Пятница, 03.05.2024, 23:50

Карачаевцы и балкарцы

Адамны адамлыгъы ёлмей бла кетмей билинмез.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

12. Тойгъа хазырланыу - подготовка к свадьбе
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

XI.Къатын алыу - женитьба
Бай киеуню болжалы къысха.
Къыз берликни юйю кенг.
Тукъум бети тойда чыгъар.
Тоюнг той эсе, — тёгюл.
Къонакъ саны — арбазынга кёре.
Иги жууукъ, тойгъа келсе, кёз жетдирир,
Осал жууукъ, тойгъа келсе, сёз жетдирир.
Чакъырмасанг — сен гяуур,
Бармай къалсам — мен гяуур.

У богатого жениха — короткий срок.
У выдающего дочь (замуж) дом просторен.
Какова честь рода, показывает свадьба.
Если это свадьба — будь щедрым.
Число гостей — по величине двора.
Хороший родич на свадьбе присмотрит,
Плохой родич — попрекнет.
Не пригласишь (меня) — ты неверный,
Не приду (по приглашению) — я неверный.

Домашние - родичи жениха и невесты - с особым тщанием готовились к свадьбе. Никак нельзя было ударить в грязь лицом. От того, на каком уровне она была проведена, во многом зависело отношение односельчан и родственников; последние обязательно навещали, предлагая свою помощь, поскольку дело касалось всего рода, его чести. Хорошим родичем считался, конечно, тот, кто старался помочь, словом и делом, присмотреть, чтобы все было налажено, чтобы двор и дом выглядели нарядно и пр., а не держался, как гость или управитель.

Состоятельные люди тратили на подготовку к свадьбе меньше времени. Хозяевам надлежало проявить свою щедрость, радушие, гостеприимство, поэтому скупиться было нельзя - на стол подавалось все лучшее, что имелось в доме. (Потому и говорят: Сый къангада артыкъ аш болмайды - «На пиршественном столе лишних блюд не бывает».) Считалось, что чем довольнее будут гости, тем счастливей сложится жизнь молодых. Но не одобрялось поведение иных людей со скромным достатком, которые приглашали слишком много гостей, пытались сыграть свадьбу не по средствам, пустить пыль в глаза: «Число гостей определяется величиной двора».

Являться на чье-либо торжество, не будучи приглашенным, незваным гостем, считалось позором. Разумеется, никто таковых не прогонял, они сидели вместе с другими, но поступок запоминался и человек сильно ронял себя во мнении окружающих. Быть приглашенным считалось честью. Если кого-либо из тех, кто считал себя обязанным быть на свадьбе (или на другом торжестве), забывали пригласить, он считал это жгучей обидой.


Всего комментариев: 0
avatar