ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.IV
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ |
Лайпанов И.А.
В 2003 г. в Дамаске вторым изданием вышла книга о дагестанском религиозном деятеля - «Житие выдающегося ученого святого Шугъаиба сына Идриса аль-Багини» (ум.1330 г.х.)». Наше внимание привлекает сообщение на с.493-494 этого издания. В нем идет речь об известном на Кавказе нашбандийском наставнике - шейхе Ахмаде-афенди Талали, сын Мустафы, жившем в селенье Тала (Закатальский округ Бакинской губернии).
В книге говорится, что в 1251 г.х. (1834 г.) он стал одним из четырех аутадов, предводилем абдалов (курсивом обозначены ранги суфийских святых). Шейх Ахмад являлся одним из преемников (магъзун) шейха Махмуда-афенди (1810-1877) из с.Алмалы в Сев. Азербайджане, большого устаза ордена /тариката/ Накшбандийа (ветвь Муджадидийа - Халидийа - Махмудийа). У последнего него были наместники «из числа озаренных, мудрых, почтенных». К числу таковых отнесен и «шейх чужеземец» Темирхан-афенди, как говорится в книге, «из Карачаево-Черкесии», который перенес трудности, пока не дошел до своего устаза. Когда он добрался до наставника, то обязался служить ему (хидмат) 8 месяцев. Он сильно усердствовал в тренировке своей души (рийада ан-нафс). «Насытившись питьем из девяти морей /Божественного изобилия/, разрешенных ему, он был спасен от наказания обоих миров» - так говорится в упомянтой книге. Он именуется одним из высших наместников (а‛ля хуляфа) шейха Ахмада Талали.
Наша задача заключается в выявлении биографии нашего именитого земляка, по возможности, его фамилии и национальной принадлежности, тем более, что он, судя по всему, внес свой вклад в религиозное просвещение народов Верхней Кубани.