Воскресенье, 28.04.2024, 12:44

Карачаевцы и балкарцы

Эшекни кючю халал, сютю харам.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

О знаменитой в горах винтовке «Огурли-ушкок»

Обитатели ущелий северного склона Кавказского хребта, между горами Эльбрус и Дыхтау, состоят из нескольких отдельных обществ, известных под наименованиями: Балкар, Хулам, Везенги, Чегем, Урусбий и Карачай. Небольшие эти племена, вследствие общности языка и происхождения, несмотря на сильных соседей племени Адыге, умели сохранить общую между собой историческую связь и политическое единство, возникшее в древнейшие времена и создавшие народную историю с ее песнями и преданиями, В этих народных преданиях особенно заметно выделяется предание о знаменитой винтовке, именуемой горцами Насыплы или Огурли-Ушкок, т. е. «Счастливая».

Невозможно доискаться происхождения этого оружия, составлявшего не собственность какого-либо лица из народа, а достояние целого народа, хранившееся попеременно в каждом горском обществе; честь ношения его принадлежала только самому высокопоставленному лицу. Остается неоспоримым в наше время то, что горцы во всех случаях столкновения с врагами носили знаменитое оружие, как священное знамя и битва открывалась первым выстрелом «счастливой винтовки». В народной песне говорится о сверхъестественных свойствах знаменитого ружья такими словами: «От ее выстрела враги бросают в страхе поле битвы; рана, ею нанесенная, смертельна, хотя бы состояла из маленькой царапины; одно прицеливание из нее останавливает всех в оцепенении, будь то зверь или человек». Предание говорит также, что при всех предприятиях и делах, обладатель этого необыкновенного ружья может рассчитывать на непременный успех. Переходи из рук в руки среди горского народа, счастливая винтовка сопутствует ему, как гласят предания, во всех главнейших эпохах народной жизни. Так, будто бы во время посещения Петром Великим Дербента, кавказские горцы послали к Великому Государю своих депутатов для приветствования и просьбы - принять их под свое покровительство, чего они и были удостоены. В 1827 же году представители Горских обществ, прибыв в Ставрополь, заявили о своем желании принять присягу на верноподданство Государю Императору, в чем и получили милостивое соизволение Его Величества. В обоих этих случаях достоверно известно, что дорогое ружье находилось при народных депутатах.

При своем долголетнем существовании, «счастливая винтовка» много раз видоизменялась согласно требованиям времени, а нынешняя наружная ее обделка приноровлена к сану последнего ее хранителя. Арабская надпись, насеченная в этом году на продольной верхней грани, изображает:

«Своему обожаемому Великому Белому Царю, верноподданные и готовые служить по первому призыву народы: Урусбий, Чегем, Хулам, Безенги, Балкар».

Ныне народное свое сокровище «Огурли-Ушкок», хранимое многие века с величайшей тщательностью, кавказские горцы Балкара, Хулама, Безенги, Чегема и Урусбия повергают к стопам Всемилостивейшего Своего Государя, Александра Александровича, как высокий залог своей безграничной преданности, прося Творца вселенной предоставить новому обладателю «Счастливой винтовки» таковое во всех делах Его преуспеяние, какое доставляла она своим прежним хранителям в течение многих столетий.

Примечание.

Винтовка «Огурли-Ушкок» вместе с вышеизложенным описанием ее народного значения, вручена депутатом от горских обществ г. Главноначальствующему на Кавказе, князю Дондукову-Корсакову (в последний проезд его через Владикавказ 18 декабря 1883 г.) для поднесения Государю Императору.

Терские ведомости, Владикавказ, 1884, 1 янв., № 1, с. 2-3
Категория: Прочее | Добавил: Gornaya_Zvezda (09.04.2014) | Автор: Терские ведомости

Всего комментариев: 0
avatar