Пятница, 03.05.2024, 00:05

Карачаевцы и балкарцы

Кючюнге базма, ишинге баз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

127. ПЕСНЯ О БОЛАТ-ХЫМЫЧЕ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

X. РАЗРОЗНЕННЫЕ СКАЗАНИЯ
Я расскажу вам про Болат-Хымыча,
Уой, уорайда.
Ширина его плеч —
Уой, уорайда —
Семь сажен.
Ширина его талии —
Уой, уорайда —
5 Два обхвата,
Уой, уорайда.
У него две жены-красавицы,
Уой, уорайда.
Они [ему] бурку делают,
Уой, уорайда.
Когда он будет ездить на коне,
Уой уорайда,
В этой бурке [ему не страшна будет непогода].
10 [Бурка, которую они валяют]1[Бурка, которую они валяют]... — Во время изготовления бурки ее, как и другие войлочные изделия, обычно заворачивали в циновку и катали до готовности., весит один пуд,
Уой, уорайда.
Из шерсти ста [баранов],
Уой, уорайда,
Они делают [эту бурку],
Уой, уорайда.
Они валяют шерсть- [бурку],
Уой, уорайда,
И поют «Инай»2...И поют «Инай».— Во время тканья и обработки домашнего полотна или валяния циновки с каким-либо войлочным изделием балкарки и карачаевки пели песню «Инай» («Онай», «Анай»), Подробно об этом см. Предисловие к настоящему изданию..
15 В это время Хымыч прилег [отдохнуть],
Уой, уорайда.
Они решили, что он уснул,
Уой, уорайда.
— Если Хымыч оставит нас,
Уой, уорайда,
Он к аварскому хану поедет,
Уой, уорайда,
И женится на дочери аварского хана,
Уой, уорайда.
20 Его будут [сопровождать] сто всадников,
Уой, уорайда,
[И] сто возов с тканями,
Уой, уорайда.
Наверное, был гордым мужчиной [Хымыч],
Уой, уорайда.
Он с места вскочил,
Уой, уорайда.
— Да не буду я Хымычем,
Уой, уорайда,
25 Если не поеду к аварскому хану,
Уой, уорайда,
И не женюсь на дочери хана, —
Уой, уорайда.
Он собрался и уехал,
Уой, уорайда.
К аварскому хану приехал,
Уой, уорайда,
[А] там состязались, стреляя по мишени,
Уой, уорайда.
30 [Аварский хан] за победителя должен был дочку выдать,
Уой, уорайда.
Поверх зеркала иглу воткнув,
Уой, уорайда,
Они [в иглу] стреляют,
Уой, уорайда,
Но никто не может в мишень попасть,
Уой, уорайда.
Болат-Хымыч пустил [свою стрелу],
Уой, уорайда,
35 И пополам иголку перебил,
Уой, уорайда.
Сто всадников, [Хымыч и дочь хана],
Уой, уорайда,
В дорогу отправились,
Уой, уорайда.
Когда возы [с тканями],
Уой, уорайда,
Стали во двор Хымыча въезжать,
Уой, уорайда,
40 Его жены их обратно повернули,
Уой, уорайда.
— Это [не принадлежит] нашему Хымычу,
Уой, уорайда,
Они принадлежат другому, но не Хымычу, —
Уой, уорайда. —
Так сказав, они телеги [назад] повернули,
Уой, уорайда.
В этот момент,
Уой, уорайда,
45 Болат-Хымыч подъехал,
Уой, уорайда.
— Это ты их повернула, — сказала одна из них,
Уой, уорайда.
— Нет, ты сама их повернула, — возразила другая,
Уой, уорайда.
Одна схватила дверной засов,
Уой, уорайда,
Другая лопату схватила,
Уой, уорайда,
50 И друг другу головы они разбили,
Уой, уорайда.

Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Балкарская фонотека, кас. № 11. Звукозапись Т. Биттировой с голоса Каншаубия Журтубаева, с. Быллым (КБР), 1981.

1 [↑ назад][Бурка, которую они валяют]... — Во время изготовления бурки ее, как и другие войлочные изделия, обычно заворачивали в циновку и катали до готовности.
2 [↑ назад]...И поют «Инай».— Во время тканья и обработки домашнего полотна или валяния циновки с каким-либо войлочным изделием балкарки и карачаевки пели песню «Инай» («Онай», «Анай»), Подробно об этом см. Предисловие к настоящему изданию.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (02.12.2014)
Просмотров: 657 | Теги: 127. ПЕСНЯ О БОЛАТ-ХЫМЫЧЕ

Всего комментариев: 0
avatar