Пятница, 19.04.2024, 12:13

Карачаевцы и балкарцы

Экеўге барма, биреўден къалма.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V » ЮБИЛЕИ
ЮБИЛЕИ
У обители Парнаса (К 55-летию Б.О. Батчаева)

Э.А.Темирбулатова

Башир Османович Батчаев родился 26 декабря 1955 г. в с. Сретенски Московского района Фрунзенской области Киргизской СССР. Большое значение в его личностном становлении сыграли отец, Осман Наибович (1907-2001), большой знаток народных песен, и мать, Зулихат Махмудовна, урожденная Халилова (1914-1976). По словам самого юбиляра, немалую роль сыграл и родной дядя его матери, Джашарбек Текеев, который обладал замечательной способностью сочинять стихи что называется «на ходу».

Среднее образование он получил в Верхне-Тебердинской средней школе (1973), после чего проходил службу в Вооруженных силах СССР (1973-75). Высшее образование получил на художественно-графическом факультете КЧГПИ (1976-1981), впоследствии работал учителем рисование, черчения, пения и родной литературы СШ №8 им.С.М.Халилова в с.Верхней Теберде.

Литературную деятельность начал в годы юности. В последующие годы он активно разрабатывает жанры лирики романтической, философской и гражданской, пробует себя и на поприще сатиры, а в последние годы-и драматургии. Известность получила и его проза («Быль», «Тузлукъ», «Джылкъы»», Джез шайнек», «Джолоучу», «Къозу къуйрукъ» и др.)

Творческие поиски его разнообразны, в них отражены темы истории, духовной жизни, семейного и трудового быта горцев Карачая, природной уникальности родного края.

В его возрастной категории он по праву считается наиболее плодовитым литератором Карачая. Его стихи были опубликованы в поэтических сборниках «Шоркъа» (1983), «Сюймекликни джети джолу» (1985), «Танг джарыкъ» (1995) и др. Отдельным изданием вышли его произведения: «Сюйюмчю джулдуз» (1998, стихи), пятитомник, включающий «Назмула» (2004), «Объектив очей» (2005), «Почтение» (2007), «Прозрение», «Анга» (2008), а также «Солнечное сплетение» (2009, сб. стихов, поэм, рассказов на рус. и кар.-балк. яз.)

Целый ряд его стихов были переложены на песни «Шам Теберди» (1980 г.), «Къарачайны къадау ташы» (1995 г., в ее основе-рассказ старика еще юному Баширу в 1973 г. по пути с Бийчесына), «Къарачай» (2003), «Тин атала» (2005) и др.

Ему принадлежат переводы на родной язык произведений классиков античной литературы (Вергилий), поэзии России, а также Европы (Байрон, Гейне, Шекспир, Шиллер и др.), Востока (Омар Хайям, Навои, Низами, Руми, Р.Тагор и др.),

Башир Османович проявил себя и в сфере искусства: ряд лет возглавлял фольклорные группы «Тейри» и «Шам», участвовал в фольклорном ансамбле «Апсаты». Осуществлялся им и сбор произведений национального фольклора.

Одновременно он вел спортивную деятельность по вольной и национальной борьбе, добился титула чемпиона Карачаево-Черкесии.

Известен также общественной деятельностью, в т.ч. и с конца 1980-х гг.-в движении по реабилитации карачаевского народа. С 2009 г.-эксперт Карачаевского НИИ-член Наградного комитета по присуждению медали И.Х.Крымшамхалова.

Член Союза писателей России (1995) и Союза журналистов России (1997), Народный поэт Карачаево-Черкесии (2004).

Пользуясь случаем, желаем Баширу Османовичу долгих лет жизни, семейного счастья и новых творческих успехов.