Пятница, 29.03.2024, 05:26

Карачаевцы и балкарцы

Ата ёге ана келтирсе, кеси да ёге болады.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.I

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.I » ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

И.М.ШАМАНОВ
кандидат исторических наук, доцент
Директор Карачаевского НИИ
(г.Черкесск)

Уважаемые коллеги! Дорогие гости!

Отрадно признавать, что мы смогли собраться в это, весьма сложное для современных гуманитарных наук «рыночное время». Вдвойне радует нас то, что значение исторических знаний находит понимание от тех людей, без реально поддержки которых наука просто обречена на угасание.

О необходимости проведения систематических научных форумов по проблемам историографии Карачая и Балкарии нам приходилось уже говорить. Это было год назад на рабочей встрече в Черкесске руководства национально-культурной автономии и ряда ученых-историков. Об этом отмечалось и в печати. К сожаленью, события, связанные с предвыборной кампанией, выбили всех нас из колеи, и мы смогли вернуться к этому вопросу только год спустя. Как говорится, «первый блин комом», и сложности начального этапа знакомы всем.

Знаковым событием является то, что наш форум проводится в год юбилеев двух ярких представителей карачаево-балкарского народа. Ислам Хаджи-Бекирович Тамбиев стал первым нашим ученым, объектом исследования которого стала одновременно история и Балкарии, и Карачая. Иначе говоря, он стал первым историком, который обозначил комплексный подход к изучению прошлого карачаево-балкарского народа.

В 1932 году Тамбиев стал организатором и первым директором первого научного учреждения Карачая – научно-исследовательского института, функционировавшего до депортации нашего народа.

С биографией Курман-Алия Алиевича Курджиева вы можете подробнее ознакомиться в последнем номере газеты «Экспресс-Почта», где мы опубликовали специальную статью к нашему сегодняшнему мероприятию и в связи со 120-летним юбилеем Курмана. Часть тиража для участников конференции – здесь, вы можете получить газету.

Уважаемые коллеги!

Основную массу карачаевской части историков-участников нынешнего форума составляют члены историко-культурного общества «Аланский Эрмитаж». Поэтому для наших братьев из Балкарии есть смысл прояснить данный момент.

Ядро нашего просветительского сообщества формировалось в течение 10 лет. В 1994 году сложилась группа молодых представителей национальной интеллигенции, которая издавала научно-просветительскую газету «Гипанис-Кубань». В 1995 году эта группа оформилась в фонд «Алам», который позднее был переименован в историко-культурное общество «Аланский Эрмитаж».

Напомню, что словом «эрмитаж» изначально обозначали келью отшельника, а позднее, в дворцовых комплексах – место уединения, размышления и отдыха в кругу друзей. Именно в этом, последнем значении создавалось историко-культурное общество. Оно было призвано подчеркнуть – время массовых структур в деле национального возрождения прошло, мы будем создавать элитарное сообщество. Оно носит полузакрытый характер – в том смысле, что объединяет в своем составе не любителей патриотической риторики, а тех единомышленников, кто работает конкретно.

Что значит «конкретно»? Например – научная продукция. Так, за последние 2 года ИКО «Аланский Эрмитаж» издало 5 книг по карачаево-балкарской истории – то, чего не сделала за последнее десятилетие ни одна из государственных научных структур. Добавлю, что в оставшиеся 6 с половиной месяцев текущего года ИКО «Аланский Эрмитаж» планирует выпустить еще 5 книжных издания.

ИКО «Аланский Эрмитаж» первым поддержало идею создания региональной национально-культурной автономии (НКА) карачаевского народа, с которой выступил нынешний депутат парламента республики Азнаур Герюгов. С этого времени ИКО «Аланский Эрмитаж» выполняет и функции звена, связующего НКА с научной и творческой интеллигенцией Карачая. Была разработана Программа возрождения карачаево-балкарского народа, реализацию которой взяла на себя НКА.

Согласно этой программе в год 60-летия депортации карачаевцев были воссозданы Карачаевский НИИ и Карачаевский национальный музей, ликвидированные в 1943 году. Восстановлены в новом качестве – уже не в качестве государственного, а общественного научного учреждения. Эти учреждения уже выполняют свои функции – осуществляют экспедиции, издательскую деятельность, сбор музейных и архивных хранилищ.

Как видим, общественными усилиями осуществляется часть культурной реабилитации, которая государством проведена не была.

Кроме того, образован Западно-Кавказский аналитический центр (ЗКАЦ), осуществляющий межрегиональные и международные политологические связи, участвует в соответствующих проектах и мероприятиях

Все перечисленные пять структур – НКА, ИКО «Аланский Эрмитаж», Карачаевский НИИ, Карачаевский национальный музей, ЗКАЦ – составляют своего рода научно-культурный холдинг. Его координатором выступает национально-культурная автономия. Иными словами, работа проводится с учетом современных требований, в комплексном порядке.

Надеюсь, что с помощью Всевышнего мы сможет начать подлинное культурное возрождение карачаево-балкарского народа. Аллах болушсун!