Суббота, 20.04.2024, 13:22

Карачаевцы и балкарцы

Эки баш бир къазанда къайнамаз, эки джаш бир орунда ойнамаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

О калыме (Из пережитков старины)
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

МИСОСТ АБАЕВ

Прошло со дня присоединения центральной части Северного Кавказа - Кабарды, Осетии и др. - столетие1Фактическое и окончательное присоединение народов Центрального Северного Кавказа к России произошло в конце 20-х годов XIX века после военной экспедиции генерала Эмануэля. и со дня покорения западной - Закубанской полосы2Так называемая Закубанская полоса Кавказа была формально присоединена к России в конце XVIII века в результате включения Крыма в состав России в 1783 году после Кючук-Кайнарджийского мира. Завоевание и покорение горских народов Закубанья продолжалось до 1864 года. В 1860 году была образована Кубанская область, в состав которой вошли все горские участки. См. об этом: Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии (1790-1917 гг.) / Сборник документов. Ростов н/Д., 1985. - полвека, а вредные обычаи горцев не искоренились, «обычай» же увоза девушек принял худшие формы. Это лишний раз доказывает, что исправить нравы -уничтожить кражи, разбои, увозы девушек и т. п. – административными мерами и вообще репрессиями невозможно и что умиротворить край и исправить нравы может только одно образование и воспитание...

Но тем не менее местные деятели и поныне не хотят отстать от старых приемов, говоря, что прежде надо искоренить зло, а потом приняться за образование: «На образование и воспитание надо много времени и много денег, а до того времени надо же что-нибудь делать!» Но разве столетие - мало времени, разве денег, убитых на репрессивные меры в течение столетия, не хватило бы на открытие массы школ - низших и средних? За это время и на эти деньги, по крайней мере, теперешнее взрослое поколение горцев поголовно стало бы грамотным по-русски, а значительная часть успела бы получить среднее и высшее образование... Это все азбучные истины...

В настоящей заметке я имею в виду поговорить о так называемом «обычае» увоза девушек. Все, что делали до сих пор и делают для искоренения этого «обычая», никаких полезных результатов не имело и не будет иметь, прежде всего потому, что это явление никем серьезно не исследовано. Выставляют главной причиной калым, забывая, во-первых, что при увозах калым увеличивается и, во-вторых, что калым, или накях, существует и у других мусульман, стоящих в культурном отношении ниже и выше горцев, но не имеющих обычая увозить девушек.

Прежде чем говорить о вреде калыма и о желательности унич-тожения его, надо выяснить, что такое калым, на чем и когда и кем он основан, действительно ли он является главной причиной увозов, с устранением которого могут прекратиться эти увозы; наконец, возможно ли уничтожить калым постановлениями и пожеланиями совещаний, сборов и т. п.

Начиная с 70-х годов прошлого века на наших глазах в Терской области создавались разные меры борьбы с «обычаем» увоза девиц; так, например, в Кабарде постановлением представителей народа и уполномоченных от аулов, утвержденным областным начальством, установлены были большие денежные штрафы за увозы девушек, и эти штрафы взыскивались с виновных административным порядком в течение ряда лет, причем за увозы засва-танных девушек их женихами взыскивались штрафы с жениха и его товарищей, а за насильственные увозы и увозы с согласия самих девушек, но против воли родителей, виновные подвергались штрафу и еще уголовному преследованию (хотя кончавшемуся в большинстве случаев предварительным следствием за примирением сторон), но увозы не прекращались, виновные платили штрафы и калымы, а за увозы незасватанных девушек платили даже двойной калым.

В Осетии таким постановлением была установлена норма калыма с наложением штрафа на тех, кто даст или получит калым выше установленной нормы, но, по утверждении этого постанов-ления начальством, несколько лиц демонстративно заплатили крупные калымы и от уплаты штрафа отказались, на суде же заявили, что никто не вправе запретить им ни по закону, ни по шариату дарить своей невесте, ее родным или своей жене хотя бы и все свое имущество, и суд не признал их виновными. Это все ясно доказывает, что, во-первых, не калым играет главную роль в су-ществовании зла и, во-вторых, все административные меры борьбы с этим злом нецелесообразны, и пока не явится сознание массы о вреде и дикости обычая увозов, они не прекратятся, сознание же это может быть вызвано образованием и воспитанием молодого поколения.

Возникает вопрос: будет ли полезно уничтожение калыма вообще? Калым установлен законом пророка одновременно с созданием закона о браке и расторжении его; причем определена минимальная норма калыма с предоставлением права жениху или мужу увеличить эту норму неограниченно по своему желанию и средствам, и щедрость жениха одобряется, даже восхваляется. По закону этот калым составляет собственность жены, и если вначале калым был получен родителями невесты, но она во всякое время может взять его себе от родителей и от их наследни-ков, и давность не допускается.

Таким образом, значение калыма - не выкуп за девушку, а обеспечение женщины на случай бракоразвода. По закону Магомета, расторжение брака допускается по взаимному соглашению супругов, следовательно, Магомет, предоставляя преимущественное право мужу на развод, по каким-либо видам нашел нужным подвергнуть его материальной ответственности перед женой для обеспечения последней.

Несмотря на то, что Магомет советует серьезно относиться к делу расторжения брака и необдуманно не давать развода жене, но раз мужья пользуются преимущественным правом во всякое время и без объяснения причин давать развод своим женам, то на практике советами пророка невежественные люди редко руководствуются и легко прогоняют своих жен, женясь на других, или берут вторую или третью жену.

Противовесом или удерживающим от дурного и легкомысленного поступка элементом со стороны мужей поставлен калым, который действительно в настоящее время играет видную роль. Калым этот удерживает и жен от легкомысленных поступков, так как если развод совершается по их вине, то они должны возвратить обратно весь полученный калым. Слово «обычай» я поставил между кавычками, потому что древнего обычая насильственного увоза девушек у горцев не было, а бывали случаи, когда родители жениха и невесты хотели избегнуть торжества свадеб, сопряженного с расходами и хлопотами, и жениху предоставляли потихоньку увезти невесту, и, чтобы оправдать себя перед общественным мнением, говорили, что молодой увез девушку насильно; или же в таких случаях, когда молодые влюблялись друг в друга, а родные или кто из них не соглашались на брак, то жених с согласия девушки похищал ее, и в этом случае, кроме калыма, он делал еще подарки родным девушки якобы за оскорбление дома...

В последнее время похищения девушек участились и приняли преступный характер благодаря порче нравов и отчасти первому проводнику цивилизации - водке, напившись которой, часто молодые люди совершают насильственный увоз девушки, которой никогда и в голову не приходило выйти замуж за насильника. Значит, причиной увозов является не калым и не обычай, а невежество и дикость, против которых должны бороться администрация и сами горцы не репрессиями, а распространением образования.


Примечания.

Напечатано в журнале «Мусульманин» (1911, № 18-21). Подписано «М. Абаев».

1 [↑ назад]Фактическое и окончательное присоединение народов Центрального Северного Кавказа к России произошло в конце 20-х годов XIX века после военной экспедиции генерала Эмануэля.
2 [↑ назад]Так называемая Закубанская полоса Кавказа была формально присоединена к России в конце XVIII века в результате включения Крыма в состав России в 1783 году после Кючук-Кайнарджийского мира. Завоевание и покорение горских народов Закубанья продолжалось до 1864 года. В 1860 году была образована Кубанская область, в состав которой вошли все горские участки. См. об этом: Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии (1790-1917 гг.) / Сборник документов. Ростов н/Д., 1985.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (12.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара
Просмотров: 751 | Теги: О калыме (Из пережитков старины)

Всего комментариев: 0
avatar