Суббота, 20.04.2024, 03:46

Карачаевцы и балкарцы

Эри чомарт болса, къатыны къызгъанч болмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§1. Горские автохтоны

Главная »Библиотека » История »Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)

§1. Горские автохтоны

Полвека назад в академической науке прочно утвердилось положение о том, что карачаево-балкарцы имеют автохтонное (коренное), кавказское происхождение. Об этом наглядно свидетельствует их внешность, или, говоря строго по-научному, их антропология. Специалисты давно установили принадлежность карачаево-балкарцев (наряду с вайнахами, сванами и осетинами) к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. Данный тип, по словам крупнейшего отечественного антрополога акадеика В.П.Алексеева, «представляет собой древнюю формацию в истории европеоидной расы, древний широколицый и массивный тип, очевидно, еще верхнепалеолитического населения, сохранившийся до современности в результате изоляции в условиях высокогорной зоны Кавказ»1Алексеев В.П., Антропологические материалы к этногенезу адыгейского народа//Сборник материалов по археологии Адыгеи.-Майкоп, 1972.-т.3, С.129.

Основные черты кавкасиона – «высокий рост, массивность черепа, широкое лицо, нос часто с горбинкой, опущенный кончик носа». Он отличается «более обильным ростом бороды и более светлой пигментацией по сравнению с другими кавказскими народами», причем «подавляющее число светлых волос и глаз у жителей горских групп Кавказа является результатом повышенной солнечности и радиации в горах»2Бетрозов Р.Ж., Происхождение и этнические связи адыгов.-Нальчик:Нарт, 1991.-С.14.

Древние кавказцы и являли собой то, что именуется этническим субстратом – базой, основанием, на который в последующем этногенезе история возводила стены. Как пишет известный кабардинский исследователь Р.Ж.Бетрозов, «по всем данным несомненно существование кавказского субстрата, являющегося основным ядром формирования (выделено нами, - Ред.) в целом карачаевского и балкарского народов»3Там же, С.10.

Тех, кто относится к кавкасионскому типу, пишет В.П.Алексеев, «следует рассматривать как реликт древнейших племен Кавказа (выделено нами, - Ред.), заселявших центральное предгорье Кавказского хребта»4Алексеев А.П. Происхождение народов Северного Кавказа. Краниологическое исследование.-М.,1974.-С.196. По его словам, «кавкасионская группа популяций занимающая центральные предгорья Главного Кавказского хребта» сформировалась «без участия северных элементов», т.е. степняков. Причем, сформировалась «на той же территории, какую она занимает и в настоящее время, в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения». Оно, в свою очередь, возможно, восходит «к эпохе неолита или верхнего палеолита», и относилось к палеоевропейскому типу европеоидной расы5Там же, С.206.

«Одно остается и останется несомненным, - пишет археолог Е.П.Алексеева, - карачаевцы и балкарцы – местный, древний народ Кавказа, корни которого уходят в эпоху кавказской бронзы». Как видим, антропологи существенно поправляют археологов: древнейший пласт его этногенеза, как и других коренных народов, восходит к местному населению эпохи каменного века (позднего палеолита или неолита)6Андреева М.В., К вопросу о южных связях майкопской культуры//СА, 1977, №1-С.43.

Закат каменного века знаменуется «смешанным», медно-каменным веком, который известен и как энеолит. Именно тогда начинает создаваться знаменитая Майкопская культура, сложение и расцвет которой приходятся уже на раннебронзовый век. (Свое название культура получила по месту обнаружения первого крупного археологического памятника близ города Майкоп).

Сейчас нет общепризнанной датировки. Некоторые археологи считают, что эта культура возникла еще в пер. пол. IV тыс. до н.э. Такое мнение основано на нескольких фактах. Во-первых, между памятниками «майкопцев» и ближневосточной культуры Амука-Гавры имеется такое разительное сходство, что возникает вывод об «определенной генетической связи». Причем она была установлена еще в период Амука F- Гавры, который по сирийской археологической периодизации датируется 3500 – 3100 гг. до н.э. Во-вторых, в прилегающей к северокавказским районам грузинской области Шида Картли, выявлено древнее поселение, где была обнаружена «керамика, перекликающаяся с майкопскими ранними памятниками». На ней располагался (т.е. является более поздним) пласт памятников Куро- Аракской культуры, ранний этап которой датируется вт. пол. IV тыс. до н.э7Глонти Л.И., Джавахишвили А.И., Новые данные о многослойном памятнике эпохи энеолита-поздней бронзы в Шида-Картли-Бериклддееби//КСИА.-1987, вып.192.-С.82.

Как полагают археологи, протянувшись через весь Южный Кавказ именно Куро-Аракская культура отрезала «майкопцев» от Передней Азии. Сторонники рассматриваемой версии датировки считают, что изоляция «майкопцев» началась в период Амук Н (2700- 2500 гг. до н.э.)8Трифонов Н.А., Некоторые вопросы переднеазиатских связей Майкопской культуры//КСИА.-1987, вып.192.-С.20-21.

Прежняя, более устоявшаяся, датировка называет три этапа Майкопской культуры:

  • 2500-2400 гг. до н.э. – ранний
  • 2400-2300 гг. до н.э. – средний
  • 2300-2000 гг. до н.э. – поздний ( «новосвободненский»).

Племена «майкопцев» населяли территории от нынешней Чечни на востоке до Причерноморья (Таманский полуостров) на западе. На территории Карачая их памятники хорошо изучены в районе Усть-Джегуты.

Существуют три основные версии генезиса Майкопской культуры:

Над могилой своих покойников «майкопцы» делали каменные выкладки в виде круга (кромлехи), а над всем этим насыпали курган. Круглые кромлехи, как полагают исследователи, символизируют солнце и указывают на то, что у «майкопцев» бытовало почитание этого светила12Мещанинов И.И., Кромлехи//Известия Государственной Академии истории материальной культуры.-Л.,1930.-т.6, вып.3, №9, С.7, 23-26; Шамба Г.К., Эшерские кромлехи.-Сухуми, 1974.-С.31-42; Марковин В.И., Дольмены Западного Кавказа.-М., 1978.-С.222-223. Но эти выкладки были не только круглой формы – встречались и виде полумесяца, поэтому предполагается и наличие культа луны. Как отмечают археологи, «если каменные кромлехи в курганах дают основание говорить об обожествлении носителями майкопской культуры солнца, то после открытия… дуговидной выкладки можно сказать о существовании у этих же племен и культа его «спутницы» - луны». Конечно, «в подавляющем большинстве случаев луна в иерархии богов, так же как и в жизни людей, занимала менее важное положение, чем солнце». Поэтому вполне объяснимо, «почему в памятниках материальной культуры почти всех эпох ее символы изображались значительно реже солярных». В принципе, приоритет солярного культа по сравнению с лунарным самым очевидным образом проявлен и в том, что в кавказских курганах каменные выкладки в виде полумесяца «по сравнению с кромлехами обнаруживаются весьма редко»13Чеченов И.М., Вторые курганные группы у селений Кишпек и Чегем II//АИНКБ.- Нальчик:Эльбрус, 1984.-С.231.

В майкопское время в горах Западного Карачая появляются памятники дольменной культуры. Название ее связано с обрядом захоронения в дольменах – монументальных надземных гробницах, сооруженных из больших каменных блоков и плит; обычно имело сакральный «вход» – отверстие, которое закрывалось каменной пробкой. Судя по памятникам, дольменники проникали как в нагорную часть Карачая, так и в предгорно-равнинные районы Центрального Предкавказья,где, возможно, и были ассимилированы «майкопцами», поскольку со временем дольмены «влезают» под курганную насыпь. Это, по мнению археологов, отражает «реальный процесс контактов и смешения с майкопскими племенами отдельных групп носителей дольменной культуры, продвинувшихся (или, может быть, точнее было бы сказать, вторгшихся около XXII в. до н.э. в предгорно-плоскостные районы Прикубанья и Центрального Кавказа»14Там же, С.228.

Нет сомнения в том, что в формировании яркой и своеобразной Майкопской культуры большую роль сыграли широкие для того времени этнокультурные связи с цивилизациями Передней Азии. Исследователи практически единодушны в мнении не только о связях, но и о взаимовлиянии, свидетельствами чему выступают несколько элементов культуры:

1) Материальная культура. «Майкопцы» приобщались к элементам быта, аксессуарам одежды и т.п., на что указывает продукция из минералов, имеющих южное происхождение (раковины каури, изделия из бирюзы, лазурита, сердолика, халцедона)15Мунчаев Р.М., Кавказ на заре.., с.405; о путях поступления лазурита см.: Сарианиди В.И., Великий лазу-ритовый путь Древнего Востока//КСИА.- 1969, вып.118. Отмечена близость в продукции ямников (о них см. ниже) и шумер (в ювелирных изде-лиях, оружии, кремневых орудиях и др.)16Мизиев, 1990, с.30-31; Мунчаев, 1975, с.212-329.

2) Религиозно-обрядовая жизнь. В Передней Азии появился курганный обряд погребения, свойственный степям севера, откуда, судя по всему, и был привнесен17Там же, С.43.

3) Миф и эпос. Упомянутый полумесяц каменных выкладок по изобразительной форме своей одновременно выступает и как ладья, что, как считают археологи, отражает воспринятый с Передней Азии миф о небесной ладье, перевозящей светило – солнце или луну. (Известен шумерский миф о боге луны, который «каждый вечер садился в свою ладью и тихо скользил по небосводу», а утром «на смену ему на восточном горизонте появлялся его сын Уту», бог солнца). Добавим, что ладья изображалась также на керамических и бронзовых изделиях «майкопцев» (эти памятники обнаружены в Карачаево- Черкесии, Кабардино-Балкарии, районе восточного Маныча). Изображения ладьи в сочетании с изображениями и символами солнца встречаются также и в памятниках в III тыс. до н.э. из прилегающих районов Южного Кавказа (Арагац, Кобыстан, Кюль-Тепе, Шраш-Блура, Эчмиадзин и др.). Указывая на переднеазиатско-«майкопские» связи, археологи подчеркивают, что «такие контакты и связи с Югом наложили заметный отпечаток на формирование не только материальной культуры, но и идеологических представлений древнего населения Северокавказского региона»18Чеченов И.М., Вторые курганные группы .., С.232-233.

Найденные в числе майкопских древностей знаменитые золотые и серебряные фигурки бычков (их образ отображен в государственном гербе Адыгеи) содержат на себе выгравированные астральные знаки, что указывает на связь этих животных с небесной средой. Это справедливо рассматривается как косвенное указание на бытование у «майкопцев» мифа о небесном быке, который также бытовал у шумеров (миф о борьбе Гильгамеша с небесным быком)19Чернопицкий М.П., Майкопский «балдахин»//КСИА.-1987, вып.192.-С.34-39.

Кавказоведами также отмечалась разительная параллель между эпосами дальних потомками «майкопцев» (карачаево-балкарцев) и шумеров. У первых это нартское сказание о путешествии героя /Сосуркъа/ в подземный мир, откуда благодарная орлица (за помощь против змеи) поднимает его на поверхность земли, а у вторых – благодарный орел переносит на небеса героя /Этана/, который помог против змеи20Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки.., С.12.

3) Лексика, архаический пласт переднеазиатских лексем в языках северных народов. Выявлено около 400 прямых шумеро-тюркских лексических схождений, включая местоимения, числительные, термины, обозначающие кровнородственные отношения и т.д.21Лайпанов К.Т., Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов.-Черкесск,1993.-С.43-45 Отмечена связь имени путешествовавшей в подземном мире семитской богини Иштар/Астарты и именем божества подземного мира у вайнахов /Ештр/ и осетин /Барастыр22Тменов В.Х., Осетинское язычество в системе средневековых религиозных верований народов Северного Кавказа//Проблемы этнографии осетин.-Владикавказ, 1992.-с.182/, с именем «Иштар» у дагестанцев23Котович В.М., Древнейшие писаницы горного Дагестана.-М., 1976.-С.87). Филологи уже проводили связь между именами алтайского бога Тенгри/ Денгри и шумерского божества Дингир (В.И.Абаев). В дагестанском детском фольклоре фиксируется то же имя, что носил знаменитый герой шумерского эпоса – «Гильгамеш»24Халилов Х.М., Фольклорные экспедиции 1973-1975 гг.//Материалы сессии, посвященной итогам экспе-диционных исследований в Дагестане в 1973-1975 гг. (тезисы докладов).-Махачкала, 1976.-С.31.

4) Искусство. В частности, отмечено, что исток художественного стиля прикладного искусства «майкопцев» «уходит в шумеро-эламское искусство»25Николаева Н.А., Сафронов В.А., Хронология и происхождение майкопского искусства//Хронология па-мятников бронзового века Северного Кавказа.-Орджоникидзе, 1982.-С.49-50). В позднемайкопских курганах были найдены литые парные фигурки собак из серебра и бронзы, которым выявлены аналоги в древнем изобразительном искусстве иконографии Передней Азии, где также фигурирует пара собак26Трифонов Н.А., Некоторые вопросы..,С.23-24. В этой связи отмечается и параллель с изображением пары собак на «царском мавзолее» аланского времени Карачая (Кяфарское городище)27Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев.-М:Илекса.-Ставрополь: Ставропольсер-висшкола, 2002.-С.13.

«Майкопцы» не только учились у более развитых цивилизаций Передней Азии, но и сами оказывали обратное культурное воздействие. Видимо, от них на Ближний Восток пришла традиция использования лошади как для езды, так и для транспортировки (не случайно первые колесные повозки впервые фиксируются на Кавказе и далее – до Верхней Месопотамии28Гамкрелидзе Т.В., Индоевропейский язык и индоевропейские миграции//Культурное наследие Востока.-Л.: Наука. 1985.- С.361).

Майкопская культура пришла в упадок на рубеже III – II тыс. до н.э. (по «старой» хронологии), причиной чего, как полагают археологи, явилось прекращение или резкое ослабление связей северокавказских племен с развитыми цивилизациями Передней Азии29Иессен А.А., К хронологии «больших кубанских курганов»//СА, 1950, №12, С.196-197; Формозов А.А., Каменный век и энеолит Прикубанья.-М.,1965.-С.156-158.

Территорию Карачая в эпоху средней бронзы и 1-го этапа поздней бронзы (2000 – 1200 гг. до н.э.) также занимали автохтонные племена – носители т.н. Северокавказской культуры, в формировании которой определенную роль напрямую сыграла предшествующая культура – Майкопская30Марковин В.И., Культура племен Северного кавказа в эпоху бронзы//МИА/ 1960, №99, С.30-86.

Археологи выделяют следующий хронологический строй истории «северокавказцев»:

1-й этап 2000 – 1700 гг. до н.э.

2-й этап 1700 – 1500 гг. до н.э.

3-й этап 1500 – 1200 гг. до н.э.

Общие их черты выражены в самом устойчивом комплексе – погребальном. Во-первых, под курганами как «майкопцев», так и «северокавказцев» отмечено наличие кромлехов. Во-вторых, «что очень характерно», насыпи их курганов «укреплены одинаковым способом – в основании имеются каменные кольца, а вся поверхность в один слой обложена булыжником». В-третьих, у тех и других – южная ориентировка, сильная скорченность костяка, окрашенность костей красной краской и т.д. Кроме того, в-четвертых, в инвентаре погребений «северокавказцев» выявлена керамика «явно майкопского облика»31Бетрозов Р.Ж., Нагоев А.Х., Курганы эпохи бронзы у селений Чегем I, Чегем II и Кишпек//АИНКБ.-Нальчик, 1984.-т.1, с.85.

Самая знаменитая археологическая культура Северного Кавказа периода поздней бронзы – раннего железа получила название Кобанской культуры XII-IV вв. до н.э. (по месту выявления ее памятников близ осетинского с.Кобань). Автохтонные племена – создатели и носители этой культуры населяли предгорья и горную часть региона от верхнего течения р.Урупа на западе до районов северного Дагестана на востоке. Они считаются завершающим компонентом этнического субстрата в этногенезе не только карачаево-балкарцев, но и вайнахов и осетин. Вслед за большинством кавказоведов (археологов, антропологов, языковедов, этнографов), можно считать, что «кобанцы», вобравшие в себя истоки предыдущих тысячелетий, являлись непосредственным «мощным субстратом в последующем формировании почти всех современных народов Северного Кавказа от Кубани на западе до Дагестана на востоке»32Козенкова В.И., Кобанская культура.., С.267.

Именно на кобанский период приходится важнейшее в истории материальной культуры человечества событие – наступление железного века. В периодизации раннежелезного века выделяются этапы: 1-й – X-IX вв. до н.э.; 2-й – VIII- сер.VII вв. до н.э.; 3-й – сер. VII- IV вв. до н.э.33Техов В.Б., Тлийский могильник и проблема хронологии культуры поздней бронзы-раннего железа Цен-трального Кавказа//СА.-1972, №3

В археологии выделены следующие этапы генезиса кобанской культуры:

1) формирование и становление основных признаков культуры: сер. XII – сер. IX вв. до н.э.;

2) расцвет культуры: вт. пол. IX – сер. VII вв. до н.э.;

3) переоформление культуры под влиянием культур скифо-сарматского круга: вт. пол. VII – V/нач. IV вв. до н.э.:34Крупнов Е.И., Об уточненной датировке и периодизации кобанской культуры//СА.-1969, №1.

В свое время для памятников третьего этапа археологами были выделены 1-й позднекобанский период (VI-III вв. до н.э.) и 2-й позднекобанский период (II в. до н.э. – III в.н.э.)35Алексеева Е.П.. Позднекобанская культура Центрального Кавказа//Ученые записки ЛГУ.-Л., 1949.-№85. серия ист. наук 13..

На территории Карачая прослеживаются памятники западного варианта (а их выделено три) Кобанской культуры, к которому относятся и кобанские древности западной части Балкарии. Специфика этого варианта была обусловлена «главным образом тем, что она формировалась при участии местного более раннего культурного пласта». Конкретно же речь идет о племенах позднего этапа «северокавказской культуры, участвовавших в формировании основных признаков варианта». От предков-«северокавказцев» племена «кобанцев« унаследовали многие черты культуры (наследие проявилось «не только в традиционности форм отдельных предметов, например, кинжалов и булавок, но и в элементах местного гончарства, и в приемах сооружения погребальных камер»)36Козенкова В.И., Кобанская культура.., С.257.

Выявленные археологами материалы, в особенности украшения (которые «более чем другие категории»), указывают на «этногенетиченкое родстве населения центрального и западного вариантов»37Козенкова В.И., Кобанская культура.., С.258. Племена этой культуры, по примеру своих коренных предков, использовали сугубо кавказский тип захоронений – массивные каменные ящики прямоугольной формы (некоторые – с небольшими выкладками, другие – с курганной надписью), а у западных «кобанцев», кроме того, и некоторые другие виды погребальных сооружении – грунтовые могилы, перекрытые плитами, и гробницы из булыжника38Козенкова В.И., Кобанская культура Кавказа//Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время.-М.:Наука, 1989.- С.254, 257. Кстати к автохтонным, кавказским типам относились и «грунтовые могилы в виде простых ям с индивидуальными и парными захоронениями.., поскольку этот тип погребального сооружения, с различными вариациями в оформлении, был широко распространен среди аборигенов, как в горах, так и на равнине на протяжении первого тысячелетия до нашей эры»39Керефов Б.М., Чегемский курган-кладбище сарматского времени//АИНКБ.-Нальчик, 1985.-т.2, С.220.


Примечания.
1 [↑ назад]Алексеев В.П., Антропологические материалы к этногенезу адыгейского народа//Сборник материалов по археологии Адыгеи.-Майкоп, 1972.-т.3, С.129
2 [↑ назад]Бетрозов Р.Ж., Происхождение и этнические связи адыгов.-Нальчик:Нарт, 1991.-С.14
3 [↑ назад]Там же, С.10
4 [↑ назад]Алексеев А.П. Происхождение народов Северного Кавказа. Краниологическое исследование.-М.,1974.-С.196
5 [↑ назад]Там же, С.206
6 [↑ назад]Андреева М.В., К вопросу о южных связях майкопской культуры//СА, 1977, №1-С.43
7 [↑ назад]Глонти Л.И., Джавахишвили А.И., Новые данные о многослойном памятнике эпохи энеолита-поздней бронзы в Шида-Картли-Бериклддееби//КСИА.-1987, вып.192.-С.82
8 [↑ назад]Трифонов Н.А., Некоторые вопросы переднеазиатских связей Майкопской культуры//КСИА.-1987, вып.192.-С.20-21
9 [↑ назад]Андреева М.В., К вопросу о южных связях майкопской культуры//СА, 1977, №3; ее же: Об изображениях на серебряных майкопских сосудах//СА, 1979, №1
10 [↑ назад]Сафронов В.А., Хронология, происхождение и определение этнической принадлежности майкопской культуры по археологическим и письменым источникам//Хронология памятников бронзового века Север-ного Кавказа.-Орджоникидзе, 1982
11 [↑ назад]Мунчаев Р.М., Кавказ на заре бронзового века.-М., 1975.-С.376
12 [↑ назад]Мещанинов И.И., Кромлехи//Известия Государственной Академии истории материальной культуры.-Л.,1930.-т.6, вып.3, №9, С.7, 23-26; Шамба Г.К., Эшерские кромлехи.-Сухуми, 1974.-С.31-42; Марковин В.И., Дольмены Западного Кавказа.-М., 1978.-С.222-223
13 [↑ назад]Чеченов И.М., Вторые курганные группы у селений Кишпек и Чегем II//АИНКБ.- Нальчик:Эльбрус, 1984.-С.231
14 [↑ назад]Там же, С.228
15 [↑ назад]Мунчаев Р.М., Кавказ на заре.., с.405; о путях поступления лазурита см.: Сарианиди В.И., Великий лазу-ритовый путь Древнего Востока//КСИА.- 1969, вып.118
16 [↑ назад]Мизиев, 1990, с.30-31; Мунчаев, 1975, с.212-329
17 [↑ назад]Там же, С.43
18 [↑ назад]Чеченов И.М., Вторые курганные группы .., С.232-233
19 [↑ назад]Чернопицкий М.П., Майкопский «балдахин»//КСИА.-1987, вып.192.-С.34-39
20 [↑ назад]Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки.., С.12
21 [↑ назад]Лайпанов К.Т., Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов.-Черкесск,1993.-С.43-45
22 [↑ назад]Тменов В.Х., Осетинское язычество в системе средневековых религиозных верований народов Северного Кавказа//Проблемы этнографии осетин.-Владикавказ, 1992.-с.182
23 [↑ назад]Котович В.М., Древнейшие писаницы горного Дагестана.-М., 1976.-С.87
24 [↑ назад]Халилов Х.М., Фольклорные экспедиции 1973-1975 гг.//Материалы сессии, посвященной итогам экспе-диционных исследований в Дагестане в 1973-1975 гг. (тезисы докладов).-Махачкала, 1976.-С.31
25 [↑ назад]Николаева Н.А., Сафронов В.А., Хронология и происхождение майкопского искусства//Хронология па-мятников бронзового века Северного Кавказа.-Орджоникидзе, 1982.-С.49-50
26 [↑ назад]Трифонов Н.А., Некоторые вопросы..,С.23-24
27 [↑ назад]Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев.-М:Илекса.-Ставрополь: Ставропольсер-висшкола, 2002.-С.13
28 [↑ назад]Гамкрелидзе Т.В., Индоевропейский язык и индоевропейские миграции//Культурное наследие Востока.-Л.: Наука. 1985.- С.361
29 [↑ назад]Иессен А.А., К хронологии «больших кубанских курганов»//СА, 1950, №12, С.196-197; Формозов А.А., Каменный век и энеолит Прикубанья.-М.,1965.-С.156-158
30 [↑ назад]Марковин В.И., Культура племен Северного кавказа в эпоху бронзы//МИА/ 1960, №99, С.30-86
31 [↑ назад]Бетрозов Р.Ж., Нагоев А.Х., Курганы эпохи бронзы у селений Чегем I, Чегем II и Кишпек//АИНКБ.-Нальчик, 1984.-т.1, с.85
32 [↑ назад]Козенкова В.И., Кобанская культура.., С.267
33 [↑ назад]Техов В.Б., Тлийский могильник и проблема хронологии культуры поздней бронзы-раннего железа Цен-трального Кавказа//СА.-1972, №3
34 [↑ назад]Крупнов Е.И., Об уточненной датировке и периодизации кобанской культуры//СА.-1969, №1
35 [↑ назад]Алексеева Е.П.. Позднекобанская культура Центрального Кавказа//Ученые записки ЛГУ.-Л., 1949.-№85. серия ист. наук 13.
36 [↑ назад]Козенкова В.И., Кобанская культура.., С.257
37 [↑ назад]Козенкова В.И., Кобанская культура.., С.258
38 [↑ назад]Козенкова В.И., Кобанская культура Кавказа//Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время.-М.:Наука, 1989.- С.254, 257
39 [↑ назад]Керефов Б.М., Чегемский курган-кладбище сарматского времени//АИНКБ.-Нальчик, 1985.-т.2, С.220