Среда, 24.04.2024, 14:15

Карачаевцы и балкарцы

Аман сабийден эсе, болмай къалгъан игиди.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.IV

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.IV » ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 3. Из материалов 1-го съезда СОГК

ВЫСТУПЛЕНИЕ Р. КАПЛАНОВА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗА ОБЪЕДИНЕННЫХ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ДАГЕСТАНА

Председатель предлагает заслушать доклад члена Президиума съезда Рашидхана Капланова об организации Союза Объединенных Горцев. Капланов: «Горцы! С установлением нового строя стало ясно, что переживаемый момент должен будет определить судьбы народов России, быть может, на много веков. Этот момент диктует необходимость коренного переустройства всех политических и социальных норм. Наступило время переоценки всех ценностей. Ясно, что теперь все, кто имеет силы подняться в уровень государственного строительства, должны немедленно мобилизовать свои силы. Нужно помнить, что кто не станет активным, организованным в этот ответственный момент, тот будет только материалом для строительства. В связи с этим определяются и наши задачи. События застали нас врасплох: мы не были подготовлены, не были организованны. И вот это последнее обстоятельство не могло не внушать нам опасений.

Не исключалась возможность старых приемов в отношении к народностям, приемов натравливания одной национальности на другую. Само собою являлась мысль о необходимости объединения. Много трудностей возникло при этом: мы были лишены всех источников и возможностей культурного развития. Все эти особенности положения и трудности мы учли и не остановились и перед тем, что у нас есть моменты, затрудняющие общую работу, например, разность языка, ибо мы знали, что вместе со всем этим мы имеем могучие цементирующие нас факторы: религия, право, условия экономического быта. Мы не могли не учесть и того, что не так давно мы, горцы Кавказа, бок о бок отстаивая свою свободу, орошали своей кровью наши горы. А это иногда может спаивать племена больше, чем что-либо другое. И вот все это дало нам возможность поставить на реальную почву вопрос об объединении. При этом мы не ограничились одной Терской областью, мы стали искать союзников, и это легко было сделать. Наши соседи дагестанцы отделяются от нас только формальной границей, разделяющей одну область от другой. Ясно, что это деление чисто условное. Дальше. Мы отправились в Баку. Здесь не трудно было установить, что мусульмане Закавказья живут одними с нами идеалами. Так окончательно окрепла мысль о нашем Союзе. Каковы же основные цели нашего Союза. Прежде всего цель нашего Союза - чисто оборонительная. Мы говорим, кто задевает одного из нас, тот задевает всех нас, и в этом покушение на наши права, мы этого не допустим». (Громкие аплодисменты).

Эта часть речи Капланова была немедленно переведена на чеченский, кумыкский и кабардинский языки.

«Но, - продолжает Капланов, сохранение существующего положения нас не удовлетворяет. Мы должны добиться удовлетворения наших требований в реальных формах. В этом смысле наш Союз наступательный. Это не значит, что мы кому-то угрожаем, отнюдь нет, мы хотим только добиваться осуществления наших общих требований. Далее, каждое племя сохраняет полную возможность внутреннего самоопределения. Союз в этом отношении не будет делать никаких покушений, он хочет только обеспечить каждому племени возможности достижения его жизненных задач. Кроме того, наш Союз явится членом общекавказского мусульманского Союза. При этом мы не должны были забывать ни одной нашей народности, расколовшейся в отношении религии (аплодисменты). Мы не должны были выставлять положения, что только мусульмане могут быть членами нашего Союза. Как известно, часть осетин православные, часть - мусульмане, но они - горцы и их интересы - наши интересы (аплодисменты). Высшей инстанцией нашего Союза должны быть съезды, созываемые из расчета по одному делегату на каждые 15000 душ населения. Постоянным органом, проводящим в жизнь постановления съезда, программу его, должен быть исполнительный, Центральный Комитет Союза Объединенных Горцев. Вот в общих чертах тот проект Союза Объединенных Горцев, который выдвигает Временный Центральный Комитет» (аплодисменты).

2 мая 1917 года.


Во имя Аллаха Единого и Пророка Магомета.

Религиозная секция первого свободного Съезда Объединенных Горцев, заседавшая в городе Владикавказе 3-5 мая 1917 года пришла к следующим решениям:

1. Ввести во всех судах по всем делам мусульман правила Корана и Шариата.

2. В столице Российского государства должна быть учреждена должность Шейх Уль Ислама, избираемого мусульманами России на точном основании Шариата. Шейх Уль Ислам пользуется правами министра по мусульманским религиозным и политическим делам. При Шейх Уль Исламе должен быть совет из шести представителей, избранных по правилам Шариата: по два от Шафиитов, Ханифитов и Джафаритов.

3. Для мусульман Терской, Кубанской и Дагестанской областей, Черноморской губернии, ногайцев, караногайцев и туркменов Ставропольской губернии учреждается должность «Кавказского муфтия» с резиденцией в городе Владикавказе. При муфтие должен быть совет из четырех кадиев по два от Шафиитов и Ханифитов.

4. Для мусульман каждой области: Дагестанской, Кубанской и Терской, со включением в последнюю ногайцев, караногайцев и туркмен Ставропольской губернии, учреждается Областные Шариатские суды, состоящие из кадиев, по одному от мусульман каждого округа, избираемых правоспособными мусульманами на точном основании Шариата. Эти суды являются апелляционными в отношении решений Окружных Шариатских судов.

5. Для мусульман каждого округа учреждаются должности

Окружного кадия и Шариатские Окружные суды, состоящие из кадиев, избранных на точном основании Шариата, по одному от каждого участка, суды эти являются первой инстанцией для всех дел, возникающих между мусульманами и апелляционной в отношении решений сельских кадиев. В округах, где существуют два горских Словесных суда, Шариатские суды учреждаются не менее двух.

6. Для каждого сельского общества учреждается должность сельского кадия, избираемого правоспособными мусульманами данного общества. Сельскому кадию подсудны только гражданские дела не свыше 300 рублей.

7. Сельские имамы избираются правоспособными по Шариату членами данного общества, а выборы кадиев всех судов производятся через уполномоченных от правоспособного населения соответствующего района, если затруднится собрание населения того района.

8. Сельские имамы и кадии экзаменуются Окружными кадиями, а сии последние и все члены Окружных и Областных Шариатских судов экзаменуются муфтиями. До осуществления муфтиата лица эти экзаменуются временным религиозным советом при Комитете Союза Объединенных Горцев (см. п. 15).

9. Определение количества уполномоченных для выбора сельских и окружных кадиев и членов Шариатских судов предоставляется усмотрению соответствующего собрания правоспособных избирателей.

10. Выборщиками муфтия и членов его совета являются по четыре уполномоченных от каждого участка знатоков Шариата.

11. Срок всех перечисленных выборных должностей кроме Шейх Уль Ислама исчисляется трехлетний. При вторичных выборах могут избираться и выбывающие.

12. Порядок выбора Шейх Уль Ислама и членов Совета, при нем должен быть установлен правомочным собранием всех мусульман России.

13. В каждом округе или племени должно быть открыто мусульманское учебное заведение, для подготовки мулл и кадиев с соответствующим курсом Шариата и необходимыми предметами светской науки

14. В г. Владикавказе, резиденции муфтиата, должно быть открыто высшее мусульманское учебное заведение (Юридическая Академия Шариатских наук), с полным курсом Шариата и всеми нужными предметами светской науки.

15. Религиозная секция постановила просить Горский Съезд об организации при Комитете Союза Объединенных Горцев особого религиозного совета из 9 лиц: по три от Дагестанской и Терской областей, два от Кубанской области и один от ногайцев, караногайцев и туркмен Ставропольской губернии. Религиозный совет должен ведать религиозными делами мусульман Северного Кавказа до учреждения муфтиата.

Приложение: арабский текст.

За председателя религиозной секции, товарищ председателя, Магомед Абдулкадыров.

При выработке правил о выборах согласно п. 9 и вообще, при судоустройстве, необходимо иметь ввиду мнения наших юристов, заключения коих должны лишь не нарушать прямых предписаний Шариата. Кроме того, срок, на который выбираются кадии (п.11), может быть и не трехлетний.

Духовная секция пришла к таким решениям:

1) Для мусульман Терской, Дагестанской, Кубанской и Сухумской областей, Ставропольской и Черноморской губерний и Закатальского округа учреждается «Кавказское Духовное Правление» с резиденцией в городе Владикавказе.

Кавказское Горское Духовное Правление состоит из 9 духовных лиц, один из них Председатель правления, он же муфтий, остальные члены правления кадии, состав их определяется так: по три лица от Дагестанской и Терской областей, двое от Кубанской и Сухумской областей и Ставропольской и Черноморской губернии и Закатальского округа.


CПИСОК ЧЛЕНОВ КАВКАЗСКОГО ДУХОВНОГО ПРАВЛЕНИЯ, ИЗБРАННЫХ НА СЪЕЗДЕ.

Единогласно избранных членов Кавказского Горского Духовного правления. Председатель правления - Гоцинский Нажмутдин. Члены правления по Терской области:

От ингушей:

Абдул-Карах-Хаджи.

От чеченцев:

Шугаип Эфенди.

От кабардинцев:

Шогенов Алихан - прапорщик.

От тюркского народа:

по Кубанской, Сухумской области и Ставропольской губерний:

Алиев Умар Эфенди Мударрис - преподаватель Высших Восточных училищ.

От черкесского народа:

по Кубанской области и Черноморской губернии:

Идрисов Сабит Молла.

От Дагестанской области:

- выборы отложены.

5 мая 1917 г.


ПРОТОКОЛ ОБЪЕДИНЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ СЪЕЗДА ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ДАГЕСТАНА СОВМЕСТНО С ВОЙСКОВЫМ КРУГОМ КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ.

Президиумом первого съезда горцев было получено от Президиума 2-го Войскового Круга следующее предложение: «В Президиум первого свободного съезда горцев, во Владикавказе, апреле и мае месяцах 1917 года:

Президиум 2-го свободного Войскового Круга Терского казачьего Войска просит Президиум Съезда горцев не отказать уведомить Президиум Круга, не сочтет ли Президиум Съезда Горцев полезным пойти навстречу искреннему желанию Президиума Войскового Круга устроить соединенное заседание двух съездов казаков и горцев для упрочения на вечные времена добрососедских отношений, а затем для совместной, в комиссии, выработке мер по урегулированию общих сторон жизни казаков и горцев в новых условиях общерусской политической жизни». Открытие объединенного заседания съезда.

В 4 часа дня в Кадетском Корпусе состоялось соединенное заседание обоих съездов. Председательствовал Б. А. Шаханов. За столом - полный состав Президиума горцев и казаков.

Собрание приветствуют Троцкий (Директор Корпуса):

«Впервые в стенах этого зала собираются горцы и казаки. Здесь всегда постоянно живут вместе дети и мусульман, и казаков и интересы их всегда одни и те же. Нет разобщенности. Думаю, что у казаков и горцев такая же дружная работа».

5 мая 1917 года.


РЕЧЬ ЧЛЕНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, КОМИССАРА ПО ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, ВОЙСКОВОГО АТАМАНА М. А. КАРАУЛОВА.

Я с особенным удовольствием приветствую соединенное заседание горцев и казаков. Давно уже старое правительство наложило свою руку на казаков и на горцев. Караулов излагает историю политики русского правительства в отношении горцев и казаков. Но, говорит депутат, казаки все же жили в лучших условиях и объединялись они тоже в лучших условиях. Поэтому, вероятно, и казачий съезд собрался раньше горского. Помните, господа, что в единении сила (аплодисменты). Это заседание должно быть залогом нашей совместной работы, я призываю вас к ней и думаю, что все вопросы будут решаться нами сообща для будущего благоденствия всего Северного Кавказа. Я уверен в этом, думаю, что так думаете и вы. Еще раз приветствую и кланяюсь (долгие аплодисменты).

5 мая 1917 года.


РЕЧЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВРЕМЕННОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ОБЪЕДИНЕННЫХ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ДАГЕСТАНА Б. А. ШАХАНОВА.

Продолжу в исторической последовательности то, о чем говорил М. А. Караулов. Раздавив нашу свободу, царское правительство пошло дальше по пути разъединения казаков и горцев. Оно создало ненужное для казаков и оскорбительное для нас, горцев, управление Терской области, подобное же было и в Кубани. Население, составляющее четверть общего населения области, фактически всеми управляло. Я повторяю, что эта привилегия не была нужна и казакам. Но это было так и это сделало нас врагами. Революция все изменила. Она изменила старые способы управления и сделала так, что теперь не стало ни горцев, ни казаков (шумные аплодисменты). Не будет вражды, если у нас будут общие лозунги, а эти лозунги даны русским пролетариатом и теми передовыми слоями русского общества, которое теперь объединилось для создания правительства, в руках которого будет, надеюсь, не призрачная власть.

Я призываю к объединению и вот тогда, когда мы объединимся, не будет никаких разногласий. (Шумные аплодисменты. За наше объединение «Ура!», громкие аплодисменты, заглушаемые криками «ура»). 5 мая 1917 года.


РЕЧЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ 2-го ВОЙСКОВОГО КРУГА,ПОМОЩНИКА АТАМАНА М. А. КАРАУЛОВА ЕСАУЛА МЕДЯНИКА.

Господа горцы! Приветствую Вас от имени Войскового Круга, который является выразителем чувств и взглядов всех казаков. Приветствую вас как братский народ, живущий с нами свыше ста лет. Мы, казаки, привыкли уважать в Вас благородство характера, мы уважали Вас и ваши чувства, когда бились с вами, как честные противники. Теперь же, когда судьба свела нас, мы приветствуем Вас, как наших сотрудников. То чувство, которое мы питали к Вам, когда были врагами, переносится теперь на иную почву сотрудничества, на почву всеми нами любимой свободы. То разъединение, которое было среди нас, и поддерживалось не нами и не вами, а тем самым старым правительством, которое выставило нас авангардом своего деспотизма. Но теперь мы - авангард свободы (шумные аплодисменты). Уважаемый наш Председатель говорил, что областью управляли казаки. Нет, это ошибка, ибо управляли 10 генералов. Среди которых не было ни одного казака, разве только один генерал Н. Н. Баратов, у которого мать была туземка. Все эти чучела - Гаибовы, Колюбакины, Флейшеры, это были не казаки, а служители старой власти, которые только назывались казаками и как таковые разоружили нас (аплодисменты).

Теперь, когда настали новые дни, казаки первые сказали, что они раз и навсегда отказываются от управления областью. Мы не хотим этого, а хотим жить с вами дружно (шумные аплодисменты и крики «браво»). Итак, господа, все старые чучела сброшены, и сброшены с легкостью, а мы будем вместе жить и мирно трудиться (громкие аплодисменты).

5 мая 1917 года.


РЕЧЬ Т. ДУДАРОВА НА ПЕРВОМ СЪЕЗДЕ ГОРСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА

Приветствую Вас, представителей свободных граждан России, горцев. Я буду говорить как горец. Во всем мире не было народа более угнетенного, чем наши горцы Кавказа, а в особенности магометане. Мы были не только пролетариями труда, но мы были также пролетариями духовно и даже национально. Но что же случилось, что все несчастные пролетарии и чуть даже не парии собрались и так свободно обсуждаете свои нужды, горе и радость. А вот что! Великий могучий русский народ спал под гнетом своего царизма, который овладел им и правил так, как «Соловей Разбойник», сидя на семи дубах. Но проснулся славный богатырь Илья Муромец. Засвистела калена-стрела и свалился Соловей Разбойник с семи дубов и вздохнул свободно русский народ и вот когда славный, могучий русский народ почувствовал, как сладка эта свобода, то сказал: «Да будут свободны и все другие народы также угнетенные, как и мы» и возвратил Вам, славным горцам, борцам за свободу, эту славную, дорогую свободу. И вот теперь, братья горцы, мы, все тридцать миллионов пролетариев мусульман, поблагодарим этот славный, могучий и добрый русский народ. И я думаю, не только мы, тридцать миллионов, мусульманское население нашей Родины России, а и трехсотмиллионное магометанское население всего мира, которое и теперь еще угнетено и остается париями под властью других народов, отблагодарит этот славный русский могучий народ и добрый народ за то, что он возвратил свободу их братьям.

В ответ последовала грандиозная манифестация в честь русского народа, аплодисменты и громкое «ура» всего собрания.

Все разошлись с радостным чувством, унося в свои аулы наилучшие воспоминания о первом свободном съезде горцев.

5 мая 1917 года.


ДОКЛАД АГРАРНОЙ СЕКЦИИ НА ПЕРВОМ СЪЕЗДЕ ГОРСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА.

Признавая в принципе, что земля должна принадлежать трудящемуся населению, съезд полагает окончательное разрешение аграрного вопроса предоставить учредительному собранию, в виду серьезности момента и сложности аграрного вопроса. Вместе с тем съезд выражает пожелание, чтобы в отношении горцев мусульман аграрный вопрос был разрешен согласно нормам Шариата, который защищает интересы трудящихся. Вместе с тем, принимая во внимание, что не в пример остальному населению России горские племена Кавказа не пользуются до сего времени правами собственности на землю, съезд находит необходимым:

1. Чтобы все земли и леса, занимаемые горским населением - ногайцами, караногайцами, и туркменами Терской, Кубанской и Дагестанской областей, Ставропольской и Черноморской губерний, теперь же, не дожидаясь созыва Учредительного собрания, были признаны неотъемлемой собственностью перечисленных племен.

2. Чтобы земли, леса и воды, отнятые казной у горцев и пр.

народностей, входящих в состав Союза Объединенных Горцев, были немедленно возвращены сим народам и, наконец, Чтобы все свободные казенные земли Крестьянского Поземельного банка в пределах территории горского населения и смежных с нею поступили немедленно для обеспечения землей безземельных и малоземельных горцев и пр. народностей, вступивших в Союз Объединенных Горцев.

6 мая 1917 года.

(Рукописный фонд ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 2. Проверенные копии. Газета «Время» 1917 год.)