Вторник, 23.04.2024, 11:33

Карачаевцы и балкарцы

Ачыўу не уллу болса да, таўну бузмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

94. ХИТРОСТЬ КАРАШАУАЯ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IV. ДЕБЕТ — АЛАУГАН — КАРАШАУАЙ

Карашауай очень любил ходить в походы в одиночку. Однажды он встал утром рано и пришел к своему отцу Алаугану.

— Отец,— сказал он,— ты меня младенцем оставил среди горных ледников, и я вырос там, питаясь то ледяными сосульками, то молоком белой оленухи. С тех пор прошло много времени. Мне еще ни разу не привелось не только быть знакомым, но даже видеть кого-нибудь из соплеменников моей матери. Я не знаю, где они живут, не знаю дорогу к ним. Мой дедушка Дебет мне сказал, что ты бывал в тех местах. Если бы ты разрешил, я бы [поехал] и познакомился бы с родичами своей матери.

— Эй, сын мой, я не против твоей поездки туда. Однако те места безлюдны. Там [стоят] горы, [покрытые] густым лесом, [в горах множество] узких и глубоких ущелий и балок. Вот в этой местности есть единственная долина под названием Элхур. Там живут род эмегенов и драконы. [Даже] среди нартов мало кто знает те места. Дорога туда очень и очень трудная. Если ты уже решил ехать — будь осторожен! Если попадешься в руки эмегенов, навряд ли они пожалеют тебя,— сказал Алауган.

Карашауай был благодарен отцу, [что тот отпустил его], и на радостях вывел Гемуду из подземелья, вычистил и накормил его железными опилками. Наточив свой меч и подготовив свой лук, он собрал еду в хурджун.

На следующий день, на рассвете, он отправился в дорогу. Долго ли он ехал, кто знает. [В пути] Гемуда перескочил через несколько бурных рек. Когда они выехали в одну долину, «Наверное, это и есть долина Элхур, о которой говорил отец»,— подумал [Карашауай].

Внимательно осмотревшись, он увидел посреди этой долины три кургана.

Карашауай, поближе подъехав к этим кочующим курганам, видит, что это не курганы, а три громадных эмегена. Приблизившись [к ним], он разглядел, что они, вырвав с корнем чинару, вовсю колотят друг друга. Увидев нарта, они прекратили драку. Эмегены обрадовались и в один голос воскликнули: «Эх, к нам забава пришла!»

Карашауай, не слезая с коня, приветствовал их:

— Бог помочь, уставшие чийбыдыры! — И спросил: — Что заставляет вас проливать свою кровь на этой прекрасной поляне, обагрив [даже] воду текущих [по ней] рек?

Эмегены сказали:

— Сын человечий, мы — братья. В наследство от отца нам достались три вещи, одна дороже другой. Мы начали спорить и ссориться, не зная, как их поделить. Затем договорились разрешить наш спор при помощи колташа: мы решили, что самую дорогую из этих вещей отдадим тому, кто метнет колташ дальше всех. Каждый из нас бросил его по три раза, но никто из нас не победил.

Сказав это, они показали ему камень величиной со стог, который находился довольно далеко от того места, где они стояли.

— Что это за такие дорогие вещи, из-за которых вы так враждуете и не можете их поделить? — спросил Карашауай.

— Одна из них — волшебная шапка. Надевший эту шапку даже в самую темную ночь видит то, что происходит на небе, на земле, на дне морском, в густом лесу, в горных ущельях. Если на эмегенов кто-то хочет напасть, она заранее предупреждает об этом.

— А какова же вторая вещь? — спросил нарт.

— Вторая [вещь] — жантау,— ответил средний брат,— человек, обладающий им, всю жизнь проживет, не зная нужды. Если, держа его за один конец, бросишь во всю длину, то к тебе сбегутся все дикие животные округи. Когда туры, олени соберутся, бери и стреляй из лука сколько хочешь. Сколько бы ты ни убил — все твои.

— Что ж, эта вещь тоже хорошая. Я и про нее узнал. А третья что? — спросил Карашауай.

Младший из эмегенов ответил:

— Это войлочная плеть. Если перевязать ею даже самый большой груз- [богатство] и приказать: «Отнеси туда-то» — она немедленно исполнит.

Карашауай, выслушав эмегенов, сказал:

— Я, чтобы вы были довольны, разрешу ваш спор. Как вы мне сказали, в метании колташа никто из вас не победил. А теперь вы побегите наперегонки. Кто придет первым — из этих трех вещей выберет ту, которую захочет, кто придет вторым — выберет одну из [оставшихся] двух, а последнему достанется третья вещь.

Сказав это, он отправил эмегенов бежать на расстояние, равное трем дням пути.

Когда они скрылись из глаз, Карашауай взял эти [три] вещи, вскочил на Гемуду и, проскакав вокруг долины Элхур, [отправился в страну нартов].

В пути он, держа жантау за один конец, бросил его на землю и поволок [за собой]. Тут же собралось множество диких животных. Настреляв их, он перевязал их войлочной плетью и приказал: «Отнеси [в страну] нартов!» Нарты в честь его возвращения устроили большой той.


Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 7, балк. Исп. Амий Башиев, с. Кичмалка (КБР), 1965, зап. С. О. Шахмурзаев.

Вариант: « К а р а ш а у а й » . Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 7, балк. Исп. Карамырза Атаев (р. 1875), с. Гунделен (КБР), 1965, зап. А. 3. Холаев.

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (01.12.2014)
Просмотров: 569 | Теги: 94. ХИТРОСТЬ КАРАШАУАЯ

Всего комментариев: 0
avatar