Пятница, 19.04.2024, 06:25

Карачаевцы и балкарцы

Джерге кирген джарлыды ансы, саўгъа бир насыб туўады.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Юбиляры
Верхнекубанский календарь культуры 2010 (Юбилеи деятелей науки, образования, искусств, литературы)
Юбиляры

70 лет археологу И.М. Мизиеву



И.М. Мизиев

Один из основоположников карачаево-балкарской национальной школы археологов, инициатор новой концепции древнейшей и средневековой истории Северного Кавказа прожил тяжелую, недолгую, но плодотворную и яркую жизнь.

Исмаил Муссаевич родился 8 декабря 1940 г. в селенье Нижний Чегем (Кабардино-Балкария). Был депортирован с семьей в Джамбульской области Казахстана, где его родители вскоре умерли, а он с сестрой оказался в детдоме. Впоследствии их растил вернувшийся с фронта старший брат Ахмадья.

В 1957 г. вернулся в родное селенье, а в следующем году поступил на историческое отделение Кабардино-Балкарского госуниверситета (КБГУ). Успешно закончив его (1963 г.), он отправился в Москву – в аспирантуру Институт археологии АН СССР, где его научным руководителем являлся Е.И.Крупнов.

Диссертацию защитил в 1967 г. по теме «Средневековая материальная культура Балкарии и Карачая (XII-XVII вв.)».

В последующее десятилетие он работал в секторе археологии Кабардино-Балкарского НИИ в качестве научного, а затем и старшего научного сотрудника. Именно в эти годы вышли его книги «Археологические раскопки в Кабардино-Балкарии» (1973, в соавторстве), а также «Средневековые башни и склепы Балкарии и Карачая» (1970), «Туристскими тропами в глубь веков» (1976).

С 1977 г. И.М. Мизиев возглавил республиканское отделение Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. Одновременно он вел преподавательскую деятельность на кафедре всеобщей истории КБГУ.

После тяжелой автокатастрофы стал инвалидом и до конца своих дней передвигался на коляске. Тем не менее, он еще некоторое время продолжил работу на упомянутой кафедре, принимая дома своих студентов, дипломными и курсовыми работами которых руководил.

Он подготовил докторскую диссертацию по теме «Важнейшие этногенетические аспекты истории и традиционной культуры балкарцев и карачаевцев XIII-XVIII вв.» по специальности этнография (1988). Из-за закулисного противодействия и интриг отказался от защиты, назначенной в Институте археологи АН Армении.

Признание получают его монографии «Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа» (1986), «История рядом» (1990), «Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIII вв.» (1991), «Народы Кабарды и Балкарии в XIII-XVII вв.» (1995), «Балкария и Карачай с древнейших времен до Походов Тимура» (1996), изданные в Нальчике. Кроме того, в Черкесске была издана его совместно с К.Т.Лайпановым книга «О происхождении тюркских народов» (1993), а в Стамбуле – переиздана книга «Шаги к этнической истории Центрального Кавказа» (1993).

Он имел ученое звание старшего научного сотрудника (решение ВАК, 1976), почетное звание «Заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарской Республики» (1994), почетный доктор Карачаево-Черкесского госпедуниверситета (1994), являлся действительным членом Всесоюзной ассоциации востоковедов (1986), Географического общества (1988).

Исмаил Муссаевич умер в августе 1997 г.

Его дело успешно продолжает талантливая дочь, Ирина Маремшаова, доктор исторических наук.