Четверг, 02.05.2024, 20:15

Карачаевцы и балкарцы

Игини кеси ёлсе да аты ёлмез.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Приложение 2 РОЖДЕНИЕ ШЕВАЯ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IV. ДЕБЕТ — АЛАУГАН — КАРАШАУАЙ

За трудолюбивую жизнь, честность и веру в бога Девет был награжден девятнадцатью сыновьями-героями. По сложившемуся у этих поселенцев обычаю, каждому сыну, по достижении им совершеннолетия, следует брить голову и давать оружие, но жениться сыновья должны были в обратном порядке, т. е. сперва младший, потом предпоследний и т. д., так что старший, Алауган, должен был жениться последним. Действительно, обычай был исполнен свято, но вследствие этого, когда младшие братья уже имели свои семьи и были отцами, старший состарился и все еще не был женат. Таким образом, он сделался посмешищем всего народа, и очень часто даже мальчишки в его присутствии дразнили других холостяков, желая им такого же счастья, как Алаугану, т. е. просидеть на печи весь век неженатым.

Глубоко оскорбленный, герой наш решил отправиться на далекий Север и выбрать там такую невесту, которая бы вовсе не походила на соплеменных женщин и была для них страшна. Алауган оседлал своего коня Гемуду и поехал на нем в страну великанов. Долго ли, коротко ли ехал он, только наконец Гемуда остановился, велел Алаугану идти пешком и дал все наставления, как обращаться с великанами, чтобы не быть съеденным. Старик пошел. Но на пути он вдруг встречает в земле такую трещину, что ее не в состоянии был бы перескочить и сам Гемуда, а невдалеке он увидел женщину таких исполинских размеров, что даже и воображение его было бы бессильно представить что-нибудь подобное. Женщина сидела и зашивала эту трещину, в руках ее была иголка более всякого самого высокого чинара, а вместо нитки служил канат, сплетенный из медных прутьев. Громадные груди великанши были перекинуты ею за спину. Наученный Гемудою, Алауган тихонько подобрался к великанше и стал сосать у ней груди, затем, всосав молока, он без страха предстал перед женщиной и сказал: «С этого момента я твой сын, отдаю себя под твое покровительство и прошу выбрать мне невесту». Как ни рассердилась великанша, но по закону страны должна была признать его за сына и сказала: «Будь же ты мне сыном вдвойне, женись на моей дочери и веди ее в свои горы».

Повенчавшись, Алауган с молодою женой тотчас отправился в путь и скоро достиг родного аула, но чтобы сделать сюрприз своим родным и односельчанам, он оставил жену в ближайшем лесу, а домой пришел один, но тотчас же заявил о своей женитьбе и просил всех с почетом встретить его молодую жену. Весь аул вышел навстречу, девушки шли впереди, пели песни и несли букеты цветов. Но какой же ужас объял всех, когда молодая, вместо всякого приветствия, стала хватать детей и тут же, на глазах родителей, пожирать их, угрожая тем же и отцам. Насилу Алауган мог укротить свою жену и ввести в приготовленные для нее покои, где и начался такой пир, какого еще не бывало с основания самого аула. Вскоре великанша сжилась с новой обстановкой и наконец почувствовала, что приходит время сделаться ей матерью. Действительно, она родила богатыря-сына, но тотчас же его съела. Отец и родные пришли в отчаяние, но делу уже нельзя было помочь, и Алауган стал только молиться, чтобы ему ниспослан был другой сын. Прошло время, сын родился, но мать опять его съела. В отчаянии Алауган обратился к волшебнице, и та, обещав, что будет у него сын, велела позвать ее к себе перед самыми родами жены-людоедки. Наступило время родов, волшебница пришла к Алаугану, велела ему разобрать крышу сакли, а в потолке сделать отверстие, на которое могла бы сесть родильница так, чтобы новорожденный упал прямо в саклю, не будучи замечен матерью. Все сделано по указанию волшебницы, и во время родов ребенок тотчас же был заменен щенком, которого великанша со страшной злобой отбросила от себя и принялась разыскивать младенца. Но по совету волшебницы дитя Шевай тотчас же был отвезен на вершину Эльбруса и положен там на пушистый снег в расселине вечных льдов. Укрытый таким образом, Шевай вначале сосал ледяные сосульки, вместо груди матери, но так как воды вершины Эльбруса владеют особой магической силой1Горцы и теперь убеждены, что на вершине Эльбруса есть озерко с водою бессмертия, так что кто постоянно будет пить только эту воду, тот не умрет никогда, в подтверждение чего они приводят долголетнюю жизнь орлов и воронов, будто бы постоянно пьющих воду из озерка, а смерть их объясняют случайностью, заставляющей птиц напиться другой воды., то герой наш все-таки вырос на них и, устроив себе лук и стрелы, стал уже питаться охотою. Со временем из него вышел тот славный нард2П. Остряков в своей публикации нартов именует «нардами». Шевай, о котором будет говориться в следующих песнях.


Примечания.

BE. 1879, кн. 8. Песнь 1, с. 702—703. Публ. и коммент. П. Острякова; КБФ, с. 48—50.

1 [↑ назад]Горцы и теперь убеждены, что на вершине Эльбруса есть озерко с водою бессмертия, так что кто постоянно будет пить только эту воду, тот не умрет никогда, в подтверждение чего они приводят долголетнюю жизнь орлов и воронов, будто бы постоянно пьющих воду из озерка, а смерть их объясняют случайностью, заставляющей птиц напиться другой воды.
2 [↑ назад]П. Остряков в своей публикации нартов именует «нардами».
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (28.11.2014)
Просмотров: 662 | Теги: Приложение 2 РОЖДЕНИЕ ШЕВАЯ

Всего комментариев: 0
avatar