Четверг, 28.03.2024, 21:00

Карачаевцы и балкарцы

Бир кюн нёгер болсанг, минг кюнню салам бер.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Материалы, предоставленные кандидатом исторических наук Батчаевым Ш. М.

Карачаевцы и кумыки: генеалогические связи

Процесс образования новых фамилий характерен для любого этноса и имеет перманентный характер. Миграции населения создают почву для межнациональных браков, результатом которых становится растворение пришельца в принимающем этносе, а сам он становится основателем нового рода. Подобные явления в прошлом происходило гораздо чаще, чему причиной была неустойчивость национального самосознания. На Северном Кавказе эта тенденция была выражена ярче, чем где-либо. В любом из народов можно обнаружить десятки фамилий, которые происходят от близких и дальних соседей. Включение новопоселенца в принимающий этнос шло в разы быстрее, если он владел языком хозяев. Уже следующее поколение прочно идентифицировало себя как носителя культуры местного этноса, уже не выделяя себя из него.

Карачай в данном отношении не являлся исключением. Многие фамилии ведут свое начало с выходцев из адыгов, ногайцев, абазин, абхазов, сванов и других народов. Особое место в этом ряду занимают кумыки. Однако сразу оговоримся, что под термином "къумукъ" - "кумык" в Карачае понимали всех дагестанцев. Причиной тому было владение всех их кумыкским языком - языком межнационального общения на Кавказе и одновременно наиболее близким к карачаево-балкарскому языку. Кроме того, в исторической памяти карачаевцев отложилось то влияние, которое оказывали могущественные кумыкские феодалы - шамхалы на окружающие народы. Большинство выходцев из Дагестана остались навсегда в Карачае, и дали начало новым фамилиям. Среди них были лакцы, аварцы, даргинцы, представители других народов.

Собственно кумыков карачаевцы называли "тюз къумукъ" - "истинные кумыки". Большинство из них переселились в Карачай с целью проповедования ислама, работали эфенди в различных селениях. К "истинным кумыкам" карачаевцы относились с еще большим уважением, чем к остальным, считая их своими кровными родственниками. Объяснением тому служат многочисленные этнокультурные связи обоих народов.

Перейдя собственно к заявленной теме, следует отметить, что кумыкское происхождение имеют следующие рода: Крымшамхаловы, Алиевы, Борлаковы, Гаджаевы, Калахановы, Магаяевы, Кумуковы, Шамасуровы, Алиевы (вторая ветвь), а также другие. Учитывая, что родословная первых четырех фамилий много раз обсуждалась историками и краеведами, обратимся ко второй части перечня и рассмотрим родословную этих родов.


Калахановы (Къалаханлары).

Основателем рода, согласно генеалогической схеме был сын Крым-Герия - Алим-Герий, который в середине XIX в. переехал из Кумыкии в Карачай. Сын Алим-Герия - Ахмат пользовался большим уважением в Карачае благодаря своей рассудительности, хорошему знанию религиозных обычаев, образованности. И неслучайно, представители знатного рода Казиевых, относившегося к сословию чанка, согласились на брак Ахмата со своей дочерью. В этом браке родилось четыре сына: Умар, Салим-Герий, Хасан, Хусейн. Они и стали основателями четырех ветвей рода1Полевой материал 2007 г. Калаханов Даут Магомедович (1934 г.р.) (п. Новый Карачай) /Личный архив автора.. В посемейной переписи, проведенной в 1868-1874 гг. начальником Баталпашинского уезда Петрусевичем Н.Г., отмечается: "Калаханов Ахмат - выходец из Кумыкской плоскости, но, женившись на дочери одного из Казиевых, считает себя заодно с Казиевыми"2Центральный государственный архив Республики Северная Осетия (ЦГА-РСО), ф. 262, оп.1, д.23, лл.50-86.. Здесь же отмечается, что в семье помимо главы - отца, есть три мужчины, т.е. на тот момент младший сын Калахановых - Хусейн еще не родился. В браки представители рода вступали как с чанка, так и с узденями. Род Калахановых продолжило следующее поколение: дети Умара - Пилял, Джашарбек, Гилястан, Бий-Аслан; дети Салим-Герия - Амин, Асхат, Ахмат, Умар, Файруз; дети Хасана - Байдымат, Саният, Эльберт; дети Хусейна - Анзор, Маруа, Азнаур.

Жили Калахановы в с. Хурзук, как и большинство выходцев из Кумыкии. Часть из них в начале XX в. переселилась во вновь образованное селение Воронцовско-Карачаевское (ныне п. Новый Карачай (Акъ-Къала)).

В настоящее время этот род насчитывает 8-9 поколений в зависимости от ветки. Общая численность Калахановых около 200 человек[1].


Магаяевы (Магъаялары).

Согласно фамильной легенде, основателем рода Магаевых был выходец из шамхальского рода Осман-Хаджи. В конце XVIII в. он покинул родное селение и отправился на запад. Пробыв некоторое время в Кабарде, он переехал в Карачай. Поначалу остановившись в Карт-Джурте в тийре (квартале) Хубиевых, вскоре переселился в Хурзук. Осман-Хаджи вел большую работу по просвещению жителей Карачая, строил мечети, учил детей, боролся с эпидемией чумы, которая свирепствовала тогда на всем Северном Кавказе. Особенно много он сделал для укрепления позиций ислама на своей новой родине. Вскоре он был выбран главным эфенди селения. Деятельность Османа-Хаджи вызвала искреннее уважение хурзукчан, которые решением схода выделили ему земельный участок, а также пастбищные угодья. Поселился он поблизости с тийре Узденовых и Казиевых.

По просьбе родителей Осман-Хаджи отправился обратно в Кумыкию, но, проведя там несколько лет, вновь вернулся в Карачай. Вместе с ним приехал и родившийся в Кумыкии его сын Магъая, который и стал основателем рода. Произошло это в 20-30-х гг. XIX в. Мать Магъая вскоре после рождения сына умерла, и он остался единственным ребенком3Магьаяланы-Гапполаны А.И. Джашауну къанатлары. Черкесск, 2002..

По достижению соответствующего возраста Осман-Хаджи женил сына. Супругой Магъая стала дочь представителя рода Махаметовых. (Магометовы - ответвление от рода Крымшамхаловых, относились к сословию чанка, второму по значению сословию после князей (бий)2Центральный государственный архив Республики Северная Осетия (ЦГА-РСО), ф. 262, оп.1, д.23, лл.50-86..

Что же побудило представителей аристократического рода выдать свою дочь за чужеземца? Причин было несколько. Во-первых, сами Крымшамхаловы (от которых отделились Махаметовы) являлись потомками выходца из Кумыкии, который остался в памяти народа не по имени, а по своему титулу - крым-шамхал (своеобразный наследник престола). Во-вторых, происхождение Осман-Хаджи наверняка было известно карачаевцам, и они посчитали ровней для себя представителя шамхальского дома. В-третьих, карачаевцы и балкарцы всегда воспринимали кумыков как родственный народ, ближе которого на Кавказе нет. И, наконец, Осман-Хаджи был проповедником, эфенди, духовным главой общины, который пользовался вполне заслуженным авторитетом, и вступить с ним в родственные связи было престижно.

Согласно документам конца 60 - начала 70 гг. XIX в. в семье Магъая (Осман-Хаджи к этому времени умер) насчитывалось трое лиц мужского пола. Это были Умар, Токъай, Гула. Именно они дали начало трем ветвям рода Магаяевых. В семье были также четыре дочери: Айджаякъ, Хорасан, Байдымат, Хани. Они вступили в браки соответственно - 1) с ногайским князем Туугъановым, 2) с абазинским узденем 1-й степени Трамовым, 3) с чегемским князем Келеметовым и 4) с карачаевским князем Дудовым.

Впоследствии Магаяевы вступали в браки, в основном, с представителями сословия чанка (Темирболатовы, Чыпчыковы, Казиевы, Шахановы /ответвление Крымшамхаловых/), иногда с князьями Карабашевыми, Дудовыми, Тугановыми и др.[4;3]

До революции Магъаяевы относились к зажиточным, владели земельными участками, большим количеством скота, имели дома в Кисловодске. В 20-40 гг. XX в. многие из них были репрессированы по сословному и социальному положению.

В настоящее время род Магъаяевых насчитывает более 100 человек, а представители его живут во всех городах и районах Карачаево-Черкесии, в Ставропольском крае и других регионах России4Полевой материал 2007 г. Магаяева Патия Исмаиловна /Личный архив автора..


Кумуковы (Къумукълулары).

В Карачае в настоящее время насчитывается несколько родов Кумуковых, которые имеют разное происхождение. Как уже отмечалось, связано это с тем, что большинство дагестанцев именовались карачаевцами "кумукъ", так как пришельцы все говорили на кумыкском языке, несмотря на то, что в большинстве своем были представителями других национальностей (аварцы, лакцы, даргинцы и т.д.). Тем не менее, есть Кумуковы, которые по этническому происхождению являются кумыками.

Основателем этого рода стал выходец из богатой узденской семьи Адам (сын Абдул-Кадыра)5Государственный архив Карачаево-Черкесской Республики (ГА КЧР), ф. Р-314, оп.1., д. 4, лл. 87-87об.. Он родился (согласно анкете 1928 г.) в с. Бойнак в Дагестане в 1848 г. Около 20 лет провел Адам вместе со старшим братом, обучаясь в исламских центрах Кавказа и зарубежья. В конце XIX в. оба брата были отправлены в Карачай для службы эфенди. Прослужив несколько лет, старший брат вернулся на родину к семье. Адам же остался в с. Джазлык. В течением нескольких десятилетий Адам-эфенди (в народе его называли "Къумукъ апенди") был одним из духовных лидеров Джазлыка и всего Дуутского ущелья. Он внес большой вклад в просвещение жителей селения, преподавал основы ислама, арабский язык в организованном им медресе, был вероучителем в светской школе6Доюнов A.M., Койчуев А.Д. Мой аул - моя судьба. 1924-2004. Ставрополь, 2004. с. 346-349..

С 1899 г. Адам-эфенди стал главным эфенди Джазлыкской мечети3Магьаяланы-Гапполаны А.И. Джашауну къанатлары. Черкесск, 2002.. На этом посту он продолжал свою благородную деятельность по нравственному совершенствованию на пути ислама жителей селения. В середине 20-х гг. XX в. Адам-эфенди переехал во вновь образованное селение Сары-Тюз, где стал первым главным эфенди в истории селения. Здесь он провел последние годы жизни, окруженный почетом и уважением односельчан, многие из которых переселились, как и он, из Джазлыка. Скончался Адам-эфенди в 1933 г. и был похоронен на кладбище с. Сары-Тюз. Первым браком Адам-эфенди был женат на представительнице рода Боташевых, но из-за отсутствия детей брак распался. Второй женой его стала представительница самого многочисленного в Джазлыке, да и вообще в Карачае рода - Батчаевых. Татлыхан - дочь состоятельного и влиятельного Умара Батчаева (из атаула Гилячлары) стала верной подругой Адам-эфенди на всем протяжении жизни. В браке родилось три сына (Хызыр, Ильяс, Исса) и две дочери (Мариям и Саният)6Доюнов A.M., Койчуев А.Д. Мой аул - моя судьба. 1924-2004. Ставрополь, 2004. с. 346-349..

Семья Кумуковых пользовалась большим уважением в Джазлыке, благодаря авторитету отца (как духовного лидера) и матери (принадлежавшей к роду, являющимся одним из основателей селения). Неслучайно в тяжелые времена безвременья (1917-1922 гг.) старшиной Джазлыка земляки избрали второго сына Адама - Ильяса. На своем посту он сделал все, чтобы оградить односельчан от жестоких последствий гражданской войны. С достоинством прошли свой жизненный путь и другие дети Кумуковых. В 20-40 е гг. они подверглись репрессиям, но не сломились.

Потомки Адама-эфенди, кумыка, для которого горный Карачай стал второй родиной, насчитывают уже шестое поколение. Всего же их сегодня более 50 человек.


Шамасуровы (Шамасурлары).

Кумыкское происхождение в документах указывают и представители рода Шамасуровых. Известно что их предок Умар переехал в Хурзук в конце XIX в. Что явилось причиной нам неизвестно, возможно он также был эфенди, или пришел на заработки. Род Умара продолжил его сын Осман и его потомки7Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.3644, оп.1, д.4, лл.53-56..

В настоящее время в Карачае живут несколько семей Шамасуровых, которые являются правнуками первопоселенца Умара.


Алиевы (Алийлери).

Как и в случае с Кумуковыми, представители рода Алиевых имеют разное происхождение. Основатель одной из веток приехал в Карачай сравнительно недавно (в конце XIX в). Поселившись в Учкулане, он женился на карачаевке и остался в Карачае навсегда. Сын его Рашид, известный по документам 1930 г., в анкете указал родным языком карачаевский8ГА КЧР, ф.45, оп.1, д. 32, лл.48-49.. Именно с него началось распространение этого рода. В настоящее время он насчитывает несколько семей.


Примечания.
1 [↑ назад]Полевой материал 2007 г. Калаханов Даут Магомедович (1934 г.р.) (п. Новый Карачай) /Личный архив автора.
2 [↑ назад]Центральный государственный архив Республики Северная Осетия (ЦГА-РСО), ф. 262, оп.1, д.23, лл.50-86.
3 [↑ назад]Магьаяланы-Гапполаны А.И. Джашауну къанатлары. Черкесск, 2002.
4 [↑ назад]Полевой материал 2007 г. Магаяева Патия Исмаиловна /Личный архив автора.
5 [↑ назад]Государственный архив Карачаево-Черкесской Республики (ГА КЧР), ф. Р-314, оп.1., д. 4, лл. 87-87об.
6 [↑ назад]Доюнов A.M., Койчуев А.Д. Мой аул - моя судьба. 1924-2004. Ставрополь, 2004. с. 346-349.
7 [↑ назад]Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.3644, оп.1, д.4, лл.53-56.
8 [↑ назад]ГА КЧР, ф.45, оп.1, д. 32, лл.48-49.

Всего комментариев: 0
avatar