Четверг, 25.04.2024, 16:18

Карачаевцы и балкарцы

Кюн кёрмеген кюн кёрсе кюндюз чыракъ джандырыр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Приложение 6 ОРЮЗМЕК
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ

Однажды Орюзмек1Записана в Хуламе. сделал набег на плоскость, к ногайцам. Там он отбил небольшой табун лошадей и гнал его домой. На ночь он сделал из хворосту баз, куда загнал лошадей на ночлег. Не успел он сам расположиться для отдыха поблизости этого база, как невдалеке заметил костер. Пошел он на свет костра. Здесь он увидел пляшущих чертей. Тогда он обнажает шашку и вступает в бой с нечистой силой. Он рубит направо и налево. Черти исчезают. Одержав таким образом победу, торжествующий Орюзмек возвратился к своему импровизированному ложу. Не успел он прилечь, как опять заметил пляшущих чертей вокруг костра. Тогда он подумал, что саблей чертей не изведешь, а надо придумать другие способы. Приблизившись к чертовской вакханалии, он был поражен красотою чертовок. Не долго думая, Орюзмек берет за руки двух чертовок, начинает с ними плясать и, увлекшись любовным соблазном преисподних красавиц, стал их прижимать к своей груди и целовать. Заметили это черти и предложили Орюзмеку жениться на одной из них, уверяя его, что она будет ему верна и будет жить в дружбе с его женой Сатанай.

Орюзмек с большим удовольствием согласился на предложение чертей и спросил их, что они возьмут в калым. Черти ответили, что в калым они возьмут три головы: первую — что под ним ходит (лошадь), вторую — что на голову надевают (шлем) и третью — что сбоку привешивается (сабля). Смекнул Орюзмек, что черти хотят его обезоружить и обессилить, чтобы легче закабалить его. Тогда он пускается на хитрость.

«Я согласен на ваше предложение,— говорит Орюзмек,— но дело вот в чем: на шлеме у меня изображение моего патрона, а дома у меня есть повелительница; без их совета я ничего не делаю, поэтому я должен поехать домой за советом; вы же скажите, где я вас найду?» — «Покуда роса не высохнет, мы здесь будем, а потом мы исчезнем, и нас не найдешь». Так ответили черти. Орюзмек, надеясь на быстроту коня, тотчас же прискакал домой.

Между тем жена Орюзмека, колдунья Сатанай2Орюзмек и Сатанай фигурируют в сказаниях о нартах у дигорцев (См. «Осетинские этюды» Вс. Миллера. Ч. I)., уже все знала о приключениях его и решила принять меры, чтобы отвратить Орюзмека от облюбованной им чертовки. Ночью прискакал Орюзмек и, полагая, что дверь сакли затворена засовом, стал стучать в окно, чтобы Сатанай его впустила. «Что за нахал в такую пору ночи стучится? Как будто любовник к своей любовнице. Если хочешь войти, то на то есть дверь». Орюзмек вошел в саклю, и так как он был очень голоден, то Сатанай сытно накормила и напоила его; под влиянием этой сытости и усталости Орюзмек заснул. Тогда Сатанай напустила на него иллюзию, которая заключалась в том, что, как только просыпался Орюзмек, он видел на небе яркие звезды и думал, что, стало быть, еще ночь и к чертям успеет, а потому вновь засыпал. Когда же иллюзия была снята, Орюзмек увидел, что уже давно настал день, и о чертях нечего помышлять. Он страшно рассердился на свою колдунью-жену и от нее ушел бродить по белу свету.

Однажды в кузнице собрался праздный народ и рассуждал о причинах исчезновения Орюзмека. При этом говорили: неужели не найдется такой молодец, который бы снискал ласки Сатанай? Кузнец Улауган Дебетов стал хвастаться, что стоит ему только захотеть — и он будет иметь успех у этой колдуньи. Слушатели выразили сомнение. Тогда кузнец показал гостям фокус: он бросил сделанные им три складных ножичка, и они превратились в трех прекрасных юношей; затем этих юношей он опять превратил в ножи, которые положил к себе в карман.

«Итак, при помощи этих ножей я добьюсь от Сатанай всего, что мне будет угодно»,— сказал кузнец.

Сказано — сделано. Улучив время, кузнец отправился в дом Сатанай. Она приняла его учтиво и хорошо угостила. Кузнец вынул из кармана три ножа, раскрыл их и бросил; они превратились в красивых молодых людей, которые стали услуживать Сатанай. Сразу влюбившись в юношей, Сатанай стала просить кузнеца уступить их ей, взамен чего обещала дать ему драгоценные вещи. «Никаких драгоценных вещей мне не надо, я желаю твоих ласк, и если согласишься на это, то мои три молодца навсегда будут твоими». Сатанай согласилась, заранее задумав обмануть кузнеца.

У Сатанай была служанка. Сатанай-колдунья придала ей свой образ и приказала ей угождать кузнецу. Пришел кузнец, его встретила служанка в одеждах и в образе Сатанай. Милуясь с нею, кузнец как-то отплюнулся, и плевок его попал на стену; а известно, что у кузнецов все черно, поэтому попавший в стену плевок оставил черное пятно, которое не могло быть выведено никакими средствами.

Долго ли, коротко ли, Орюзмеку наконец надоело скитаться по белому свету. Он вернулся домой. Но и на этот раз ему не пришлось долго оставаться дома. Заприметив на стене спальни черное пятнб, он заподозрил, что у жены-колдуньи есть любовник. Пошли опять упреки и ссоры, и в конце концов Орюзмек вновь покидает дом и жену для скитания в чужих странах.

Проходит некоторое время, и вдруг Сатанай получает от Орюзмека послание, в котором он просит сто однорогих быков и 400 кочкарей3К о ч к а р — выложенный баран. (Правильно: баран-производитель.). Сатанай догадалась, что Орюзмек требует войска. Она послала.

С этим войском Орюзмек отбил много добра в чужих странах, и с этим добром он вернулся домой и мирно зажил с колдуньей-женой.


Примечания.
ТС. 1903,VI. Публ. и коммент. Н. П. Тульчинского; КБФ, с. 259—261.
1 [↑ назад]Записана в Хуламе.
2 [↑ назад]Орюзмек и Сатанай фигурируют в сказаниях о нартах у дигорцев (См. «Осетинские этюды» Вс. Миллера. Ч. I).
3 [↑ назад]К о ч к а р — выложенный баран. (Правильно: баран-производитель.)
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (27.11.2014)
Просмотров: 519 | Теги: Приложение 6 ОРЮЗМЕК

Всего комментариев: 0
avatar