Пятница, 26.04.2024, 04:26

Карачаевцы и балкарцы

Къар эрисе да, суў эримез.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

Родословная: жизнь и деятельность великого балкарского поэта К.Ш.Кулиева
Эфендиев С.И. г.Нальчик
Родословная: жизнь и деятельность великого балкарского поэта К.Ш.Кулиева
«ГЕНЕАЛОГИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА», №5 2003г. Нальчик - Москва

В этом г. в ноябре общественность нашей республики широко отметила 85-летие со дня рождения великого поэта и выдающегося гуманиста XX века народного поэта Кабардино-Балкарии, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР и РСФСР Кайсына Шуваевича Кулиева.

Великие люди появляются в истории, как правило, в окружении других, выступая в звездной плеяде светилом первой величины. История культуры не может быть дана в отрыве от концепции философской истории. Кайсын Кулиев художественный гений балкарского народа.

Кайсын Кулиев своим творчеством и могучим, талантом показал всему миру духовный потенциал и этнофилософию своего народа. Сегодня мы с гордостью говорим, что Кайсын Шуваевич сыграл огромную роль в становлении и формировании национального самосознания балкарского народа. Он расширял его культурно-исторический кругозор, возвысил национальное достоинство. За это балкарский народ бесконечно благ.рен ему. У каждого балкарца в душе его имя. Имя Кайсына Кулиева в народе произносят как имя пророка и апостола, ибо он является символом национальной духовной культуры. Кайсын стал знаменем национальной культуры, как Алашер Навои узбекской, Низами азербайджанской, Руставели грузинской, Иветик Исаакян армянской, Шезченко украинской, Махтумкули туркменской, Шекспир английской, Данте италянской, Сервантес испанской.

Поэтический гений Кайсына Кулиева - неотъемлемая часть мировой художественной культуры, ибо произведения его это достояние человечества. Книги К.Ш.Кулиева читают десятки миллионов людей нашей планеты, так как духовная культура не имеет национальной границы. Она становится достоянием огромного пространства как закономерное явление в жизни человечества. В орбиту этого диалектического процесса включена как неотъемлемая часть мировой художественной культура и поэзия балкарского поэта Кайсына Кулиева.

XXI век должен быть веком не только информационной технологии, но и веком идей гуманизма, согласия и взаимопонимания между народами. В этих условиях творчество Кайсына Кулиева будет оказывать огромное влияние на развитие мировой литературы и духовной жизни человечества.

Эти дни во всех городах, районах, вузах, школах широко отметили в память великого человека истории Кабардино-Балкарии, человека мира и дружбы, учителя духовной культуры балкарского народа.

Читателям широкоизвестного в научных кругах журнала "Генеалогия" интересно будет знать о роде Кулиевых.

Род Кулиевых известный древний род. Самой старой сакле Кулиевых девятьсот лет. Так утверждают специалисты. Законченные стены и свод, потемневшие от гари и дыма рогатины в потолке, на которых прежде вялилось мясо; вместо окон треугольные слепые отверстия в основном венце под крышей; остывшая теперь зола очага.

Его предки были узденями, то есть свободными горцами: они ни на кого не батрачили, никому не подчинялись и на них никто не работал. Жили они своим трудом: охотились в горах, содержали скот, занимались немудреным сельским хозяйством, выращивали на каменистой почве свой небогатый урожай. Родичи по линии отца славились своим удальством, смелостью и храбростью, К.Кулиев гордился своим дедом Хеджиби, одним из лучших охотников Чегемского ущелья, метким стрелком и ловким наездником. В семье Хеджиби почиталось мужество, честь и умение искусно владеть оружием.

Отец поэта Шува, как и дед Хаджиби, стал охотником и скотоводом. Вместе с братьями, а их было трое старший Отчай, средний Дока и младший Ахман. Он построил на зеленом склоне саклю у подножия высоких скал, в некотором отдалении от аула Нижний Жууунгу. Это была усадьба братьев Кулиевых, и представляла она собой загнутый ансамбль с единым двором и воротами.. "В одной из дедовских саклей, что возле ворот, сохранилась даже башня с бойницей, - писал поэт, видимо с явным интересом к старине, и тут же объяснял значение этих сооружении. Врагов у жителей гор было достаточно, и жизнь их вынуждала быть не только пахарями и пастухами, но и воинами одновременно". Сюда и привезли мать будущего великого поэта - Узаирхан ближнего аула Верхний Жyyyнгу по узкой тропинке Чегемского ущелья, по которой только могли пройти муллы и лошади. Выдали ее замуж за вдовца, у которого от первой жены Алтын остались четыре сына – Осман, Али, Аубекир и самый младший Муса и две дочери Гешепез (Гуашеабеж) и Кани. Семнадцатилетняя Узаирхан (ласково ее называли Ужей), по словам подруг была красивой, необычайно доброй, веселой и первой гармонистской. Как невеста, она была на примете у многих. Но случилось несчастье с ее двоюродной сестрой Алтын, женой Кулиева Шувы, и остались сиротами шестеро детей. В чьи попадт они руки, кто обласкает и пригреет их, кто станет им не мачехой, а настоящей матерью? Выбор родственников Шувы пал на Узаирхан. Еe уговорили, и девушкагорянка, покорная своей судьбе, должна была подчиниться воле старших. Так и стала Узаирхан сразу многодетной матерью. Вскоре к шестерым детям прибавилось еще двое: девочка, которую назвали Мариям (1914-1982) и мальчик, которого назвали друзья Шувы в честь дальнего родственника Кулиевых - Кайсыном (1917-1985).

Отца своего Кайсын почти не знал. Он умер от тифа в 1919 г. Кулиеву было тогда два года, зато он хорошо знал братьев отца – Отчая, Доку и Ахмата. Они любили своего любознательного племянника.

Поэт представлял отца только по рассказам матери и родственников. "Я никогда не видел фотографию его. Их у него не было, - писал поэт. Когда, умер отец, мы с сестрой, которая старше меня года на три, остались с матерью. Понятно, как нелегка была наша жизнь. Мать вечерами часто плакала сидя, с нами у очага".12

Своего отца, как и многих близких мать, сестру, жену, Кайсын Кулиев воспел в "Стихах, сказанных зимним вечером" (1962). Внешний облик отца похож на многих горцев в дни праздника:

Портрет отца в черкеске белой на стене.
Он строен и высок, при нем кинжал старинный.
Ему усов не покрутить, но мне
Он будто говорит: "Кулиев, будь мужчиной!"
Мне кажется: вот-вот он выбежит на круг,
Запляшет, как плясал на свадьбах в дни веселья,
А видно, что плясал он лихо!
Сотни рук Ему стучали в лад, а пели с ним ущелья!

Мать поэта из рода Бечеловых. Бечеловы жили в селении Актопрак и Эль-Тюби. Поэт гордился своими родичами со стороны матери, и любил их. "Бечеловы люди спокойные, не в пример Кулиевых - горячим наездником и метким стрелком, - говорил о них поэт. - Бечеловы в большинстве своем были настоящие люди. Стада их паслись на зеленых пастбищах над аулом, где летним днем по нагретой солнцем траве скользили тени облака и орлов".

Маленький Кайсын любил бывать у родственников своей матери. Бечеловы всегда вызывали в нем чувства уважения и детского восхищения, и целыми днями беседовал со своими двоюродными братьями Азретом и Чуккаем Элекуевыми. Это были сыновья Салимат, старшей сестры Узаирхан. Азрет (1918-1993) был почти ровесником Кайсына, Чуккай был старше на шесть лет.

В 2017 г. 1 ноября исполнится 100 лет со дня рождения великого поэта современности К.Ш.Кулиева. Эту дату следует отметить по линии ЮНЕСКО в международном масштабе, чтобы этот г. был объявлен г.ом Кайсына Кулиева.

Я подготовил текст обращения Генеральному директору ЮНЕСКО Федерко Майогру Сарагосу. Франция, г.Париж. Вот это письмо:

В 2017 г. исполнится 100 лет со дня рождения великого балкарского поэта и выдающегося гуманиста Кайсына Шуваевича Кулиева.

Поэт родился в 1917 г. 1 ноября и умер 4 июня 1985 г. Кайсын Кулиев оставил огромный след в духовной культуре многих народов мира. Произведения его читают десятки миллионов людей нашей планеты. В России, СНГ и во многих зарубежных странах поэзию Кайсына Кулиева хорошо знают и глубоко чтят память о нем. Книги его переведены на многие языки мира.

Его поэтическое творчество – это немеркнущая звезда на небосклоне мировой художественной культуры. Он обессмертил свое имя на века своим неповторимым талантом как поэт мыслитель и навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Поэзия Кайсына Кулиева – это барометр, фиксирующий изменения в общественно-политической жизни второй воловины ХХ века. В ней отражены радость, боль и надежда человечества и призывы к более высоконравственному устройству общества, к этнопланетарному и вселенскому единству людей. Исходя из вышеизложенного убедительно просим Вас, Федерко Майор Сарагос, чтобы 2017 г. по линии ЮНЕСКО объявили годом Кайсына Кулиева в международном масштабе и внесли в календарь памятных дат.

Это будет иметь большое значение в общественнополитической и культурной жизни народов России, СНГ и многих стран мира.

Это будет нынешнему и будущему поколениям национальным и нравственным наказом, памятью великого поэта и выдающегося Гражданина и гуманиста нашей планеты – Кайсына Шуваевича Кулиева.

Категория: Прочее | Добавил: moonbloke (25.05.2015) | Автор: Эфендиев С.И.
Просмотров: 2590 | Теги: аланы, балкарцы

Всего комментариев: 0
avatar