Пятница, 26.04.2024, 00:41

Карачаевцы и балкарцы

Билмегенинг билек аўрутмайды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V » ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 3. Статейный список Федота Елчина (1639 мая 29-1640 август)
  • 1
  • 2

Лета 7147-го маия в 29 день по Государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу1В другом правленом списке: указу велено быти. указал Государь быти на своей2ево. Государеве службе в Дидьянской земли

Федоту Елчину3для ево Государева дела. да с ним попу Павлу да подьячему Федке Баженову4а для какова ево Государева дела послан и что ему в Дидиянской земле велено делать и то у него Федота писано в Государеве наказе имянно, а что у него Федота в той посылке делалося и то у него писано в сем статейном списке подлинно....

У руки царьской были маия в 29 де. Отпушены с Москвы июня в 2 де.

/…/В Астрахан приехали августа в 7 де9и жили в Астарахани 12 дней за лошадиною покупкою; а лошади покупали своими денгами, а как лошади искупили и совсем изготовилися и лошедий отпустили горою, а их боярин и воеводы князь Юрий Ондреевич Сицкой с товарыщи отпустили морем на бусах августа в 19 де. А на Терек..... Отпустили августа в 19 де.

На Терек приехали августа в 29 де10А на Терке жили пол 4 недели за тем, что за Терком по их дороге, куды им ехати, в Черленом городке от Терка в 2 днях Кумыки порубили Терских казаков, которые живут по Терке реке, и за теми вестьми воевода князь Иван Ондреевич Хилков с товарыщи отпустить ево не смели; а как те вести миновалися и их отпустили с Терка в Алегукину Кабарду сентября в 22 де, а с ними послал провожатых сотника да 20 человек Терских стрелцов. А в Алегукину..... Отпушены с Терка сентября в 22 де.

В Алегукину Кабарду приехали октября в 2 де11И Алегуки в Кабарде не было, а был в Абазах71; а в кабаках были братья ево Хапука да Отожука. И он Федот Государеву грамоту, которая была послана к Алегуке о ево Федотове с товарыщи пропуске отдал Хапуке да Отожуке мурзом; да от себя почесть дал им по 4 аршина сукна настрафилю красново да..... А в роздачю дано Хапупе мурзе четыре аршина сукна краснова аглинскова, да зерколо немецкое с потальею болшое. Да Отажук мурзе дано четыре аршина сукна краснова аглинскова, да зерколо болшое немецкое с потальею. Да Алегукиной жене дано зерколо болшое немецкое с потальею12И Хапуга и Хотожука отпустил их в Карачаеву Кабарду октября в 6 де, а с ними послал в провожатых уздения свего Пшуку и они тому узденю дали в почесть за провожанье..... Да провожатым Хапукину узденю Пшуке дано два аршина сукна краснова аглинскава, каторые провожали да Карочаев ис Кабарды.

А в Корочаеву Кабарду пришли октября в 13 де13и показали Карачаевским князем двум братом Елбуздуку да Елистану Государеву проезжую грамоту, а в почесть им..... Да Карачаевскими князьям двум братом дано Елбуздуку да Елистану четыре аршина сукна краснова аглинскава да восем киндяков.

Да Олегука прислал из Обазы октебря в 29 де узденя своего Уранбу, а велел у меня у Федота взят четыре аршина сукна краснова аглинскава14и он не хотя ево Алегуки розгневить дал 4 аршина сукна аглинского узденю ево Баранбе. Да в Карачаеве же Кабарде умер подьячей Федор, которой с ним Федотом послан был с Москвы..

А пошли ис Корачеев15в Сонскую землю через снежные горы пеши..... октября в 28 де; а пошли покинув седла в Корочеях16потому что на лошадех было ехать немочно и путь был добре нужен, все шли около гор по косогору; а под рухляд наимовали Карачаевских мужиков, а давали наиму до Сонские земли от ноши по полуаршина сукна настрафилю., а после нас Хапука мурьза черкаскай взял к себе лошеди.

А пришли в Сонскою землю72 в деревню Влешкараш ноября в 1 де. А пошли из Влешкараша ноября в 2 де.

А пришли Вескеру тагоже числа. Да оне ш несли вьюк ис Корачан, а изо вьюка вынели сукна лазоревава десят аршин да два зеркола болшие немецкие с потальею да двенацат ножей да кумач; да им жо дано за пранос два аршина сукна.

А ис Соней пошли ноября в 9 де; а в Дидьянскою землю пришли ноября 13 де в деревню в Худоню. Да Сонским провожатым дано, которые провожали да дидьянския земли, четыре аршина сукна настрафилю краснова да восем ножей немецких да четыре зеркала. А провожал Уранканской князь Обоза73.

Ноября 18 де17приехал к ним от Левонтья царя розноур (азнаур – Дж. г.), а по руски царев дворинин з грамотою, а велел де ему Мануилу у него быть в приставех и тое грамоту поп Гаврило, которой был на Мосве послом перед ним Федотом чол. пришол поп Гаврила, а сказал Федоту: прислал де ко мне наш царь грамоту Левонтей и грамоту перед Федотам чол, а в грамоте к нему Гаврилу писона от Левонтья царя от Дидьянскава жалованья и слова похвалная: рад де я тебе, Гаврила, что тебя Бог ко мне принез ис такава далняго государства и таму де обрадовался слышучи, што с тобою есть от великого Государя царя и великово князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца послалник и тебе б де от меня ему сказать поклон, да спросить о здоровье – здорова ль он шол дорогою. И Федот против ево царева слова поклонился ниско18Нет этого слова..

Ноября в 21 де приехал от царя Левонтья от Дидьянскава епискуп Ондрей да с ним архиморит Артемей, звал к себе Федота и попа Павла обедать; а приходил звать поп Гаврило, кой на Москве был послом, да с ним пристав, кой нас встречал на первом наслеге, а имя ему Мануило. И как мы пришли к нему, у нево стоит крест серебреной и позолочон, а на кресте распятия Христа по правою сторону Богородицын оброз, по левою сторону Иван Предотеча, а на возглавье архангиль Михаил, а у подножья Иван Богослов; пот крестом округ четвероугольной – напреди округа у подножья пречистые Богородицы Одегитрея, а на правой строне великого мученика Георгия, а по левою сторону Федора Стратилата, а назади округа мученика Димитрея Селунского; округ утвержон на посохе. И мы кресту поклонились и у епискупа у благословенья были и у него за столом сидели. И епискуп спрашивал про Государя царя и великого князя Михаила

Федоровича всеа Русии про ево Государьское многолетное здоровье. И Федот говорил: как есми поехал от Государья своего от его царьского величества и милостью Божью Государь наш царь и великий князь Михаило Федорович всеа Русии самодержец многих государств Государь и облодатель на своих царьских великих и преславных государствах в добром здоровье.

И опять спросил о потриархе Иасафе74 Московском и всеа Русии. И Федотава слова: как я поехал по Государеву указу с Москвы и велики господин светейший Исаф потриарх Московский и всеа Русии при Государьской державе милостию Божнею дал Бог здрав.

Ноября в 23 де приходил к нам епискуп и с архиморит с Ортемьем и поседел. Архиморит стал говорить, стал спрашивать попа Павла: вера де у нас одна християнская толко де нас Бог языки рознил19и поп Павел говорил с ним от книг. Архимарит говорил о сотворении небу и земли и сколько ото Адама было родов и хто ково родил и о Илье и Енохе. А говоря пошли к вечерне в часовню; а после вечерни учали они епискупа спрашивать о той же речи, штоб с ним еще поговорить. И епискуп..... Стали они говарить с попом Павлом архиморит как Господь сотворил небо и землю и потому отто Адама што была родов и хто ково родил. И да тава дашло-архиморит стал говарить: прежде был Еноха Илья; и поп Павел стал говорить: Енох де был да потопу, а Илья де был и по потопе много лет спустя. И потом у них стал спор, а розвести не умели, да и покинули говарить.

Тагож дни были мы у вечерни с епискупом с Ондреям и епискупа мы стали спрашивать, идучи от вечерни, задирать распросам оп той же речи, штобы с ним опять поговарить. И епискуп Андрей молыл: ведоем де мы и сами, што ваша христьянская вера тверда, а у нас де нонеча кручина. И Федот молыл: што у вас за кручина? И епискуп сказал: в прошлом де во 147-м году царица де у нас преставилась75 июня в 120Да после того и розошлись..

Декобря в 2 де приехал Гаврила поп от царя Левонтья, а сказал Федоту. Велел тебе царь Левонтей спросить об здравьи21А после того учал епискуп Ондрей Федота и попа Павла водить по манастырем и по святым местом; а к царю Леонтью их не взяли долгое время, для того что царь Леонтей по царице своей с кручины по своему закону обрился весь и бороду и ус и брови и ему было показатца им не мочно и для того их велел водить по святым местом, чтоб ему чем промешкать покаместа волосом обростет. Декабря в 3 де.....

Таго же числа поп Гаврила стал гаварить: поедем де мы в Рожественской монастырь Богу помолимся и святыни Божья посмотрим и святых мощей увидиш.

Декобря в 3 де а ездил епискуп Ондрей да Федот да поп Павел в Рожественской монастырь и там начавали. И показывали нам после завтрени в церкве икону пречистые Богородицы Одегитрея в киоте и тот образ ис кивота вынимали и в киоте под оброзом святых многих мощи, а поимянна нам не росказывали которых святых мощи. Другой обрас показывали с киотам – киот задвижной, а на киоте многих святых и мучеников написана на серебре; под тем оброзом в тойже киоте решотки дробные и в тех решотках святых мощи, которые на образу печатыны, а имян тоже не росказывали. В той же киоте за иконою крест, а сказывают тот крест таво древа, на чом Христос был распят; а в том же кресте вставлены святых мощи во шти местах маленкие жеребейки. А иконы во храму и деисусы и месные оброзы обложены серебром и позолочены и жемчугам обложены. Стенное писание все по достоянию; а в небе написан Саваоф. А в олтар двери одни царьские, а сиверских дверей нет. А на престоле стоит оброз да крест болшой серебром обложон и позолочон и каменья видели многия, а окресть креста писоны святыя. А во храм идучи предел в левой руке стоит пусть, а икон в нем нет; в томже пределе лежит камень болшой, а на серетке камени колцо железное, а пот тем каменям сказывают пещора, а в той пещоре сказывают прежних царей кладбища.

Тагоже числа ездили в монастыр к Спасу Всемилостивому22А на монастыре храм каменной Всемилостивого Спаса, а в церкве..... А в церькве оброзы и деисусы и месные оброзы все по достоянию, а окладу добре много; в месном оброзе посреди ево врезан Спасав оброз и оне вынимали показыли нам. А зделона киот задвижной и обит серебром на обе стороны и позолочон; и киот разнимали23позади Спасава образа врезан крест животворящей, а сказывают таво древа, на чом Христос был распят, а посторонь писано царя Костентина и матери его Елены. Да на той же цке врезаны святыя мощи жеребейками, по гнездом подписаны и нам сказывали по потписям епискуп Ондрей которых святых – мощи Козмы и Дамьяна, мощи Азария и Мисаила, мощи Понтелимона, мощи Данила столпника и Кирьяка, мощи Ивана Дамаскина, мощи Варвары Христовай мученицы, мощи Анастасеи, Аньны, мощи святыя мученицы Анны, мощи святыя мученицы Марины, мощи святыя мученицы Фекли, мощи святыя мученицы Екотерины, мощи Димитрея Селунского, мощи святаго мученика Харлампия, мощи Ондрея Критцькаго, мощи Федора Тирона, мощи Егоргия стростотерпца, мощи Григория Богослова, мощи святаго апостала Матвея, мощи святаго мученика Прокопия, мощи великого чюдотворца Антония да ризы пречистыя Богородицы малой жеребей да гупки малая часть, как Христа распинали и поили желчью на кресте, мощи мученика Киприана, мощи священнамученика Власия, мощи Якова Перскаво, мощи Федора Стратилата, мощи Ивана милостиваго, мощи Василия Кисарийскаго, мощи святаго чюдотворца Николы, мощи святаго Спиридона, мощи святаго апостала Мотвея.

У царьских дверей на левой стороне притворец, а в притворце казали мощи, а потписей на них нет которых святых; у подножья оброза на правой строне притворец, а в притворце рука крестителя Господня Иванна. И мы стали спрашивать: откуды та рука принесена и кем? И оне сказали нам: принес де ту руку потриарх Ерусалимской, а той де руке по се число сто семдесят лет, а потриарху де мы имя пропямятовали. И мы спрашивали про иных святых мощи, которые писаны. И оне сказывали: те де мощи принесены от Ерусалима при прежних царех; а летописи у нас оп том нет, а наизусть сказат не помним.

Да образ отца царя Левонтья Дидьянскаго Мануила (Манучар I – Дж. Г.) моленье – оброз месной, серебром обложон и позолочон и камен втирона; на левой строне притворец, а в притворце святыя мощи, а потписей нет которых святых. Еванигелья строенья царя Левонтья Дидьянскаго писана по харатье, украшено серебром и золотом и жемчугам с обе стороны, а промеж евангилья писаны святыя золотом, а креста на том евангилья нет; а другое евангилья вынасили все в золоте с одну сторону Распятия Христова.

Декабря в 3 де епискуп от нас поехал и поп Гаврило с ним жо.

Тагоже дни перевели нас ис Спаскава монастыря версты с четыре в деревню Жахар24Да к ним же прислал царь Леонтей в денщики дву человек псарей и велел им тут постоять до указу и они стояли тут генваря по 1 число, а корм им давал с поварни кашу и мясо на день по двожды, а питья было виноградного шарапу довольно. А генваря с 1 числа считают у них новой год и к ним к Федоту и к попу Павлу приходили пристави по утру рано.....

Ноября в 7 де сказал Осип: Гурьелская царьства под Диянским царем, а преже сего владел Гурьелской князь Симон76, а за ним де была царя Левонтья сестра. Во 148 году таво князя Симона поланил царь Левонтей и царьства под себя взял и глаза ему выжох и он де у нево был в зоточенье з год, потому де у нево он у ушол и по си места безвесно. А Грузинских царей царьство Тюфлис, а владеет им ныне шах, а посожон от шаха их же Грузиеской царевич, а имя ему Урустам77. А ныне де Левонтей царь Дидьянской выдал за нево сестру свою.

Дeкабря в 12 де прислал Левонтей царь двуx псарей в деншики к Fедоту.

А в новой год действуют с Васильева дни. Да к Федоту по утру рано приходили поздрав-ствоват, а приносили пшена сарачинскаго25сухово...., а на пшене лежит винаград[26виноградная кисть да яйцо27курячье да яблоко да на вертле мяса лопатку жареново, да у вс.... да на шешлыке принасили лапатку мяса да яблоко да у всякаго человека в руках по хворостинки плоду всякаго плоду; а сказали: у нас де так ведетца, с нонешнево дни починаетца новой год.

Декабря28генваря. в 4 де прислал Левонтей царь азнаура, а имя ему Тавей, руду Кучилянскаго29и спрашивал Федота от Леонтья царя о здоровье и говорил, чтоб не кручинилися, что их царь Леонтей долго к себе не возмет на посольство., а говорил Федоту: велел де вас Левонтей царь спросить об здоровье и говарил Федоту: не кручинна ль де вам? И Федот говарил: милостию Божию, Государьским жалованьям и великого Государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и Левонтья царя Дидьянскаго не кручинна, одна леша на нас забота, что не дал30не даст долго царь Левонтей очей своих видить, и мы бы исправили повеленья великoго Государя царя и великoго князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца. И азнаур молыл: што бы де вам пожалавать не подосадывать; ныне де у нашаго царя Левонтья кручина по царице, а как будет ево время и он вас велит перет собою поставить31И учали их водить опять по монастырем. Генваря в 31 де пoехали..

А царь Левонтей дает Турскому царю дань по осми сот аршин полотна да Ясырю дает по трицети душ и по сороку; а дает для таго, чтоб приходили карабли с торгом, а кой год не будут карабли и у них тот год скудна солью и железом. А не бывали к нам оне со ста четыредесят четвертаго году; а миром говорят потому де оне к нам не ходят каряблями, что боятца казаков, с тех де мест мы им и дани не даем.

Генваря в 31 день поехали из деревни Жахара, а приехали начават в деревню в Бодьжи; а в Бодьжах сьехались с епискупам с Ондреям. Февраля в 1 де приехали в деревню в Кедзи; а ис Кедзей поехали в село в Пудцкур февраля в 2 де, а в селе в Путцкуре стоит церковь деревьная во имя Сеимиона Богоприимца подле двора царева32Февраля 6..

Февраля в 5 де выехали мы по реке по Моргуле к морю Чорному на конех. Епискуп Ондрей говорил да крестовой поп Гаврила сказал: есть де у нас река Рьян (Риони – Дж. Г.). Приежали де33с Черново моря к нaм казаки и стали на устье и нашева де царьства люди выхадили и всякою торговлею с ними торговaли: и услышал Турс-кой да прислал 16 катарг и казаков побили. И потому де Турской царь стал на Левонтья царя рен держат34сердитовать, потому что де у вас одна вера христьянская с русскими людми, а разаряете де вы заодно с казаками мое государьство35с рускими людми заодно...; и будет не захочеш с русскими людми заодно и я де тебе дам людей и ты забей по рекам устья, чтобы им не было пристанища. И наш де царь Левонтей таво не похотел и он де Турской царь на то розгневас да прислал каторги во 145 году мая во 18 день и велел монастырь розломать и розметать. А монастырь был во имя Пречистые Богородицы Одегитрея; а нашева де царя Левонтья не было дома, ходил на Бошячюйскаго князя войною. Да у нашева де царя Левонтья надежа на Бога да на великого Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца на заступу; толко будет к нашему царю Левонтью и он хочет и сам противитца против Турского царя. Да как де бы Государь поволил казаком инде бы добре была нашему царю Левонтью помочь от казаков: как де бы оне ходили на Турские украинные городы и назат, идучи на море, изнимет Фуртыны или36от турских людей катаржная высылка и оне б приставали к нашему царьству, которые реки из нашева царьства пали в моря, и наш де царь Левонтей их оберегал; а на босурманские языки ходили заодно78.

Февроля в 6 де были в монастыре с епискупам с Ондреям Федот да поп Павел. В том монастыре храм каменой во имя Пречистые Богородицы Одигитрея, а в том храму образ месной Пречистые Богородицы Одегитрея в киоте, а на другой строне креста Распятия Христова, а в том кресте мощи две кости ручные, што от лактя к ладони; а сказал епискуп, што те мощи святыя мученицы Варвары. Да показывали обрас в киоте, а на том оброзу написана Распятыя Христова, у подноже креста 6 жеребейков втерто святых мощей; и мы их роспрашивали про те мощи: скол давно те мощи у вас и кем принесены и которых святых во имя? И оне нам сказали: летописи скать у нас нет, потаму што Турские люди приходили и монастырь разарили и летописи пожгли, а наизусть сказать не помним. А назат поваратили тагож числа иною дарогою. Февраля в 7 день начавали в деревне Пшехапе. Февроля во 8 день начавали в деревне в Китоуле. Февроля в 9 день были мы в монастыре в Мокшенском79 с епискупам с Ондреам да с Максимам80; показывали нам Федоту да попу Павлу мученика Стефана архидьякона руки обе целы и ножьные кости да крест таво древа, на чом Христос был распять; да нам же показывали дробные жеребейки святых мощи мученицы Ирины, мощи мученицы Меланьи, мощи мученицы Евгении, мощи мученика Никиты, мощи мученика Меркурья, мощи мучеников Проваторха и Андроника, мощи приподобнаго Лариона, мощи Власия, мощи святаго чюдотворца Николы, мощи Лазаревы, мощи Амбросимовы Медиаламскаго, мощи Луки еваньгилиста, мощи мученика Аверкия.

Февроля в 9 день были мы в монастыре в Егорьевском Федот да поп Павел, а ездили с епискупом с Ондреям. Середи церкви перет царьскими дверми зделон престол, а на престоле стоит крест болшой, а на кресте писаны чюдеса страстотерпца Гегоргия мучения37Да в церкве же месные образы посторонь царьских дверей образ, да оброз Пречистыя Богородицы Одегитрея; а другой оброз стоит стростотерпца Христова Гегоргия со крестом. А кругом монастыря ограда каменая38крепкая, а ворота одни, притворы железные. А чюдеса мученика Гегоргия расказывали: ноября в 3 день приедет де наш царь Левонтей на ево прознество молитца и все провославные христьяне сьедутца. Волею де Божю39тое ночи приводим бывает бык и поставляем на монастыре у церковных дверей, а ворота в те поры бывают заперты и сторожа крепкая. – А тот бык неведомо откуды возметца и царь Леонтей з бояры и со всеми людми того быка осматривает сам. И будет бык мокр и песку на нем много – того году у них хлеба и винограду родитца довольно. И тово быка.... бывает тут приведен бык и таво де быка велит царь Левонтей освеживать и всем провославным христьяном росдаст по малой части, каму што дастанетца, да плечо пошлет Гурельскому князю, а другое пошлеть плечо Бошечуйскому князю[40А едят то мясо одны мужеской пол, а женам не дают и сама царица тово мяса не едала. А в прошлых де годех давал им мученик Христов Георгей на свой празник оленя и некоторой де человек дал того оленья мяса ест жене своей; и святый Георгей им олени давать не почал, а учал давать быка. И они ныне крепко тово берегут, чтоб тово мяса жена не причастилася, чтоб им такова дара до конца не лишитца..

Февроля в 10 день были мы в монастыре Федот да поп Павел, а ездили с епискупом с Ондреям. А монастырь во имя Пречистыя Богородицы Одегитрея, а таво нам разводу не дали, каторой во имя Богородицы – вет скать одна Богородица. Да тут жа в монастыре оболокся епискуп Ондрей в ризы да с ним поп, вынасили из олторя со престола Господня41мешечик бархат чорн, а на нем вышита в чорном бархате, а шита кругла што голова; а на бархате вышита Распятия Христова, подле Распятия Христова вышита образ Богородицы, а по другую сторону Иван Предотеча, а назади главы вышит крест, а держит царь Костеньтин81 и мать ево Елена. А тут де за царскою печатью гвоздя да42да вервь, а они называют вязило, чем вязали Господа нашего Исуса Христа, и власы связи и волосы и бороды Господа нашего Иса Христа, а43взял де царь Леонтей тое святыну, как он воевал Башачицкую землю, и он де ту святыну взял туто: а Башачицкому князю досталося из Грузинские земли от Теймураза царя. А пок.... показать де мы не смеям без царя, царь де вам сам покажет82. А епискупа в том монастыре завут Евтихей.

Февраля в 14 день приехали к Ондрею епискупу в монастырь в Троетцкой; а из монастыря поехали в 17 день, а приехали в деревню в Дежихи44Марта в 26 де в вербное воскресенье приехали в монастырь пречистые Богородицы в Мордули..

Марта в 23 день говорил Федоту ключник дворцовой Дементей царя Левонтья: грехом де нашим учинилось, што у нас де царицы не стала; а поиск де был царьские милости Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца по ее царицыну умышленью, говарила она царю Левонтью, што послать посла к царьской милости и проведать Московское государьство и расмотрить провославная вера христьянская вера; а45да и для того, что от для де таво, што от Донских казаков многа им налогу и разаряют46разоренье. И они де хотят Государские.... их государьство, а хатят они таво Государьския милости, штобы к ним казаки не ходили и шкоты бы им не чинили. Да47и нынеча де царь. он же сказывал: нонеча де у нас царь Левонтей в великой кручине, а ходит де в чорном платье; а как де царица умерла, с тех мест царь не есть ни рыбы и мяса, ни сыра, ни яиц, ничево скорому. Да сьежались де к Левонтью царю ближние люди и власти, а гаварили ему оп том, што положить печаль на радость, а платья переменить, а царицу поминать хлебом да солью, а скоромное кушать: волею де Божью у мужа жена умирает, а у жены муш умирает, а потому прилогают печаль на радость; а прежде таво у отца и у деда таво оброса не бывала. И он им откозал с кручиною: а таво де у меня нихто не ведает, што у меня на серцы: поспели б де вы мне говорить, как и годины вышли, а и тагды скать как Бог благоволит. – У Левонтья царя отец был Монуйла, тешился за оленем да с коня упал да ушибся83; а привезли де ево дамой жива. А брат де у нево был меншой Юрья и он де ево к себе призвал да привел ево ко кресту, штобы ему самому царством не завладеть, а посадить ево сына на царьства Левонтья; а царь Левонтей остался молот, а приказал ему владеть, дакуды Левонтей царь взнужает. И он на правде устаял: как Левонтей царь взнужал, ин ево и посадил на царьства. И он будучи царем да отнел у дяди у роднова у Юрья жену, а понел ее себе женою84; и он де с кручины так и сканчался и умер. А с ним у нее была 2 сына – адин Юрья48лет в 18, а, а другой Мелхей49лет в 16. А прижил их царевич Юрий с тою женою своею Еленою, которую у него отнял царь Леонтей. А у Левонтья царя 2 же сына одново зовут Александром лет в 10, а другово зовут Мануилом лет в 8, да 2 дочери и одна умерла.; а мы их при царе видели близа. А с царем Левонтьям у нее была 2 сына, да 2 дочери; а сыновья и нонеча жывы, а дочь одна умерла, а другую дочь послал Гурельскому князю на збереженья к Вортаму85. От Ондрея от епискупа поехали февроля в 17 день, а приехали тагоже числа в волость в Лежихи.

Марта в 1 день послал Левонтей царь в Кабарду к Олегуке мурзе посла свого азнаура Кучалянского роду, а имя ему Тавей, просит за сына своего за болшова за Олександру дочери.

  • 1
  • 2

Примечания.
1 [↑ назад]В другом правленом списке: указу велено быти.
2 [↑ назад]ево.
3 [↑ назад]для ево Государева дела.
4 [↑ назад]а для какова ево Государева дела послан и что ему в Дидиянской земле велено делать и то у него Федота писано в Государеве наказе имянно, а что у него Федота в той посылке делалося и то у него писано в сем статейном списке подлинно. Поехали от Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии с Москвы в Дидиянскую землю Федот Елчин и поп Павел и подьячей Федка и толмач июня в 2 де; да с ним же Федотом с товорыщи отпущены с Москвы Дидиянской посол Гаврило с человеком ево. А на коломну....
5 [↑ назад]прожили два дня за гребщами...
6 [↑ назад]держал воевода и дьяк.
7 [↑ назад]и жили в Казани 8 день, дожидались корована и отпущены.
8 [↑ назад]в болшом короване. В Астарахань
9 [↑ назад]и жили в Астарахани 12 дней за лошадиною покупкою; а лошади покупали своими денгами, а как лошади искупили и совсем изготовилися и лошедий отпустили горою, а их боярин и воеводы князь Юрий Ондреевич Сицкой с товарыщи отпустили морем на бусах августа в 19 де. А на Терек....
10 [↑ назад]А на Терке жили пол 4 недели за тем, что за Терком по их дороге, куды им ехати, в Черленом городке от Терка в 2 днях Кумыки порубили Терских казаков, которые живут по Терке реке, и за теми вестьми воевода князь Иван Ондреевич Хилков с товарыщи отпустить ево не смели; а как те вести миновалися и их отпустили с Терка в Алегукину Кабарду сентября в 22 де, а с ними послал провожатых сотника да 20 человек Терских стрелцов. А в Алегукину....
11 [↑ назад]И Алегуки в Кабарде не было, а был в Абазах71; а в кабаках были братья ево Хапука да Отожука. И он Федот Государеву грамоту, которая была послана к Алегуке о ево Федотове с товарыщи пропуске отдал Хапуке да Отожуке мурзом; да от себя почесть дал им по 4 аршина сукна настрафилю красново да....
12 [↑ назад]И Хапуга и Хотожука отпустил их в Карачаеву Кабарду октября в 6 де, а с ними послал в провожатых уздения свего Пшуку и они тому узденю дали в почесть за провожанье....
13 [↑ назад]и показали Карачаевским князем двум братом Елбуздуку да Елистану Государеву проезжую грамоту, а в почесть им....
14 [↑ назад]и он не хотя ево Алегуки розгневить дал 4 аршина сукна аглинского узденю ево Баранбе. Да в Карачаеве же Кабарде умер подьячей Федор, которой с ним Федотом послан был с Москвы.
15 [↑ назад]в Сонскую землю через снежные горы пеши.....
16 [↑ назад]потому что на лошадех было ехать немочно и путь был добре нужен, все шли около гор по косогору; а под рухляд наимовали Карачаевских мужиков, а давали наиму до Сонские земли от ноши по полуаршина сукна настрафилю.
17 [↑ назад]приехал к ним от Левонтья царя розноур (азнаур – Дж. г.), а по руски царев дворинин з грамотою, а велел де ему Мануилу у него быть в приставех и тое грамоту поп Гаврило, которой был на Мосве послом перед ним Федотом чол.
18 [↑ назад]Нет этого слова.
19 [↑ назад]и поп Павел говорил с ним от книг. Архимарит говорил о сотворении небу и земли и сколько ото Адама было родов и хто ково родил и о Илье и Енохе. А говоря пошли к вечерне в часовню; а после вечерни учали они епискупа спрашивать о той же речи, штоб с ним еще поговорить. И епискуп....
20 [↑ назад]Да после того и розошлись.
21 [↑ назад]А после того учал епискуп Ондрей Федота и попа Павла водить по манастырем и по святым местом; а к царю Леонтью их не взяли долгое время, для того что царь Леонтей по царице своей с кручины по своему закону обрился весь и бороду и ус и брови и ему было показатца им не мочно и для того их велел водить по святым местом, чтоб ему чем промешкать покаместа волосом обростет. Декабря в 3 де....
22 [↑ назад]А на монастыре храм каменной Всемилостивого Спаса, а в церкве....
23 [↑ назад]позади
24 [↑ назад]Да к ним же прислал царь Леонтей в денщики дву человек псарей и велел им тут постоять до указу и они стояли тут генваря по 1 число, а корм им давал с поварни кашу и мясо на день по двожды, а питья было виноградного шарапу довольно. А генваря с 1 числа считают у них новой год и к ним к Федоту и к попу Павлу приходили пристави по утру рано....
25 [↑ назад]сухово....
26 [↑ назад]виноградная кисть
27 [↑ назад]курячье да яблоко да на вертле мяса лопатку жареново, да у вс....
28 [↑ назад]генваря.
29 [↑ назад]и спрашивал Федота от Леонтья царя о здоровье и говорил, чтоб не кручинилися, что их царь Леонтей долго к себе не возмет на посольство.
30 [↑ назад]не даст
31 [↑ назад]И учали их водить опять по монастырем. Генваря в 31 де пoехали.
32 [↑ назад]Февраля 6.
33 [↑ назад]с Черново моря
34 [↑ назад]сердитовать
35 [↑ назад]с рускими людми заодно...
36 [↑ назад]от турских людей
37 [↑ назад]Да в церкве же месные образы посторонь царьских дверей образ
38 [↑ назад]крепкая
39 [↑ назад]тое ночи приводим бывает бык и поставляем на монастыре у церковных дверей, а ворота в те поры бывают заперты и сторожа крепкая. – А тот бык неведомо откуды возметца и царь Леонтей з бояры и со всеми людми того быка осматривает сам. И будет бык мокр и песку на нем много – того году у них хлеба и винограду родитца довольно. И тово быка....
40 [↑ назад]А едят то мясо одны мужеской пол, а женам не дают и сама царица тово мяса не едала. А в прошлых де годех давал им мученик Христов Георгей на свой празник оленя и некоторой де человек дал того оленья мяса ест жене своей; и святый Георгей им олени давать не почал, а учал давать быка. И они ныне крепко тово берегут, чтоб тово мяса жена не причастилася, чтоб им такова дара до конца не лишитца.
41 [↑ назад]мешечик бархат чорн, а на нем вышита
42 [↑ назад]да вервь, а они называют вязило, чем вязали Господа нашего Исуса Христа, и власы
43 [↑ назад]взял де царь Леонтей тое святыну, как он воевал Башачицкую землю, и он де ту святыну взял туто: а Башачицкому князю досталося из Грузинские земли от Теймураза царя. А пок....
44 [↑ назад]Марта в 26 де в вербное воскресенье приехали в монастырь пречистые Богородицы в Мордули.
45 [↑ назад]да и для того, что от
46 [↑ назад]разоренье. И они де хотят Государские....
47 [↑ назад]и нынеча де царь.
48 [↑ назад]лет в 18, а
49 [↑ назад]лет в 16. А прижил их царевич Юрий с тою женою своею Еленою, которую у него отнял царь Леонтей. А у Левонтья царя 2 же сына одново зовут Александром лет в 10, а другово зовут Мануилом лет в 8, да 2 дочери и одна умерла.