и милостью Божью Государь наш царь и великий князь Михайло Федорович всеа Руси самодержец, многих государств Государь и обагодатель на своих царьских великих и преславных государьствах в добром здравье. Митрополит вспросил про светейшего патриарха Иасафа Московсково и всеа Руси здравья и про спосение, да еще спросил про провославное христьянство и про весь причот церковной. И Федот говорил: Божиею милостию великого Государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии54ево Государьскою праведною молитвою патриарх Иоасаф и все православное християнство пребывают в его Государьской милости в тишине и в покое и во благоденствии. И после того митрополит Митрофан посадил их с собою вместе за один стол; ества была рыбная, а пить шарап; и есть и пить было много, а речей никаких от митрополита не было. А после стола пошли Федот и поп Павел в свои кельи, которые им отведены стоять и были они в том монастыре 10 дней. – А в великой четверг.... счастьям и ево государьскою молитвою праведною провославние христьянства пребывают по закону Христову и по учению апостолскому в ево государеве державе.

Да великой мы четверг были у обедни в том же монастыре. А у обедни были два55две причастинцы черницы, одна царево сестра да келейница ее, а причастника; а пришли к Тайне Божьей не прекрестясь, а прочь также пошли от причастья креста не целовали у потиру56На обедне же перед отпуском было у него митрополита действо умовение ногам: перед церковными дверми в трапезе посадил на скамьях 12 человек попов и дьяконов и подьяков и действовал все также, как и у Государя на Москве патриарх действует.. В великою пятницу митрополит ставил середь церкви крест57плащаницу а на ней напечатан на полотне Распятие Христово; а положил тое плащаницу на одре, а подле одра на ковре положил мощи святых по обе стороны плащаницы; да на ковре же положил святое евангелие и пел над плащаницею и над святыми мощми по своему языку, а воды не святил. А после вечерни....;, а по обе стороны лежали мощи, да тутжо лежала перет крестом евангилья; крест был накрыт пеленою. После вечерни крест и мощи снес в олтарь, а на павечеринцы принес воплощеницу на одре, как Господа нашего Исуса Христа сняли со креста напечатана, поставил против царских дверей галовою на полночь, а ношкоми на полдни. А на завтрени в великую суботу выносил вон и круг церкви с мощми опшед, опока принесли во храм, поставили в олторе перед престолам; а митрополит шел наперед с евангильям, а пели идучи напереди, а каженья не было58Апреля в 5 де. После зав-трени мы говорили митрополиту, что довелось было тебе итит назади мощей, а дьяконом напереди да кадить; и митрополит молыл знаю де я и сам, толко де одиночество мое.

Месяца февроля Турской царь умер Мрат солтан, а на ево место сел брат ево меншой Абраим сальтан88.

Апреля в 5 день обедали у митрополита Федот да поп Павел за столом. И митрополит роспрашивал про руское государьство: давноль крестилась во имя Отца и Сына и Святого Духа? И мы сказали: русское государьство крестилось 652-й год при великом князе Владимере Киевском[89]. И мы ево против таво розпросило: давно ли ваша царьство крестилось в провославною христьянскою веру? И митрополит сказал: наша де царьство крестил Ондрей Первозванной, а найзусть де я не помню сказать, давноль царьство крестилась; а се де наше царьство после таго трижды веру теряли, да после таго опять веру исправили от Синайских гор от царя Контентина. А те Грузинские земли Темразова и Бошечуйская и Тюфлиское и Гурельское крещены опосле нашия Дидьянския земли; а прислала скать59крестить некая праведная девица от Ерусалима, а имя ей Ненила90, по ее присылке те земли крестились. – Да в прошлом де во 141-м году присылал де к нам60к ним на искус папа Рымской шести старцов91 на искушенья; да прислал де рызы церковные и клабук светителской ко мне к митрополиту, а говорил нам так, что де вы потеряли христьянскою веру, папа де нас прислал вас учить и веру утвердить. И мы де их роспросили: как у вас ведетца? И они де стали сказывать: как де выдешь из бани да станешь платье одевать, доводетца скать61стать на рызы и клабык положить под ноги. И мы де о том пособоровали и подумали, видим де что они к нам пришли на искушенья и мы де им откозали: ненадобить де нам ваша вера и ученье.

Апреля в 7 де поехали из монастыря из Мордули (Мартвили – Дж. Г.), а приехали тагоже числа к стростотерпцу Гегоргию. Апреля в 23 де в Егорьевском монастыре были у завтрени; а у завтрени был потриарх Максим да митрополит Митрофан да Гурельской князь Вартам (Вахтанг II Гуриели – Дж. Г.) да и все тут были ближние царьские люди да и всей земле тут был сьезд. – После завтрены до обедни вышли на плошеть потриарх и митрополит и все люди многия, а вывели месною икону страстотерпца Христова Гегоргия, поставили на столбе ликом на полноч. Против ево, оброза сел мужик на хрому62на церкве на верху да вдел на себя другой оброз страстотерпца Гегоргия да стал говорить во весь мир, а миру в те поры запретили, чтоб нихто не говарил: послушайте де меня. Яз де ныне начевал во хрому, а сказывал де мне ныне Гегоргей: людей де моих низобижайте, которые в мое имя веруют. А сказал им то, что во весь год родитца ль хлеб и плодитца ль скот и кому живу быть или кому умереть. А таво63пророчества сказывал с час з боевой, а в те поры у оброза службы не было и ни кадили кадилом. И мы про то спросили: почему тот человек пророчествует: святой ли он или Богу подвижон и грамоте умеет ли? И они сказали: грамоте не умеет; а то де у них тот род их ведетца, которой умрет и из их же роду иной человек станет росказывать Егогорьевы словеса в мир. И они розпрашивали Федота: вы де веритель тому? И мы им ответ дали: мы тому не веруем, ложь то есть64а тот мужик блазен и на святаго лжет, потому что, потому что после Рожества Христова65востанут пророки лживы. А как мужик слез с церкви и они66по церкве ударили в палки и в чекуши и тут у них стал зук великой; и мы их оп том спросили: што у вас то ведетца не по крестьянски? И они сказали: то де они молетца стростотерпцу Христову Егорью, а проклинают тех, што у каво кто украдет или учинит насильство.

Да приходил к нам митрополит Митрофан, а говарил так: видите де вы сами, что они не крестьяня, творят дьяволщину. А родам митрополит Темразовай земли ис Тюфлиз. Да тут же были гречиские старцы и они про то говорили: мы де такой веры нигде не видали. Да тот же митрополит Митрофан был у святых гор 12 лет, а учился грамоте греческой67и ныне де он человек изряден и грамоте горазд..

Апреля в 27 де велел Дидьянской царь Левонтей быть Федоту на посолстве в Зигуре68в деревне в Жигуре, а города у нево столного нет. И как поехали на посолство, Левонтей царь выехал от двора версты с полторы, а с ним был потриарх и митрополит и епискупы да конных с ним было с 500 человек, да перед ним несли крест и оброз Пречистые Богородицы. Сехався с ним, с лошедей ссели и у руки были и грамоту Государеву Федот Левонтью царю подал. Потому стал говорить против наказу титло и он молыл: садись де на конь да поедем на подворье, в ту пору и реч говори. И мы сели на лошеди, за царем поехали на подворье и Федоту царь велел ехать у себя по правою руку69а патриарх ехал по левую руку; а перед царем держат крест животворящий да образ пречистые Богородицы; а речей...., а речей никаких едучи не было; да не доежжаючи да подворья згоны, царь поехал наперед70поскору, а нам велел ехать потихоньку. И мы услышали, что есть у нево ис Тюфлиса посол и мы, ехать не хотели, потому Государева указу нет, чтобы с Кизылбаскими или с Турским послом на посолстве быть вместе. И они нам сказали71то де не послы, Государя де нашего Леонтья царя зяти Тюфлиского князя люди и те де за одну землю, потому что Леонтья царя сестра родная за Тюфлинским князем; а вера де наша православная христианская и друзья....: не Козылбаскова и ни Турскава, наша де провославная христьянства и друзья нам и свои; мы от них ничево не вскрываем. И Федот тут стаял с час времени и ехать не хотел, а хотел поворотится назад; и они нас не пустили. А с нашеми речми ездили ко царю трижды и царь от себя прислал ариморыта Микулаза; и архиморит говорил: поетте де пожалуйте, не опозорте царя, потому что царь встречал вас сам с потриярхом и с митрополиты и с епискупы; а таво не опосайтеся, поверте моей черной ризе, что72Турского и Кизылбашского послов у царя нет, а те люди свои. те люди не Кизылбашене, а прислоны не от шаха. Да велел вам Левонтей царь говорить о том: как будете передо мною и вы леша73толко обестите про Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии про многолетное здравье; а каторые у вас будут царственные речи и я де у вас стану слушать с потриархом да з дьяком, а иных людей не будет никаво. И мы к царю пришли и пришеть к царю74и правил поклон по наказу, как у него в Государеве наказе написано. И Леонтей царь спрашивал, Богу помолились; Федот стал говорить титло против наказа, каков ему в Посолском приказе дан за дьячьею приписью, а изговоря речь поклонился. И царь в те поры сидел и шапки не снимал, а потому Леонтей царь спросил про здравье великого Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии75здоровье с великою радостю. И Федот спросить диаку своему потихонку: грамота де што писано в его царьского величества грамоте. И царь шатре. самодержца сидя ш. И Федот против таво говорил: как есми я поехал от Государя своего от ево царьского величества и Божьею милостию великий Государь наш царь и великий князь Михаила Федорович всеа Русии самодержец и многих государств Государь и облаадатель на своих великих и преславных государствах в добром здравье. И Леонтей царь молыл: слава тебе, Господи, што велел Бог слышать про такова великаго Государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца про многолетное здравье. Потом велел нам сесть против себя неподолеку,76Да царь же де Леонтей велел Федота а речей никаких не было. Да дьяк прислал спросить потихоньку Федота: грамота де Государева мошьно ли прочитать при всех людях? И Федот молыл: Бог волен да Левонтей царь как изволит, так и прочитает; а мне77царьская мысль почему ведать то несведома царьская мысль в Божье руце. А в шетре посидели с четверть часа, а в ту пору от царя Левонтья ис шетра люди все розьехались; и Федот встав речь говорил по ноказу, каков ему дан ис Посолского приказу за дьячьею приписью; а в ту пору царь Левонтей речь слушал с потриархом да с дьяком своим думным78А соверша посолство поехали в Егорьевской монастырь тогоже дня и жили тут 6 дней. А апреля в 30 де.

А от митрополита поехали от Митрофана из Егорьевскаго монастыря апреля в 29 де. А ключник царев Дементей поехал от нас к царю апреля в 29 де; а на ево место приехал сытник Потап92.

Апреля в 30 де приехали в монастырь в Хони к орхимориту Микулазу93 и на монастырь пришли; и архиморит оболочась в ризы и з братьею встретил нас с оброзом Пречистыя Богородицы и со крестом и с евангильем. И мы оброзу поклонились и у еваннилья и у креста были; а пошли во хром и во хрому обеднию слушали. После обедни архиморит Микулас показывал пречистые Богородицы срачицу94 да мученика Кирика ручка левая по зопястья да мученницы Христовы Марыны ручка правая от ладони до лахтя кость пересечена. А ворот79у срачицы пречистые Богородицы мал верьшка на три и мы про то спросили: чего ради ворат мал? И архиморит Микулаз сказал: волею де Божью год от году ворот зарастает. А срачица широка, а рукава коротки широки, а цветом выбайка багровая; и мы спросили про срачицу и про мощи: откуды взято и с кем принесены? И архиморит сказал: яз де здесь недавно, таво не ведаю откуды взято и кем принесено; а летописи оп том не видал. А после обедни архиморит звал нас за стол и мы у нево были и за столом была речь; спрашивал архиморит нас: давноль де Русь крестилась? И мы сказали: русская земля крестилась до конца седмыя тысечи за пятьсот за четыре годы и от крещения русския земли до сех мест 652-й год. А после таво спросил у архиморита Федот да поп Павел: многоль де лет ото Адама до сех мест? И орхиморит сказал: от Адама до сех мест 7152 годы. И поп Павел говарил: в наших де книгах написона лета 7148-й год. И орхиморит посылал по книгу и в книгу смотрил сказал: у нас де в книге написано лета 7152-й год. И потом архиморит речь прекратил80Маия в 18 де нас Левонтей.

Мая в 1 де пришол Левонтья царя посланник из Олегукиной Каборды имя ему Тавей, а с ним от Олегики пришол посол ко царю Левонтью, а имя ему Эльбуздук; договорились послы с царем Левонтьям взять у Олегуки за сына своего дочь, а дать ему Левонтью царю Олегуке 100 душь ясырю, да 100 серебреных сосудав, да 100 золотных платей, да 100 кабылиц, 100 быков, 100 пищалей, на том у них и дагавор стал. И Левонтей царь на том думному своему дьяку Потапу и ближнему своему человеку Рамозану велел крест целовать на той правде, што ему по тому договору отдать.

Мая в 18 де нас Левонтей царь ис Шуайскова81Хонсково95 монастыря взял в Зубдиди к себе; и приветчи нас, поставил на подворье. Прислал к нам епискупа Ондрея да Микулаза да столника своего Рамозана кучюлянца, а говарили нам: прислал де к вам Леонтей царь82с тем что говорили. А говорили мне епискуп и Рамазан: царь де Левонтей вас перет себя взять стыдитца, что де у него ус и борода побрита в кручине по царице, а велел де вам говарить: посылал де я ко Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии посла своего попа Гаврила и ево де держали 3 годы в есырстве. И Федот говорил, что то Гаврила сказывает ложно, а в есырстве его не держали ни единаго дни, а была ему от Государя нашего царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии жалаванье полное83болшое и корм поденной84полной, а хотя будет ево и держали на Терке, а про него в те поры писали к великому Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Руси к Москве о указе, потаму что про ваше царьство было преже сего великому Государю несведамо, а без Государева указу Терские воеводы ево пропустить не смели. А как пришол а том Государев указ на Терек и по Государеву указу Терские воеводы послали ево к Москве и отпустили без всякаго задержаня; а Терек от Москвы не ближнее место, а государьство Государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии великое. А посол ваш поп Гаврила как приехал к Москве, по Государеву указу велели ево поставить на подворье, а на другой день думной дьяк велел ево взять в Посолской приказ; и по Государеву указу в Посолском приказе про Левонтья царя и про ваша царьства думной дьяк роспросил и роспрося обестил великому Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии. А после тако ден з десять спустя Государь ево пожалавал, велел ему видеть свои царьские очи и быть ему на посольстве, и как пришло то время Государя нашего в государьстве реки вскрылись, потому, что зимы бывают стюдены и реки замерзают, и великий Государь посла вашего попа Гаврила велел отпустить85назад по посолскому обычаю и корм ему и суды и подводы даваны до украинных городов. мая в 30 де. А о чем Левонтей царь писал к великому Государю в грамоте своей и великий Государь прошенья Левонтья царя нетставил86с своим Государевым жаловалным словом и с своею Государевою грамотою послал к нему царю Леонтью меня посланца своего. И епискуп, а посла вашего попа Гаврила своим царьским жалованьем пожалавал. И епискуп и Рамазан говарил: видим де мы и сама, что великий Государь христьянский; преж де таво великий Государь был в Риме и там де нонеча перевелось, а подал де Бог87тое честь вашему великому Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии самодержцу. А наш де Левонтей царь надо всеми в Грузинских странах болшой, а для де таво к Москве посылал, чтоб ваша христьянская вера посмотрит да поучитца; и мы де вам монастыри свои показывали и светыны все видали и мощи святых88смотрели. Да подали Федоту к великому, а нонеча де великий Государь как изволит, так к нам и пришлет. И Федот спросил епискупа Ондрея и Рамазана: што к которой вы то силе говорите о присылке? И они против таво ничево ответу не дали. Да в тоеш пору подана грамота к великому Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии89Леонтья царя грамоту. И Федот грамоты не взял, а епискупу Андрею и Рамазану говорил: как то учинить, что царя Леонтья грамота взять, не видев ево царя Левонтьевых очей? Царьского величества грамоту подали они Леонтью царю самому, а к царскому величеству Леонтья царя грамота взят, у них никако того не будет што взять грамота. И архиепискуп говорил: ныне де у нашего. А нонеча де у нашего царя Левонтя кручина90и волосы у себя все обрил и вам де ево видеть не мочно, а как, а как кручина минетца и он де к великому Государю посла пришлеть, говорил епискуп Ондрей и Рамазан. Нонеча де вас царь Левонтей отпускает с Олегукиным послом, для таво што Олегукин посол Элистан говорил царю Левонтью, што приказыв говорить Олегука: отпустите Государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии холопей, а моих кунаков. И царь де Левонтей по их слову отпускает вас с Олегукиным послом; а как де бы не Олегукина посола слова и вам де было столко у нас жить,сколко у вас Гаврил на Руси жил91И Федот по неволе грамоту взял; а на отпуске дали ему Федоту. Да в ту пору дали Федоту чарку серебреною да 56 ефимков, да комку Кизылбаскою да дороги Турские92А попу, а ценою они сочли и сказали на 80 яфимков. Да попу Павлу дан бархат червчеть да комку Кизылбаскою на серетбе; да толмачю дали дороги, да человеку моему, которой писал список, дали дороги. Да им дал Федот, которые приносили, 4 ефимка.

Мая в 19 де отпустил Левонтей царь от себя, а подвод и корму не дал.

Дидьяняская земля93не велика вдоль подле94Черново моря верст с полтараста, а поперек от гор к морю версть с 5095А хлеб в их земле сеют просо да пшеницу не от велика; а иного никакого хлеба не сеют. А земля каменниста, а винограду добре много. А городов каменных и деревяных и осыпей земляных нет. А хоромы деревянные полземные; а полат нет, толко у царя две полаты в деревне Зубдиде, где сам царь живет. А живут все при лесах, а на чистых местех не живут, для того что у них в лесах винограды, а садовых виноградов нет. А торгов у них никаких наперед сего не бывало и товаров никаких не продавали.... А у них в земле нагота больша, мужеской пол и женской ходят наги. А таргов нет, один торг и есть армянской сорок дворов да 10 дворов жидовских; а ясырь продают и царь и власти и всякие помесные люди, хто где испомещан, а продают все в босурманскою веру, а не продать им есыря, ин де им и нужи своей нечим исполнит. А хлеб пашут капаницами по горам и по холмам розчищаючи лес и каменья, а сеют бор; а пшеница есть, дает чети. А боровые каши сворят в котле прохова, а за сталом сядут ниш и убог безместно всякой сряду, а вместа столов потесаны доски долгия, а кладут их на земле, а сами сядут подобгав ноги, а те у них доски вместо столов и скатертей, блюд, а кашу, повар розносит, лопатою ис котла черпуючи, а всякому дает порозну. А животину бьют всякою, повеся за нагу за задняю на дерево да вынем саблю да отрубит голавы; а харавину снимет да и кишки выкинет, а в части не рубит, так в котел и положит, а ворем щербу да льют на землю, а мяса положат на насилки принесут к столу а делzт комуждо по поем. А живут люди все в лесу, а где лесу нет тут и людей нет. А винаградным питьем добре доволно, а сырец шолк у них родитца. А корму нам указнава не было, а приносили збирачю с волостей; а вар валили оны у себя на поварни, а нам давали за стол гатовое пить и есть; а питья винаграднава была даволна, а кармливали нас по двожды на день. А в Дидьянскою землю из Олегукиной Кабарды путь тесен, горы непроходимые, а конной дороги отнют нет, а пешия ходят96с великою нужею з горям. А промеж гребеней лежит снег от зачатья свету; каторой год снег идет и тот себе слоем обледенев и лежит, а которые снеги старые от прежних лет и те лежат позеленев, аки Турской купороской97Купорос. Да говорил де ему Федоту царев ключник дворцовой Дементей: как де была жива царица их Елена и она о том добре радела, чтоб поискать милости Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца, и царю Леонтью она о том многижда говаривала и по ее царицыну прошенью царь Леонтей послал посла к царской милости проведать.... А обедню служат власти и попы; первою просвиру вынимают, как и агниц; а из другие просвиры как ис просвиры пречистые Богородицы вынимаетца; а ис третьей просвыры вынимают дробных 9 честей, а ис четвертые просиры вынимают дробные части за здравье, хто что скажет своих родителей поимянна пришет к жертвеннику. А евангилья чтут власти без поттрохели на обедни.

И поп Павел разпрашивал митрополита Митрофана. Достоит ли евангилья честь без риз и без потрохели властем или попом? И митрополит сказал: нет; яз де таво нигде не видал в книгах, что честь евангилья без рис и без потрохели. Федот молыл да поп Павел: ездили де мы с епискупам с Ондреям по монастырям и мы то видели, что он везде по церквам стоечи на своем святителском месте чтет евангилья не облачась и без потрохели. И митрополит молыл: то де он зделал не по уставу. А в обедню выдут с евангильям и станут против царьских дверей, а поют голомя не малое; а што поют и мы тому толку не пророзумели. И пев пойдет в олтарь да и в олтаре поют голомя не малое. А во хрому иные стоят, а иные сидят. А после павечерницы и полуношницы и передо обеднею прощенья нет, а отпусть прость. А на ризах и на стихорях оплечья и креста и звезды и омету нет. А после страшенья не ходят и ектеньи малой не говарят, забвонною молитву говарят, а просвир не выносят. А Филипов пост и во Спожино говейно и в Петрова говейно и в середу и в пятницу мирския люди ядят скоромное сплошь акроме великого посту. А в чернцы постригаютца из детства малыя; а взмужает захочет во влостях будет, а не захочет и он разтрижетца и женитца. А в великой пост к причастью мирския люди не говеют ис своей воли и у отца духовнава не бывают; а причащают при смерти как человек умирает. А сватбы играют в великой пост. А невесту к жениху возят, а жених по невесту не ездит; а привезет дружка да сваха, а лучитца где храм блиско, и оне во хрому венчают, а не лучитца где храму близко, и оне и дома венчают.

Мая в 22 де пошли из Дидьянския, а пришли в Сонскою землю мая в 26 де. А провожатым дано Элистану да Билшуке за провожанья 5 аршин сукна да четверы дороги да 2 яфимка денех, да поп Павел дал пищал да аршин сукна настрафилю лазарева. Ис Соней пошли июня во 8 де, а пришли в Черказы к Хопукину в Коборду июня в 12 де. Да Хапука четверых коней не отдал98что оставили у него кормить двое двое Федотавых да папова лошет да подьячева лошед; Федотава как одна пала, а те трое лошедей ваших украли.

От Хапуки поехали июня в 28 де, а приехали в Ылдареву Кабарду июня в 29 де; а из Ылдаревой Кабарды поехали июня в 30 де, а приехали в Онзоров97 кабак таго ж числа. Из Онзорова кабака поехали июля в 4 де, а на Терек приехали июля в 11 де; с Терку поехали июля в 21 де, а в Астарахань приехали июля в 31 де, а из Астарахани поехали августа в 13 де99а к Москве приехал декабря в 4 де 149 году. На обороте по склейкам:к сему статейному списку в Федотова места Елчина жилец Емельян Васильев сын Елчин по ево.

  • 1
  • 2

Примечания.
50 [↑ назад]И договорилися, что быть в Богдате для моленья и Кизылбашским абызом, а Кизылбашскому шаху давать....
51 [↑ назад]И Турской салтан Кизылбашских абызов в Богдат для моленья пустил. И после того во 147-м году....
52 [↑ назад]да умер и то у них дело нарушилося. Да Байсрам же сказывал Федоту, что де царь Леонтей голдует Турскому и Кизылбашскому, а болши де служит Кизылбашскому; а Кизылбашской де шах к царю
53 [↑ назад]тюменей
54 [↑ назад]ево Государьскою праведною молитвою патриарх Иоасаф и все православное християнство пребывают в его Государьской милости в тишине и в покое и во благоденствии. И после того митрополит Митрофан посадил их с собою вместе за один стол; ества была рыбная, а пить шарап; и есть и пить было много, а речей никаких от митрополита не было. А после стола пошли Федот и поп Павел в свои кельи, которые им отведены стоять и были они в том монастыре 10 дней. – А в великой четверг....
55 [↑ назад]две причастинцы черницы, одна царево сестра да келейница ее, а
56 [↑ назад]На обедне же перед отпуском было у него митрополита действо умовение ногам: перед церковными дверми в трапезе посадил на скамьях 12 человек попов и дьяконов и подьяков и действовал все также, как и у Государя на Москве патриарх действует.
57 [↑ назад]плащаницу а на ней напечатан на полотне Распятие Христово; а положил тое плащаницу на одре, а подле одра на ковре положил мощи святых по обе стороны плащаницы; да на ковре же положил святое евангелие и пел над плащаницею и над святыми мощми по своему языку, а воды не святил. А после вечерни....;
58 [↑ назад]Апреля в 5 де
59 [↑ назад]крестить
60 [↑ назад]к ним на искус
61 [↑ назад]стать на
62 [↑ назад]на церкве на верху
63 [↑ назад]пророчества
64 [↑ назад]а тот мужик блазен и на святаго лжет, потому что
65 [↑ назад]востанут
66 [↑ назад]по церкве
67 [↑ назад]и ныне де он человек изряден и грамоте горазд.
68 [↑ назад]в деревне в Жигуре, а города у нево столного нет
69 [↑ назад]а патриарх ехал по левую руку; а перед царем держат крест животворящий да образ пречистые Богородицы; а речей....
70 [↑ назад]поскору
71 [↑ назад]то де не послы, Государя де нашего Леонтья царя зяти Тюфлиского князя люди и те де за одну землю, потому что Леонтья царя сестра родная за Тюфлинским князем; а вера де наша православная христианская и друзья....
72 [↑ назад]Турского и Кизылбашского послов у царя нет, а те люди свои.
73 [↑ назад]толко
74 [↑ назад]и правил поклон по наказу, как у него в Государеве наказе написано. И Леонтей царь спрашивал
75 [↑ назад]здоровье с великою радостю. И Федот спросить диаку своему потихонку: грамота де што писано в его царьского величества грамоте. И царь шатре.
76 [↑ назад]Да царь же де Леонтей велел Федота
77 [↑ назад]царьская мысль почему ведать
78 [↑ назад]А соверша посолство поехали в Егорьевской монастырь тогоже дня и жили тут 6 дней. А апреля в 30 де
79 [↑ назад]у срачицы
80 [↑ назад]Маия в 18 де нас Левонтей
81 [↑ назад]Хонсково95
82 [↑ назад]с тем что говорили
83 [↑ назад]болшое
84 [↑ назад]полной
85 [↑ назад]назад по посолскому обычаю и корм ему и суды и подводы даваны до украинных городов.
86 [↑ назад]с своим Государевым жаловалным словом и с своею Государевою грамотою послал к нему царю Леонтью меня посланца своего. И епискуп
87 [↑ назад]тое честь
88 [↑ назад]смотрели. Да подали Федоту к великому
89 [↑ назад]Леонтья царя грамоту. И Федот грамоты не взял, а епискупу Андрею и Рамазану говорил: как то учинить, что царя Леонтья грамота взять, не видев ево царя Левонтьевых очей? Царьского величества грамоту подали они Леонтью царю самому, а к царскому величеству Леонтья царя грамота взят, у них никако того не будет што взять грамота. И архиепискуп говорил: ныне де у нашего
90 [↑ назад]и волосы у себя все обрил и вам де ево видеть не мочно, а как
91 [↑ назад]И Федот по неволе грамоту взял; а на отпуске дали ему Федоту
92 [↑ назад]А попу
93 [↑ назад]не велика
94 [↑ назад]Черново
95 [↑ назад]А хлеб в их земле сеют просо да пшеницу не от велика; а иного никакого хлеба не сеют. А земля каменниста, а винограду добре много. А городов каменных и деревяных и осыпей земляных нет. А хоромы деревянные полземные; а полат нет, толко у царя две полаты в деревне Зубдиде, где сам царь живет. А живут все при лесах, а на чистых местех не живут, для того что у них в лесах винограды, а садовых виноградов нет. А торгов у них никаких наперед сего не бывало и товаров никаких не продавали. И тому де лет с пять как Левонтей царь ходил на Башачинсково князя Александра воиною и взял ево в полон, и дети того князя Александра выкупили, а дали за него торговых армян и жидов 50 человек96: и Леонтей царь посадил их слободою и те люди у нево торг завели. А торгуют, отезжая в Кизылбаши, и привозят к ним зендени и кумачи и то недобрые и иные товары; а у них в земле толко шолк сырой делают и то не от велика. А едят толко кашу с виноградом да боб вареной; а хлеба нет толко пшеничные лепешки пресные пекут да и то в великую честь, а не у всякого. А льну у них много, а сеют возен на зиму и ис того льну прядут полотна и держат для окупу от Турского; а платьем люди скудны, наги и босы, толко лише нужные места обвяжут платом или козьею овчиною, а то все наги. Дидиянской же царь и патриарх и митрополиты и архиепископы и помесные азнауры людей своих и крестьян продают в Турки и в Кизылбаши и в ыные государства; а грех себе тово не ставят; а говорят: толко де нам людей или крестьяни не продать и нам де нечим нуж своих исполнять. А в Филипов пост и во Спожино говеино и в Петрово говеино и в середу и в пятницу в Дидиянской земле мирские люди едят скоромное сплошь окроме великого посту. А в черницы постригаютца из детска малые; а взмужает и захочет во властях быть и он будет, а не захочет и он рострижетца да и женитца. А великой пост к причастью мирские люди не говеют ис своей воли и у отца духовного не бывают, а причащаются при смерти как человек умирает. А свадбы играют и в великой пост невозбранно; а жених по невесту не ездит, а привезут невесту к жениху; а венчаютца во храму - а лучитца где храм блиско, а не лучитца где храму близко и оне и дома венчают. А в Дидиянскую землю из Олегукиной Кабарды....
96 [↑ назад]с великою нужею
97 [↑ назад]Купорос. Да говорил де ему Федоту царев ключник дворцовой Дементей: как де была жива царица их Елена и она о том добре радела, чтоб поискать милости Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца, и царю Леонтью она о том многижда говаривала и по ее царицыну прошенью царь Леонтей послал посла к царской милости проведать.... (см. выше с. 222-223) Вартаму. И Александра де царевича он Федот видел – лицом чист и очи светлы и собою добр, а царевича де Мануила не видал, а ближвие царевы люди добре хвалят, што дитя чисто и умен; а прижил царь Леонтей тех детей с тою царицею Еленою, которую он отнял у дяди своего царевича Юрья. И за пасынка своего за царевича зговорил у Олегука мурзы Черкасково дочь, а дать за нее выводу 100 человек ясырю, 100 сосудов серебряных, 100 платен золотных, 100 пищалей, 100 лошадей, 100 волов; да на том что царю Леонтью взять у Олегуки дочь ево за пасынка своего за царевича Юрья, а вывод дать крест целовали царя Леонтья ближней человек Ромозан за думной дьяк Потап. И послы царя Леонтья к Олегуке по тое невест