Суббота, 04.05.2024, 07:38

Карачаевцы и балкарцы

Кёбю болгъандан кёлю болгъан игиди.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

13. Алгъыш - благопожелание (тост)
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

XI.Къатын алыу - женитьба
Экинчи алгъышны тамата къонакъ айтады.
Алгъыш айтхан алгъа ичер. (Сюелип айтады. Эртте заман-лада бары да бир гоппандан ичгендиле.)
Алгъыш айтхан — бир аякълы. (Аягъын жерге салса, алгъы-шын бошаргъа керекди. Бу бек эски адетди.)
Бир аякъгъа эки алгъыш айтылмаз.
Ючге дери — тепси аякъ,
Ючден сора — тюпсюз аякъ. (Сыйда олтургьан юч аякъ ичер-ге борчлуду. Алдан сора къысаргъа жарамаиды.)

Второй тост произносит старший гость.
Кто сказал тост, тот и пьет первым.
(Древний обычай. В прежние времена пирующие пили из одной чаши.)
Произносящий тост — одноногий. (Очень древний обычай. Когда тостующий опускал ногу, тост заканчивался.)
Над одной чашей два тоста не говорят.
(Другому гостю дополнять его нельзя.)
До трех раз — это застольная чаша,
После трех раз — бездонная. (Пирующий обязан выпить три чаши. Принуждать выпить больше нельзя.)

Разрушение традиционной культуры не могло не коснуться и такого, вроде бы очень консервативного и устойчивого ее элемента, как застолье. Весь ритуал был неспешным, четко выверенным, но в то же время допускающим свободное общение. В меру ели и пили, беседовали, плясали, пели. Ныне, чаще всего, застолье проходит торопливо, подчиняясь ритму жизни. Исчезли одни элементы, появились другие. Например, за столом не чокались - чаша была одна (аякъ, гоппан, ча-накъ, чара), позже, когда стали ставить перед каждым отдельную небольшую чашу (чёмюч), после тоста их просто поднимали вверх. Число тостов прежде было строго ограниченным, тамада предоставлял слово не всем сидящим, а по своему усмотрению и согласно традиции (каждый тост имеет свое название; см. ниже), это было честью. Ныне почему-то считается, что свой тост должен сказать каждый сидящий. Пришедший на пир и сидящий за столом должен был пить трижды - или совсем не садиться с пирующими. Но после этого настаивать, чтобы он выпил еще, не следовало.

Появление обычая произносить благопожелание, стоя на одной ноге (опустил ногу - заканчивай слово), можно счесть проявлением застольного остроумия - якобы, чтобы речь не затягивалась (как в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» заставляли крестьянок, собиравших ягоды, петь, полагая, что так они съедят меньше). На самом деле это связано с народной этимологией: «поднявший чашу» и «поднявший ногу» звучат совершенно одинаково (аякъ кётюрген).

Просмотров: 2198 | Теги: 13. Алгъыш - благопожелание (тост)

Всего комментариев: 0
avatar