Вторник, 16.04.2024, 08:23

Карачаевцы и балкарцы

Джаў сёз бла ёлмез.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

Земледелие у балкарцев
Балкарцы - тюркоязычный народ, коренные жители Республики Кабардино-Бал карии, расселены преимущественно в горных и предгорных ее районах в верховьях и по среднему течению рек Черек, Чегем, Баксан, Нальчик, Малка...

Балкарцы - тюркоязычный народ, коренные жители Республики Кабардино-Балкарии, расселены преимущественно в горных и предгорных ее районах в верховьях и по среднему течению рек Черек, Чегем, Баксан, Нальчик, Малка. Исторические селения балкарцев - Большая Балкария (Уллу, или Къара-Малкъар), Холам, Безенги, Чегем, Басхан - располагались на высоте 1400 - 2300м над уровнем моря1География Кабардино-Балкарии.. Селения в свою очередь подразделялись на несколько (даже несколько десятков) мелких поселков, их жители называли себя малкъарлыла, холамлыла, безенгылыла, чегемлиле, басханчыла при общем самоназвании таулула, что означает «жители гор». Балкарцы говорят на одном языке с карачаевцами, который относится к кыпчакской ветви тюркской группы урало-алтайской языковой семьи, его словарный состав весьма не однороден: кроме кыпчакского пласта, составляющего его основу, в нем широко представлены и огузские элементы. Есть в балкарском языке также термины иранского и кавказского происхождения. В карачаево-балкарском языке имеются три диалекта: малкарский (ц-диалект), чегемско-холамско-безенгиевский (ж-диалект, литературный балкарский язык), баксанско-карачаевский (дж-диалект, литературный карачаевский язык). По своему антропологическому типу балкарцы и карачаевцы относятся к кавкасионской подрасе европеоидной расы (согласно классификации В.П. Алексеева) и имеют в этом отношении наибольшее сходство с осетинами, горцами Грузии и вайнахами. Численность балкарцев на сегодняшний день составляет около 100 тыс. чел. Балкарцы соседствуют на юге с грузинами-рачинцами и сванами, на востоке - с осетинами и на севере - с кабардинцами. Во многих селениях кабардинцы и балкарцы живут смешанно. Площадь этноареала балкарцев составляет примерно 8000 км2.

Этногенез балкарцев и карачаевцев остается пока предметом научных дискуссий. На сегодняшний день имеются четыре основные точки зрения в отношении их происхождения. Согласно первой, они являются результатом смешения носителей аборигенных кавказских культур с пришлыми ираноязычными аланами, тюркоязычными племенами хазаро-болгарского круга и половцами. Последние, по мнению сторонников этой версии, сыграли главную роль в этнообразовании. По другой теории, балкарцы и карачаевцы - прямые потомки изначально тюркоязычных скифов и алан, а также болгар и хазар. Третья версия гласит,что балкарцы и карачаевцы - результат смешения тюркизированных алан с оседавшими в предкавказских степях половцами. Наконец, есть мнение, что балкарцы и карачаевцы - генетические потомки древнекавказских племен, перешедших на тюркский язык.

В прошлом, вплоть до насильственного выселения балкарцев в Среднюю Азию в 1944 г., большинство из них жило в труднодоступных засушливых ущельях и в долинах горных рек, где почвы в основном горно-луговые. В ущельях почвенный слой достигал 15-25 см, но, несмотря на темный цвет, из-за слабого перегноя эти земли были малоплодородны и практически не пригодны для земледелия без окультуривания. Горно-тундровые почвы, имевшие толщину 5-15 см, также бесполезны в этом отношении. Вследствие такого состава почв в Балкарии выращивание сельскохозяйственных культур без внесения удобрений и полива было невозможно. Основу традиционной хозяйственной системы составляло отгонное скотоводство (трансюманс), поэтому большинство земель балкарцы использовали как сенокосные и пастбищные угодья. Тем не менее земледелие занимало в жизнеобеспечении балкарцев значительное место.

Приведенный выше историко-географический экскурс необходим для более четкой постановки вопроса о типологических чертах традиционного земледелия балкарцев. Конечно, сравнительно-генетический подход не поможет нам ответить на вопросы о доместикации и интродукции сельскохозяйственных культур в этом регионе, но мы вправе использовать разнообразные, в частности археологические, материалы как доказательство древности местной земледельческой традиции. Это необходимо для выявления исторических этапов в развитии балкарских земледельческих навыков, что, на наш взгляд, само по себе должно определять большую историческую давность этой сферы культуры балкарцев.

Отечественная аграрная этнография относится к числу наиболее фундированных отраслей этой науки. Несомненно, большую роль в ее развитии сыграли труды выдающегося отечественного биолога и агронома Н.И. Вавилова, который обращал пристальное внимание на северокавказский регион. Он побывал во многих местах Северного Кавказа, в том числе и в горах Кабардино-Балкарии. Интерес ученого был направлен на изучение местных земледельческих традиций, результатом которого стал его труд «Горное земледелие на Кавказе». Десятилетия, прошедшие со времен деятельности Н.И. Вавилова, дали в наши руки многочисленные, а порой бесценные конкретные факты развития агрикультуры в горах Центрального Кавказа. Эта задача относится к категории культурогенетических проблем, поэтому этнологу приходится исследовать ряд палеокультурных аспектов генезиса жизнеобеспечивающих систем этноса. Выполнение этой задачи осложняется весьма слабой степенью археологических исследований в горах Кабардино-Балкарии. При изучении этого вопроса выявляется и другой его аспект - экологический, для рассмотрения которого необходимо проследить палеоклиматические процессы в изучаемом регионе, определить природноландшафтные изменения и т.д. Это, конечно, усложняет поставленную задачу, но ее решение поможет нам максимально точно охарактеризовать агрикультурный фон, на котором развивалась балкарская земледельческая традиция. Определяя задачу данно го исследования, мы намеренно раздвигаем его хронологические рамки, так как в на шем распоряжении имеются археологические материалы, касающиеся IV тыс. до н.э., письменные источники позднего средневековья, нового и новейшего времени, а также лингвистические и фольклорные данные.

Касаясь историографии вопроса, следует отметить, что земледелие у балкарцев не нашло достаточного отражения в специальных научных исследованиях. В известной степени наша задача облегчается наличием монографии Б.А. Калоева, рассмотревшего земледелие у всех народов Северного Кавказа2Калоев Б.А.Зем-е у нар-в Сев.Кав... Кроме того, имеется ряд работ ученых Кабардино-Балкарии, в которых раскрываются те или иные стороны земледе лия и землепользования у балкарцев3Мимбетов Г.Х.Матер-я к-ра сел-го нас-я Кабардино-Балкарии.. Как правило, в общекавказской литературе бал карское земледелие упоминается вскользь или утверждается его второстепенное значение в экономике. Такой подход неприемлем для этнологического исследования, при проведении которого-важен вопрос отнюдь не о том, какую площадь занимает посевной клин, сколько собирается урожая и т.д. Более важны культурологические стороны проблемы: какие имелись земледельческие навыки и технологии, какие прак тиковались системы земледелия, каковы были формы землевладения, какие отправ лялись земледельческие обряды и, наконец, самое главное - какое место занимало земледелие в системе ценностей этноса.

Разнообразные и гибкие, экологически сбалансированные традиции свидетельствуют об их древности и трансмиссии древних хозяйственных моделей в более поздние эпохи. Это заключение на первый взгляд выглядит неожиданным на фоне преобладавшего в этногенезе балкарцев (по мнению большинства ученых) тюркского по языковой принадлежности кочевого компонента. В данной работе я хочу поднять ряд проблем, решение которых направлено на пересмотр некоторых страниц ранней этнической истории исследуемого народа.

Кавказское земледелие имеет весьма глубокие исторические корни. В общем благоприятные климатические условия, плодородные почвы равнин и долин, опыт земледельцев, накопленный веками, - все это в сочетании давало хорошие результаты. Н.И. Вавилов доказал, что Кавказ был родиной целого ряда культурных зерновых и садово-огородных растений4Вавилон И.В.Избранные труды..

Исторически сложилось так, что интенсивность земледелия в различных районах Северного Кавказа была неодинаковой: у народов, населявших горы, оно получило большее развитие, нежели у жителей равнин. Причин тому несколько. Постоянная угроза со стороны соседних многочисленных кочевых завоевателей, мобильная система жизнеобеспечения не позволяли жителям предкавказских равнин вырабатывать высокие навыки земледелия; к тому же прекрасные почвенноклиматические условия на равнине не требовали интенсификации этого процесса; в горах, напротив, из-за сложных климатических условий и отсутствия плодородных земель люди в целях повышения урожайности культур вынуждены были прилагать ог ромные физические усилия и заниматься экспериментированием, они также расширяли возделываемую площадь, сооружая террасы. развития5Гарданов В.К. Общ-й строй адыгских нар-в (XVIII-XIX в.).

Земледелие достигало высокой степени развития у тех народов, которые либо име ли продвинутые властные структуры с сильными военными организациями, способными отражать притязания извне, либо занимали географически изолированные этноареалы. Главным условием в обоих случаях становилась стационарность хозяйственной модели этноса. Горные цивилизации отвечали этим условиям: они были изолированы от внешнего мира, а их военная организация всегда находилась на высоком уровне. Ярким примером этому может служить хозяйственный быт шапсугов: у той их части, которая жила на равнине, земледелие было экстенсивным и слаборазвитым, в то время как у горных шапсугов земледелие и садоводство достигали довольно большого . Подобная картина наблюдалась практически по всему Северному Кавказу.

Наиболее ранние зерновые культуры на Северном Кавказе - просо и ячмень, пред ков которых биологи считают эндемиками этого региона. Их остатки были найдены археологами во время раскопок Чохского поселения в Дагестане, датируемого концом VI - началом V тыс. до н.э.6Амирханов М. Чохское поселение. Древнейшими земледельцами в Центральном Предкавказье были племена, оставившие нам Нальчикскую подкурганную гробницу, жившие в IV - III тыс. до н.э.7Чеченов ИМ. Нальчикская подкурганная гробница. Естественно, что в течение полутора тысяч лет, разделяющих эти находки, происходили взаимодействия двух культур и исключить появление зем леделия на Центральном Кавказе в историческом измерении синхронно с Дагестаном мы не можем. Носители так называемой северокавказской археологической культуры изготовляли большие керамические сосуды, которые можно было использовать для хранения зерна (зачастую на дне их археологи обнаруживали обуглившиеся зерна).

В недрах северокавказской культуры, охватывавшей II тыс. до н.э., на территории Карачаево-Черкесии, Кавминвод, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, части Гор ной Чечни зарождалась знаменитая кобанская культура, распространившаяся преиму щественно в горных и предгорных областях региона. Именно носители этой культуры, как считают ученые, стали одним из важнейших компонентов в этногенезе многих народов - обитателей Кавказского хребта, в том числе балкарцев и карачаевцев8Мат-лы научной сессии, посвящ. происх-ю балкарцев и карачаевцев.. О хозяйственном быте кобанцев написано много. Отмечу лишь, что наряду со ското водством они занимались и земледелием. При основании поселений учитывали необхо димость отводить под посевы приречные ровные участки земли, а населенные пункты строили на склонах гор, приспосабливая их к рельефу местности. Такой вариант распределения экологических ниш мог сложиться преимущественно у земледельческих групп. Интересно, что балкарцы практически полностью сохранили со времен своих предков подобный тип поселений вплоть до XX в. Среди многих параллелей между балкарской и кобанской культурами можно отметить обязательное наличие в жилом доме зернохранилищ (балк. гуму).

Отдельного изучения требуют некоторые балкарские названия сельскохозяйственных культур и инвентаря, которые трудно объяснить через лексику тюркских языков (о них речь пойдет ниже). Нам кажется, что эти архаизмы, как, впрочем, и сама технология земледелия, восходят к кобанской эпохе, когда в горах появились постоянные поселения. С этого времени начинается генезис балкарского земледелия.

Горное земледелие в своем развитии имело некоторые особенности, отличавшие его от равнинного: равнинное земледелие развивалось спонтанно, вбирая в себя элементы хозяйства соседних народов или завоевателей, а географическая изолированность горных жителей создавала условия для сохранения вплоть до нового времени хозяйственных традиций далеких предков. Земледельческая сфера культуры - одна из самых консервативных, и с ее помощью можно проследить некоторые этногенетические процессы в регионе.

Важнейшим событием в истории местного земледелия I тыс. до н.э. стало распространение железа. Его появление дало земледелию новый импульс. Сельскохозяйственные орудия усовершенствовались и при работе давали большую эффективность. В обиходе кобанцев появились железные серпы, наконечники рал. В период поздней бронзы и раннего железа происходил общий рост производительных сил. Земледелие проникло в высокогорные районы Центрального Кавказа. Металлургия получила дальнейшее развитие благодаря новым разработкам руд в бассейнах рек Чегем, Баксан и Малка, о чем свидетельствует увеличение находок орудий труда и оружия из железа. В это время имела место унификация орудий труда, что объясняется началом более тесных культурных и торговых отношений между племенами, с одной стороны, и их «скифизацией» - с другой9Крупнов Е.И. Др. история Сев. Кав... Именно к рубежу новой эры завершилось складывание агрокультурного фона, на котором стали вырисовываться поздние общекавказские параллели в культуре, в том числе в хозяйственной деятельности: общие названия не которых растений, земледельческих орудий, общие технологии полеводства и мелио рации.

Несколько иная картина складывалась в горах. Вследствие отступления ледников в первых веках нашей эры здесь значительно увеличилось население - видимо, уже смешанное алано-кобанское, которое занималось и земледелием, и охотой. Основным же занятием этого населения, по мнению некоторых исследователей, было скотоводство; такое суждение ученых основывалось на многочисленности находок в кобанских погребениях черепов горных баранов и козлов. Здесь следует отметить, что у балкарцев и карачаевцев бог охоты Апсаты (у осетин Афсаты, у сванов Апсат) предстает именно в облике горного козла, а баран, как известно, у многих народов Кавказа служил символом плодородия. Изображения козла и барана помещали на ритуальных стягах на празднике первой борозды.

В начале нашей эры усилилось антропогенное воздействие на окружающую среду: вырубались леса, строились террасы, оросительные сооружения, увеличивались посевные площади и поголовье скота. Сохранила свои позиции и охота (остеологическое обследование позднекобанских погребений показало, что в рационе населения мясо дикого кабана и козла составляло значительную долю). Свиноводство у кобанцев было довольно сильно развито, что весьма характерно для земледельческих, оседлых цивилизаций. Видимо, эту отрасль скотоводства балкарцы унаследовали от кобанцев. Вплоть до начала XIX в. свиней в большом количестве содержали во всех общинах Балкарии. Более того, их мясо было неотъемлемым компонентом ритуальных торжеств, так как это животное служило одним из символов плодородия и благоденствия. В балкарском языке сохранилось шесть наименований свиньи, уточняющих возраст и пол этого животного.

К началу великого переселения народов на предкавказской равнине появились новые полуоседлые и кочевые племена-завоеватели и горцы лишились своих зимовий и части скота. Вследствие этого к V-VII вв. интенсифицировалось земледелие и повысилась его роль в системе жизнеобеспечения у предков балкарцев - асов, аштигоров, двалов, алан и др. Начал ощущаться дефицит пахотных земель, что вынуждало земледельцев применять наиболее эффективные агротехнические приемы с целью повы шения урожайности. Продолжалось террасирование склонов. Пахотные и покосные участки обращались в собственность отдельных родственных групп. Начали сеять пшеницу, которая, однако, никогда не была широко распространена в горах из-за короткого лета.

Осевшие в Предкавказье тюркоязычные племена постепенно переходили к земледелию, которое, впрочем, не получило у них значительного развития. Это касается в первую очередь хазар и болгар, чей хозяйственно-культурный облик в VIII-X вв. можно охарактеризовать как полукочевой и полуоседлый. Специалисты по истории средневековья отмечают, что «хазарская» система земледелия была ярко выраженной полукочевой: «Население весной передвигалось на свои участки, обрабатывало и засевало землю и, собрав урожай, возвращалось на зимовку в город (Итиль. Б.К.)10Нарты. Кар.-бал. эпос.) . Такой тип хозяйствования был переходным этапом от кочевой системы к стационарной. Л.Н. Гумилев полагал, что в более ранние периоды истории хазары были землепашцами, лишь позже экологические катаклизмы в Центральной Азии заставили их перейти на скотоводческое кочевое хозяйство11Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли..

Болгары Прикубанья - так называемые черные болгары - также занимались возделыванием зерновых и огородных культур. Тем временем на территории Центрального Кавказа происходило усиленное взаимовлияние местных культур. Среди археологических находок VIII-XII вв. встречаются сохранившиеся или обуглившиеся зерна пшеницы, проса и ячменя, каменные жернова. На территории Кабардино-Балкарии они и сегодня нередко обнаруживаются в погребениях и городищах Х-ХП вв. В горах и предгорьях в это время господствовали аланы, которые выработали довольно высокие навыки земледелия. Свидетельством тому могут служить находки - жернова из ст-цы Змейской и аланский тяжелый плуг XII в. из с. Заюково12Крупное Е.И.. Аланы и половцы, составившие население городов Маджары и Джулат, также широко практиковали земледелие, доказательством чему служат огромные зернохранилища, обнаруженные археологами в этих городах. Горожане сочетали это занятие с яйлажно-кочевым скотоводством13Батчаев В.М. Предкавказские половцы и вопросы тюркизации средневековой Балкарии. Такой тип земледелия у обитателей названных городов был, скорее всего, аналогичен описанному выше хазарскому типу. Можно предположить, что традиции городского земледелия здесь были более глубокими, чем в Хазарии. Армия Тамерлана разграбила Джулатские зернохранилища, запасы которых были значительны14Сб. мат-в, относящихся к ист-и Золотой Орды..

В эпоху Золотой Орды относительная политическая стабильность способствовала развитию хозяйства. В это время тюркские культурные элементы проникали в кавказскую среду особенно интенсивно. С XIII-XIV вв. мы уже можем говорить о таулула (балкарцах) как об окончательно сформировавшемся этносе15Гадло А.В. Этническая ист-я Сев.Кав. X—XIII вв..

После нашествия Тамерлана экономика народов Северного Кавказа пришла в упадок: обезлюдели большие пространства, поголовье скота было сведено к минимуму, пахотные участки надолго заброшены. Высокогорные районы меньше пострадали от завоевателей: не все ущелья подверглись опустошению, там нашли убежище беженцы из предгорий и равнин. Поэтому жизнь в этих местах быстро стабилизировалась, и балкарцы в начале XV в. сами совершали вылазки к соседям. Так, надпись на Цховатском кресте, датируемом этим временем, гласит, что басиани (грузинское название балкарцев.-Б.К.) захватили в плен ксанского пристава16Лавров Л.И. Карачай и Балкария до 30-х г. XIX в..

Интересные сведения о земледелии содержатся в легенде о Малкаре - выходце из г. Маджары, который был якобы первым балкарцем и поселился в самом древнем из обществ Балкарии - Балкарском: древнее население его, называвшее себя таулуло, занималось земледелием и скотоводством, имело священные сенокосы. В семье Малкара, женившегося на женщине из таулуло, употребляли ячменное пиво17История народов Сев. Кав.. Согласно другой легенде, первые поселенцы-балкарцы Чегемского общества, охотники Къулуй и Итез, убив в лесу животное, обнаружили в его желудке просо. Отправившись на поиски, они поднялись вверх по р.Чегем и нашли ухоженные поля и поселения18Джаппуев А.А. Землед-я терминология у кар. и бал.. Как видим, в обоих вариантах легенды пришельцы застали в горах довольно развитое зем леделие.

Рассматривая фольклорные тексты, можно обнаружить древнейшие пласты этнической культуры. У народов, имеющих давнюю земледельческую традицию, последняя отражается в самых древних сюжетах фольклора. Не является исключением и балкарский фольклор. В одной из детских присказок говорится:

Эртте биреу бар эди - Давным-давно человек был.
Темир тиреу бар эди - Давным-давно железный засов (подпорка) был.
Таш тегене бар эди - Давным-давно каменное корыто было.
Агъач элек бар эди - Давным-давно деревянное сито (решето) было19Къарачай-Малкъар фольк..

Этот текст содержит в себе названия бытовых предметов и материалов, из которых они сделаны, - каменное корыто и деревянное сито для просеивания муки, происхождение их относится к неолитическому времени. Событие, о котором в сказании идет речь, было очень давно, когда еще пользовались этими предметами. Историческая память балкарцев зафиксировала в другом эпическом тексте воспоминания о пещерном образе жизни их предков.

Эртте-эртте, дорбунлада тургъанда - Давным-давно, когда все жили в пещерах.
Таш тегене. агъач элек болгъанда - Когда каменные корыта и деревянные сита были20Хабичев М.А. Взаимовлияние языков народов Сев. Кав...

И здесь хронологический показатель древности указываемой эпохи ассоциируется с теми же предметами быта земледельца, что, на наш взгляд, указывает на этнические жизнеобеспечивающие ценности. В нартском эпосе балкарцев говорится о том, что нарты возделывали многие виды сельскохозяйственных культур, занимались охотой, и это находит подтверждение в археологических находках.

Интересные сведения по истории земледелия у балкарцев мог бы дать лингвистический анализ терминов, касающихся этой сферы культуры жизнеобеспечения. Следует обратить внимание на тот факт, что названия основных зерновых культур, плодовых деревьев и орудий труда у балкарцев - общетюркские: будай (tricum) - пше ница двурядная; арпа, ашлыкъ будай (hordeum) - ячмень; алма (malum) - яблоня; эрик (prinus) - слива; оракъ - серп, чалгъы - коса и т.д.21Джаппуев А.А. Вместе с тем ряд очень важных, довольно архаических терминов или «прозрачны», если их рассматривать с позиций осетинского языка, или «непрозрачны» вообще и предположительно уходят в глубокую древность. К первым относятся хычын - пирог с сыром и с мясом (осет. фшпчын, где фит - мясо), ардар - языческий праздник плодородия и божество, сенокосная терминология: гебен - стог сена; антау - скирда; лаппыр - маленький стог сена; батан охапка сена и т.д. Несомненно, правы В.И. Абаев и Б.А. Калоев. утверждающие, что эти осетино-балкарские параллели восходят к аланской общности22Къарачай-Малкъар фоль.. Видимо, племена аланского союза были двуязычны или даже многоязычны.

Ко второй категории терминов можно отнести следующие: зынтхы - овес; готтон - плуг; лукур - корпус плуга; адау - борона; лысхын - одно из звеньев плуга, соединяющее его с тягловым животным; чомача - наконечник плуга; глос - ручка плуга; малдух - зябь; мадул, къыртиш - целина, залежь; манс - кожаная веревка для привя зывания плуга к волам и т.д. Под названием гутан в Чегемском обществе Балкарии известен пышный обряд выхода на первую борозду23ЧеченовИ.М. ВолковаН.Г..

Много интересных параллелей обнаруживается при сравнительном перечислении названий мучных изделий. Наряду с общетюркским етмек, восходящим к гуннскоболгарскому этническому кругу (ср.: тур. экмек, татар, этмек и т.д.) и употребляемым редко, существует литературно-разговорный гыржин - хлеб. У осетин имеет место термин с тем же значением кырдзен, у сванов гыржин. В детской лексике балкарцев хлеб называется баппу. Для сравнения интересно привести факты из детской лексики других языков: хлеб у осетин - баббул, у сванов - баппу, у вайнахов литературное название хлеба - баппик24Хабичев М.А.. В том, что слова, сохранившиеся в современной детской лексике, восходят к древнекавказской, скорее всего к «кобанской», среде нет сомнений: лингвисты считают эту лексику наиболее древним пластом языка. По нашему мнению, необходимо либо признать, что тюркская терминология была более поздней, либо пересмотреть хронологию появления древних тюрок на Кавказе. Многие из приведенных наименований растений и орудий труда имеют тюркское происхождение: они встречаются в древнетюркских письменных памятниках - «Кодексе Куманикусе» и в словаре Махмуда Кашгарского25Джаппуев А.А..

Одной из важнейших особенностей балкарского земледелия было использование сложных мелиоративных систем липпинле - канав или арыков и быргъыла - керамических или прорубленных в скале желобов для водоотвода. Построенные в большинстве своем приблизительно в XV-XVIII вв., а некоторые из них, по предположению ученых, даже в раннем средневековье, они функционировали вплоть до XX в.

Интересен и вопрос о времени их создания. Б.А. Калоев отмечает, что, кроме Карачая и Балкарии, только в Восточной Чечне практиковалось искусственное орошение; при этом исследователь полагает, что строительство оросительных систем восходит, возможно, к аланским временам26Калоев Б.А.. И.М. Мизиев считает, что лыгытский водопровод в Верхнем Чегеме, который поднимал воду из ущелья в городище, был построен в первые века нашей эры27МизиевИ.М. Балкария и Карачай в памятниках ист-и.. В Холамском обществе практически ко всем террасам, расположенным на высоте 2000 м над уровнем моря, были проведены арыки. Уникальны вырубленные в скалах желоба, с помощью которых балкарцы орошали высокогорные участки, расположенные намного выше водного источника.

Сложная система мелиорации у балкарцев в XIX в. поражала современников гидроинженерными решениями. Анонимный путешественник писал в газете «Терские ведомости»: «Они (т.е. балкарцы.-Б.К.) - высококлассные гидроинженеры, искусству которых могли бы позавидовать многие специалисты»28Тюркское племя. Сеть ирригационных сооружений была одинаково густой в Балкарском, Холамско-Безенгиевском и Чегемском обществах. В Баксане и Карачае она была несколько реже, может быть из-за более влажного климата. Несомненно, что главная причина высокого развития культуры искусственного орошения у балкарцев и карачаевцев - небольшое количество выпадающих осадков. В долине р. Черек Балкарский в среднем выпадает до 300 мм осадков, в то время как в верховьях Лабы и Садона - 600 мм29Соболев С.И.Трансформация горных систем.... Недостаток осадков, таким образом, восполнялся ледниковыми ручьями и речками - притоками больших рек, служившими важнейшими источниками влаги для полей. Вода многих их этих речек в летнее время практически целиком направлялась на пахотные и сенокосные участки.

Строительство и содержание ирригационных сооружений требовали от земледельцев не только большого физического труда, но и определенных знаний и навыков. В Балкарии и Карачае специалисты по строительству и обслуживанию оросительных систем ценились высоко, хотя чаще всего каждый крестьянин сам обслуживал свой участок.

Земледельческий год начинался для балкарцев еще ранней весной - в марте - апреле с очистки полей и арыков от камней, завалов и засорений. Сооружения обще сельского пользования строились и содержались всей общиной.

Функционирование системы водопользования представляет значительный интерес. Первый в году пробный пуск воды сопровождался празднеством и приношением в жертву барана или козла: часть мяса съедалась в тот же день, а другая в вяленом виде сохранялась до следующей весны. Пекли ритуальные пироги. Семьи, не участвовавшие в общинных работах, должны были платить за пользование водой частью урожая или деньгами. Те хозяева, которым вода была не нужна, продавали свое время полива нуждавшимся. Таким образом, вода становилась объектом купли-продажи. На рушение водного режима, как-то: воровство воды или самовольный передел системы каралось «отлучением» от воды, и нарушителю приходилось на себе таскать воду из большой реки. Малые речки и ручьи могли стать причиной межобщинных столк новений, как это было в конце XIX в. в Холаме и Безенги, когда жители этих обществ, пуская в ход оружие, пытались присвоить себе право пользоваться речкой Кириют. Спор этот продолжался несколько десятилетий.

Балкарцы и карачаевцы занимались и богарным земледелием, т. е. без всякого полива на очень высоких крутых откосах30Калоев Б.А.. Об этом писали многие дореволюционные ис следователи. При отсутствии поблизости водного источника иногда использовалась дождевая вода. В селении Кочхарташ имелась небольшая запруда - водохранилище, куда стекались ручьи дождевого питания, и при необходимости его вода выпускалась на поля.

Как видно из приведенного выше материала, балкарские земледельцы выработали довольно эффективный механизм адаптации к неблагоприятным геоклиматическим условиям, и поэтому неудивительно, что в благоприятные годы они получали довольно хорошие урожаи зерновых.

Для более полного представления о земледелии у балкарцев необходимо рассмотреть земельные отношения. Однако в связи с ограниченными рамками журнальной статьи и наличием ряда исследований по этому вопросу31Азаматов К.Г. Соц.-эконом. отношения и обычное право балкарцев в 1 пол.XIX века., я не останавливаюсь на нем. Отмечу лишь, что в Балкарии, как и в Карачае, существовали довольно сложные поземельные отношения. Известно несколько видов аренды и субаренды (бегинди, ортакъ и др.). Земля могла стать объектом залога. Частная и групповая (фамильная) собственность на пахотные земли сформировалась здесь довольно давно.

Имеющиеся архивные, литературные и даже фольклорные материалы не дают нам оснований для утверждения, что в Балкарии имелось общинное землевладение, по крайней мере на пахотную землю. Каждый участок чаще всего имел топонимическое название, содержавшее в себе имя хозяина - Къудайланы сабан, Хажалийланы сабан и т.д. В дореформенный период, т.е. до 1868 г., пахотными участками владели лишь горские князья (таубии) и большинство узденьских (балк. езденле - букв, «наши») фамилий. Остальные же пользовались землей на правах арендаторов или наемных работников. Люди из зависимых сословий наделов не имели. Наличие своего пахотного участка было важнейшим элементом узденьства (езденлик) и служило показателем родовитости узденя и его состоятельности. Практически всегда хозяин сам обрабатывал свою землю. Объясняется это в первую очередь высоким престижем земледелия. Зависимые крестьяне и наемные работники лишь помогали владельцу. Каждая уважающая себя семья считала своим долгом по весне расчистить от камней и вспахать свою родовую землю, которую обрабатывали десятки предшествовавших поколений32Сабанчиев Х.-М.А. Пореформенная Балкария в отеч. ист-фии.

Продажа пахотной земли (сюргю жер, сабанлыкъ), доставшейся от предков и поли той их потом, осуждалась обществом до конца XIX в. После аграрной реформы к кон цу XIX в. ее можно было продавать, и она очень высокого ценилась. Об этом говорит народное изречение: «Участок земли, занимаемый лежащим быком, стоит быка»33Миллер В.Ф., Ковалевский М.М. В гор-х общ-х Кабарды. Несколько иным было отношение к покосным и пастбищным участкам, которые практически всегда были объектами купли-продажи, передачи в калым и в дар.

Земли у балкарцев разделялись на пахотные угодья (сюргю жерле), покосные (чаллыкъ жерле), садово-огородные (бахчала) и пастбищные (жайлкъла) участки. Все эти виды угодий нуждались в постоянном уходе и требовали большого вложения труда. Даже пастбищные и луговые покосные земли в засушливые годы поливались и очищались от камней и муравейников. Пашенные участки всегда были объектами повышенного внимания землевладельцев. И богатые, и бедные с одинаковой заботой относились к ним: весной очищали от камней, которые скатывались со склонов и со скал, ремонтировали мелиоративные системы, вспахивали, рыхлили, засевали, боронили, поливали, сторожили урожай от птиц, боролись с грызунами, приводили в порядок ограды вокруг участков, выпалывали сорняки. Эти работы производились в апреле июле.

В первой декаде апреля устраивался праздник «выхода на первую борозду». В разных обществах Балкарии он назывался по-разному. Например, в Холаме, Безенги и Малкъаре он был одним из компонентов грандиозного праздника встречи весны Голлу. По мнению ученых, этот термин связан с именем земледельческого божества. В Чегеме справляли два весенних праздника, посвященных началу земледельческих работ, - Хардар и Гутан. В Баксанском обществе этот обряд назывался Сабантой. Эти обряды и праздники сопровождались многочисленными приношениями в жертву скота («Чем больше скота заколешь, тем урожайнее будет год», - говорили балкарцы). При этом долю мяса непременно «отдавали» священным камням, деревьям. Не смотря на установление в Балкарии ислама, эти обряды соблюдались вплоть до начала XX в. Многие информаторы - наши современники - в детстве участвовали в этих празднествах. Не будет большой натяжкой утверждение, что сложный и разнообразный ритуал - свидетельство древности земледельческой традиции34Кучмезов Б.Х. Землед-кий обряд «Гутан» у балкарцев. .

Пашни у балкарцев были двух типов: естественные и террасные. Первые располагались на природных ровных или с небольшой покатостью участках, чаще всего вдоль рек. Они были более плодородны: весной здесь дольше задерживался снег, а летом дождевая вода. Внесение удобрений и полив здесь не требовали такого труда, как на других участках, так как они располагались, как правило, недалеко от селений. Такие участки по большей части принадлежали князьям и родовитым узденям. Крупнейшими естественными пашнями в Балкарии были участки Фызы в Холаме площадью 40 га и Бабас-Сабан в Чегеме (10 га).

Глубина почвенного слоя на естественных пашнях не позволяла работать тяжелым плугом. На полях, расположенных на солнечной стороне долины, сеяли чаще всего тепло- и влаголюбивые злаки - пшеницу и просо.

Естественные пашенные участки занимали в Балкарии меньшую часть угодий. Большую часть посевных площадей (70%) составляли террасы35Борзунов А.К., Бочавер А.Г. Комплекс антропогенно-склоновых террас. Остановимся на них подробней. По их концентрации Балкарию можно сравнить с Горным Дагестаном, где они занимали 80% всех пахотных площадей. Строительство террас (балк. дуркъула или тапхала) практиковалось в Балкарии вплоть до выселения балкарцев в Среднюю Азию в 1944 г. Оно требовало не только огромных физических усилий, но и знания строительного дела. Высота каменной кладки для террасы достигала от 1 до 7 м при длине от нескольких десятков до нескольких сот метров. Некоторые террасы достигали площади 1-1,5 га. В строительстве их участвовало до 100 чел., и продолжалось оно иногда несколько месяцев. Строителям предстояло перенести с одного места на другое от 1 до 15 тыс. м3 земли и камней. Нижний слой террасы состоял из крупных камней и глыб, затем шли мелкие камни и желтая глина. Следующим этапом был завоз почвы и перегноя. В целях их утрамбовки загоняли овец и коров. Такой способ заполнения террасы способствовал максимальному задержанию влаги. При строительстве учитывались все факторы - характер почв, склона, растительности и т.д. Террасы выполняли две важные функции: первая - оптимизация рельефа с целью уменьшения вероятности схода снежных лавин и селей; вторая - увеличение площади пахотных угодий. Кроме того огороженные террасы служили загонами для скота36Полевой мат-л автора из Верхнечегемского ущелья.. Как видим, при сочетании традиционных природоохранных и земледельческих навыков возник оптимальный, с экологической точки зрения, вариант антропогенного воздействия на среду обитания. Это привело к интенсификации самого земледелия.

В ряде районов мира подобное воздействие на естественный рельеф часто приводило к многочисленным катастрофам в виде селево-камневых сходов37Борзунов А.К., Бочавер А.Г., в то время как по отношению к Балкарии есть сведения лишь о двух подобных происшествиях - в Чегеме в конце XIX в. и в Безенги примерно в это же время38Полевые записи автора в с. Безенги.. Характерно, что иногда террасы возводили вдали от поселений, на очень большой высоте. Некоторые из них были расположены недалеко от летних стоянок скотоводов на высоте 2700 м над уровнем моря. На них сеяли чаще ячмень, а позже и картофель.

Метод террасирования балкарцы применяли и при прокладке дорог в горно скалистой местности. Практически сами поселения представляли собой террасы: крыши одних домов служили дворами для других или даже частью дороги. Улочки в селениях представляли собой фактически длинные террасы. Этот вид террасирования исторически предшествовал сельскохозяйственному террасированию.

Важнейшими условиями эффективности земледелия были как правильные севообороты, так и использование обогащенной почвы. В горах это было еще более важно, чем на равнинах, ибо в горной местности плодородный слой часто смывался дождями и земледельцу приходилось восстанавливать его. Лучшим удобрением балкарцы считали куриный помет. Но его было мало и использовался он чаще всего на приусадебных огородах. Поэтому основным удобрением служил перегнивший навоз крупного рога того скота. О важности его внесения в почву говорят факты купли-продажи в старину навоза в осеннее время по довольно высокой цене - 20 коп. за корзину39Азаматов К.Г.. Для срав нения: средний баран стоил в первой половине XIX в. 3 руб. Кроме того, удобрением служила зола из домашних очагов, а также полученная в результате сжигания леса на участках.

Балкарские земледельцы освоили практически несколько систем земледелия: переложно-залежную, элементы подсечной, паровую и плодосменную. О переложно-залежном земледелии у балкарцев свидетельствует присутствие в языке таких терминов, как мадул и къыртиш в значениях «залеж» и «целина»40Джаппуев А.А.. С переселением части балкарцев на более просторные долины переложно-залежное земледелие получило новый импульс.

В горной местности в условиях нехватки земли и увеличения населения срок залежи сокращался, и эта система земледелия постепенно превращалась в паровую, когда один из участков земли оставался целый год под паром41Полевые мат-лы автора из с. Герпегеж.. Однако большинство земле дельцев из-за земельной тесноты не имели возможности применять не только переложную или залежную системы, требовавшие больших пространств, но и паровую, при которой можно было хозяйствовать и на меньших площадях. К залежному земле делию прибегали лишь владельцы больших земельных угодий. Так, князья Шакмановы в Холаме делили на несколько секторов участок Фызы и сочетали паровой и плодосменный виды землепользования42Там же.. Суть последнего состояла в ежегодном чередовании агрикультур с целью предотвращения минерального истощения почвенного слоя: в один год поле засевалось ячменем, следующий год - пшеницей, на третий год сажали картофель. Переход от зерновых культур к корнеплодам, по мнению балкарских земледельцев, благотворно отражался на урожаях. Столь интенсивная эксплуатация земель требовала внесения большого количества удобрений. С конца XIX в. в се вооборот были включены кукуруза, овощи и другие культуры.

Наиболее древним типом земледелия в лесных местностях некоторые ученые счи тают подсечно-огневое земледелие, которое, как они полагают, практиковалось еще в неолите43Калоев Б.А.. Этот наиболее архаичный способ обработки земли встречается у ряда народов Европы, Юго-Восточной Азии, Океании и Африки. В классическом виде, как известно, он существовал в охотничье-скотоводческо-земледельческих культурах, от личавшихся своей мобильностью, т.е. передвижениями на большие расстояния по ле систой и смешанной местности. На примере балкарцев мы видим, что подсечно-огневое земледелие служило средством приращения посевных площадей при постоянной обработке старых. В этом - главное отличие горного подсечного земледелия от равнинного. В горах отвоеванные у леса участки не забрасывались даже на короткий срок, как это имело место у равнинных народов. По существу это не было подсечноогневой системой как таковой. Новые земли становились неотчуждаемой собствен ностью хозяев, приведших их в культурное состояние. В верховья рек еще в период позднего средневековья леса подступали вплотную к древним поселениям балкарцев44Лавров Л.И.. Леса вырубались для постройки домов, хозяйственных помещений и ради отопления жилищ. Каждая семья, по свидетельству информаторов, знала, в каком месте были срублены гигантские несущие столбы (балк. чыгъынжиле) их домов, построенных в XVIII в. Как правило, назывались местности, расположенные неподалеку от дома. К первой половине XIX в. леса стали собственностью владетельных фамилий и их представители запрещали вырубку леса или устанавливали ограничения даже на рубку сухих деревьев и валежника на топливо. После отмены крепостного права и пересе ления части балкарцев в предгорья во второй половине XIX в. элементы подсечноогневого земледелия вновь стали практиковаться на новых землях, покрытых боль шими лесными массивами.

Не исключено, что засушливый климат, господствующий в верховьях рек Черек и Чегем, - следствие подобного антропогенного воздействия на окружающую среду: вы рубка лесов практически всегда приводит к уменьшению осадков.

При наличии нескольких пахотных участков балкарцы могли практиковать чередо вание культур, которое получило особое развитие со второй половины XIX в., когда им стали известны картофель, кукуруза, овощи. Кукуруза не смогла адаптироваться в горах, и главной злаковой культурой здесь оставался ячмень. В Балкарском ущелье, больше чем в других ущельях, сеяли просо, дававшее неплохие урожаи, если его чередовали с прочими культурами45Сабанчиев X.А..

Нельзя обойти вниманием и важный для культурогенетических исследований вопрос о сельскохозяйственных культах. Б.А. Калоев сообщает, что у балкарцев сохранился лишь культ Эрирея - божества урожая. Нами выше были отмечены сложность и раз нообразие балкарских языческих календарных обрядов и аграрных культов. Несомнен но, вопрос требует отдельного исследования, но здесь мы коснемся лишь нескольких его аспектов, характеризующих роль земледелия в культуре жизнеобеспечения этноса и выявляющих некоторые параллели с соседними народами.

Итак, земледельческий культ занимал важное место в обрядовой жизни балкарцев и карачаевцев (как и у всех земледельческих народов мира). Сложный и развитой пантеон аграрных божеств свидетельствует о большом возрасте аграрной культуры, которая древнее самих этносов46Кучмезов Б.Х.. В этом отношении балкарцы и карачаевцы резко отличаются от большинства других тюркоязычных народов, у которых данная сфера разработана слабее. Исследователю земледельческого культа сразу бросается в глаза местная специфика как в пантеоне божеств, так и в отправлении аграрных обрядов в каждом балкарском ущелье, что, несомненно, свидетельствует о сложности этногенетических процессов, протекавших в горах Центрального Кавказа. К примеру, если в Балкарском, Холамском и Безенгиевском обществах наиболее значимым и грандиоз ным языческим праздником весны и начала земледельческих работ считался Голлу, то в Чегеме особо почитаемыми праздниками были Гутан и Хардар. В Баксане и в Ка рачае более важным считался культ Чоппы, слабее представленный в Чегеме. Обще балкарским считалось божество Земли Жер тейреси-Дауле, от которого зависела уро жайность. В песне-молитве этому божеству говорится: «Онгда да Дауле, солда да Дауле, кекде да Дауле, жерле да Дауле, хар жерде да Дауле» - «И с левой (стороны) Дауле и с правой стороны Дауле и везде Дауле»47Джуртубиев М.Ч. Др. верования у бал. и кар... Видимо, Дауле в древности был полифункциональным божеством, которому подчинялись все другие языческие бо жества (ср.: имя верховного вайнахского бога Дяла). С приходом ислама этот теоним стал ассоциироваться с арабо-мусульманским Давлатом. Кажется, все попытки этимо логизировать этот термин оказались неудачными48Там же.. Своими корнями он уходит в глубокую кавказскую древность и перекликается не только с вайнахским богом Дяла, но и со сванской богиней Дали. К этому же корню, видимо, восходит и название песни и танца ( а может быть и божества) Доллай, исполняемой балкарцами при взбивании масла и во время некоторых общинных праздников.

Весенний обряд Голлу, посвященный одноименному божеству, не имеет аналогов ни у других народов Кавказа, ни в тюркском мире. Этимологию теонима некоторые балкароведы возводят к древнетюркскому названию солнца Гой, Гюн, что вызывает определенное сомнение. По исполняемым функциям Голлу можно сравнить с древне египетским богом Ра. Голлу был самым грандиозным из календарных обрядовых праздников Балкарии. Участники его одевались в одежду ярких расцветок, устраивали жертвоприношения, конкурсы красоты среди девушек, удали и смекалки среди юношей, скачки, танцы. Праздник продолжался круглые сутки, иногда несколько дней подряд и носил карнавальный характер. В конце праздника наиболее уважаемые его участники выходили с воловьей упряжкой и проводили первую борозду. Обряд за канчивался раздачей жертвенного мяса, хлебцев - къалачла, нардыула, тыммылла, локъумла и пирогов - хычынла, берекле.

В Чегемском обществе весной устраивали аналогичные Голлу празднества, называемые Гутан и Хардар. Первый из них посвящен выходу на первую борозду. Другое его название Гутана барыу, что означает «поход к Гутану» (вероятно, под этим именем скрывалось имя архаического хтонического божества). К этому празднику чегемцы пекли ритуальные хлебцы тыммылла и нанизывали их на рога волов, запряженных в плуг, так же как и полотнища с изображением горного козла или барана. Все это сопровождалось танцами и песнями. Бытование указанного обряда еще в начале XX в., спустя 250 лет после принятия ислама, свидетельствует о его устойчивости, которая может быть объяснена сильными позициями божества плодородия Гутан в доисламском пантеоне Чегема49Малкондуев Х.Х. Песенная обрядовая поэзия кар. и бал...

Еще среди дореволюционных исследователей укоренился этнокультурный стерео тип балкарцев, характеризующий их как отгонных скотоводов и лишь в малой степе ни - земледельцев, который с успехом перешел и в отечественную этнографию. Этот умозрительный хозяйственно-культурный тип, по мнению этнографов, подкреплял версию о превалирующей роли половцев-кочевников (скотоводов) в этногенезе бал карцев.

Внимательный взгляд на культуру жизнеобеспечения может выявить иной хозяйственно-культурный расклад. Приведенный выше археологический и этнографический материал свидетельствует о том, что земледельческая традиция балкарцев восходит к земледельческо-скотоводческим культурам Северного Кавказа эпохи бронзы и энеолита. Именно эти высокоадаптированные культуры, на наш взгляд, и стали доминирующим субстратным ядром в этногенезе не только балкарцев, но и ряда других народов, обитавших в горах этого региона; на него позже накладывались адстратные и суперстратные компоненты. Как известно, отгонное скотоводство горцев Северного Кавказа представляло собой следующий (после стойлового) этап в развитии скотоводства, которое играло второстепенную роль по отношению к земледелию50Ямское А.Н. Экологические факторы эволюции.... С увеличением населения в горных ущельях и долинах эта локальная экологическая ниша перестала отвечать потребностям населения, произошла хозяйственная переориентация на отгонное скотоводство. Такая тенденция имела место и в истории хозяйства предков балкарцев. Характерно, что в балкарском рационе даже в начале XX в. преобладала мучная и кисломолочная пища. Мясо же было редкостью в повседневном питании большинства людей. Ассортимент мучных блюд был намного шире, чем мясных, они преобладали и в списке ритуальных блюд. Как сообщают архивные и литературные источники XIX в., большинство выращенного скота балкарцы обменивали у кабардинцев на продукцию земледелия (пшеницу, ячмень, пшено) - чаще всего на зерно, которое мололи на своих мельницах. Последние были практически у всех богатых балкарских фамилий. В Балкарии имелись ручные, водяные и даже одна ветряная мельница, каковая не была известна другим народам Северного Кавказа.

Таким образом, продукция скотоводства в значительной степени покрывала не достаток зерновой продукции, ощущавшийся в Балкарии. Потребность в обмене стимулировала развитие скотоводства, придавала ему доминирующее значение в экономической жизни общества в XIX в.

Наше исследование балкарского земледелия подчеркивает необходимость определить в нем этнокультурные компоненты, эволюцию хозяйственно-культурных типов начиная с эпохи бронзы. Чрезвычайно важно рассмотрение этногенетического аспекта земледелия. Думается, что решение поставленных задач даст нам ключ к разгадке не которых малоизученных проблем не только балкароведения, но и кавказоведения в целом.


Примечания.
1 [назад]География Кабардино-Балкарии. Нальчик,1971.С.46
2 [назад]Калоев Б.А. Земледелие у народов Северного Кавказа.М,1981.
3 [назад]Мимбетов Г.Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии. Нальчик,1981.
4 [назад]Вавилон И.В. Избранные труды.Т.2.М.,1964.
5 [назад]Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX в.).М.,1967.
6 [назад]Амирханов М. Чохское поселение. Махачкала,1982.С.7.
7 [назад]Чеченов ИМ. Нальчикская подкурганная гробница. Нальчик,1973.С.51.
8 [назад]Материалы научной сессии, посвященной происхождению балкарцев и карачаевцев (далее - Материалы).Нальчик,1960.
9 [назад]Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа.М.,1963.С.316.
10 [назад]Нарты. Карачаево-балкарский эпос.М.,1994.С.68.
11 [назад]Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.М.,1989.С.23.
12 [назад]Крупное Е.И. Указ.раб.С.316.
13 [назад]Батчаев В.М. Предкавказские половцы и вопросы тюркизации средневековой Балкарии//Археология и вопросы древней истории Кабардино-Балкарии.Нальчик,1980:Чеченов ИМ. Некоторые итоги раскопок посада Нижнего Джулата в 1967 году//Вестн. Кабардино-балкарского науч.-исслед. ин-та (далее КБНИИ). Вып.1.Нальчик,1968.С.133; Волкова Н.Г. Из истории городов Северного Кавказа. Маджары//Кавказский этнограф,сб.Вып.У.М.,1971; Марков К.К. География и палеогеография//Географические исследования четвертичного периода.М.,1979.С.106.
14 [назад]Сб.материалов, относящихся к истории Золотой Орды (далее-Сборник).Т.2.СПб.,1884.С.175:Крупнов Е.И.Указ.раб.С.312.
15 [назад]Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X—XIII вв.СПб.1994.С.32.
16 [назад]Лавров Л.И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в.//Кавказский этнографический сборник.Вып.IV.М.,1969.
17 [назад]История народов Северного Кавказа.М.,1990.
18 [назад]Джаппуев А.А. Земледельческая терминология у карачаевцев и балкарцев: Автореф.дис.канд.ист.наук.Нальчик,1981.
19 [назад]Къарачай-Малкъар фольклор.Нальчик,1997.С.151.
20 [назад]Хабичев М.А. Взаимовлияние языков народов Северного Кавказа. Черкесск,1980.С.51.
21 [назад]Джаппуев А.А. Указ.раб.С.6.
22 [назад]Къарачай-Малкъар фольклор.С.150.
23 [назад]Чеченов ИМ.Указ.раб.С.133; Волкова Н.Г.Указ.раб.
24 [назад]Хабичев М.А.Указ.раб.С.29.
25 [назад]Джаппуев А.А.Указ.раб.С.7.
26 [назад]Калоев Б.А.Указ.раб.С.64.
27 [назад]Мизиев ИМ. Балкария и Карачай в памятниках истории.Нальчик,1979.С.30.
28 [назад]Тюркское племя/Терские ведомости.1885.№66. Также см.: Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды/Терский сборник.Вып.5. Владикавказ,1902.С.195.
29 [назад]Соболев СИ. Ороклиматические особенности внутригорных котловин Большого Кавказа и перспек тивы их рационального использования//Трансформация горных систем Большого Кавказа под влиянием хозяйственной деятельности.М.,1987.С.109.
30 [назад]Калоев Б.А.Указ.раб.С.63.
31 [назад]Азаматов К.Г. Социально-экономические отношения и обычное право балкарцев в первой половине XIX века.Нальчик,1970.С.78; Кучмезова М.Ч. Землевладение и землепользование в Балкарии по обычному праву//Вестн.КБНИИ. Вып.VI.Нальчик,1972.
32 [назад]Сабанчиев Х.-М.А. Пореформенная Балкария в отечественной историографии.Нальчик.1988.С.85.
33 [назад]Миллер В.Ф., Ковалевский М.М. В горских обществах Кабарды//Вестник Европы.Т.2.Кн.4.С.548.
34 [назад]Кучмезов Б.Х. Земледельческий обряд «Гутан» у балкарцев//Нравы, традиции и обычаи народов Кавказа.Пятигорск,1997.С.87.
35 [назад]Борзунов А.К., Бочавер А.Г. Комплекс антропогенно-склоновых террас - состояние, трансформация и вопросы использования //Трансформация горных экосистем Большого Кавказа под влиянием хозяйственной деятельности.М.,1987.С.40.
36 [назад]Полевой материал автора из Верхнечегемского ущелья. Информатор Хасан Мирзоев.
37 [назад]Борзунов А.К., Бочавер А.Г.Указ.раб.С.91.
38 [назад]Полевые записи автора в с. Безенги (1991 г.). Информация Щарафутдина Чочаева. Тому причиной может быть и малое количество осадков в этой местности - от 300 до 400 мм в год, как это зафиксировано в ряде других районов.
39 [назад]Азаматов К.Г.Указ.раб.С.65. Термин дуркъу имел значения и «загон», и «терраса». Н.Ф. Грабовский отмечал, что до реформы в Балкарии было 1695 загонов пахотной земли. См.: Грабовский Н.Ф. Экономическое положение бывших зависимых сословий кабардинского округа//Сб. сведений о кавказских горцах. Вып. IV. Тифлис, 1870. С.145.
40 [назад]Джаппуев А.А.Указ.раб.С.13.
41 [назад]Полевые материалы автора из с. Герпегеж. Информатор И. Жабоева (1909 г.р.).
42 [назад]Там же.
43 [назад]Калоев Б.А.Указ.раб.С.56.
44 [назад]Лавров Л.И.Указ.раб.С.126.
45 [назад]Сабанчиев X.А.Указ.раб.С.35.
46 [назад]Кучмезов Б.Х.Указ.раб.С.87.
47 [назад]Джуртубиев М.Ч. Древние верования у балкарцев и карачаевцев. Нальчик,1991.С.135.
48 [назад]Там же.
49 [назад]Малкондуев Х.Х. Песенная обрядовая поэзия карачаевцев и балкарцев. Нальчик, 1997. Термины Готон, Готтон, Гутан, Гутани, Котан известны грузинам, осетинам, азербайджанцам, дагестанцам, вайнахам. Попытки их этимологизации с позиций ряда языков оказались неудачными. См.: Абаев В.И. Историкоэтимологический словарь осетинского языка. T.I. Для сравнения: у китайцев гаотоу - тяжелая мотыга. См.: Семенов С.А. Происхождение земледелия. М., 1973.
50 [назад]Ямское А.Н. Экологические факторы эволюции форм скотоводства у тюркоязычных народов Се верного Кавказа//Сов. этнография. 1986. № 5. С.22-34.
Категория: Прочее | Добавил: moonbloke (23.05.2015) | Автор: Б.Х. Кучмезов | Источник: http://journal.iea.ras.ru/
Просмотров: 7060 | Теги: балкарцы, карачаевцы

Всего комментариев: 0
avatar