Пятница, 03.05.2024, 04:14

Карачаевцы и балкарцы

Аўрумагъан "ой!" демез.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

58. КАК АЛАУГАН ЖЕНИЛСЯ НА ЭМЕГЕНШЕ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IV. ДЕБЕТ — АЛАУГАН — КАРАШАУАЙ

Однажды Алауган сел на Гемуду и отправился в путь. Шел-шел и вошел в лес. В лесу — огромный дом. А внутри дома — эмегенша. Женщина чесала шерсть, забросив обе груди за спину. Алауган подбежал со словами: «Ой, анай, анай» — и приложился губами к ее груди.

— Ой, дитя, дитя. Быстро я стала твоей матерью, а то бы я знала, что с тобой делать,— сказала эмегенша.

— Быстро я стал для тебя сыном, а то бы и я знал, что с тобой делать,— сказал Алауган.

На огне кипел большой казан с мясом. Когда мясо сварилось, женщина забеспокоилась, опасаясь, что мясо переварится, но не смогла снять казан.

— Кто снимет казан? — спросил Алауган.

— Мои сыновья.

— Я сниму.

— Сними.

Алауган снял с огня казан с мясом.

— Когда придут сыновья, они убьют тебя,— сказала эмегенша и спрятала Алаугана. К вечеру ее сыновья собрались в доме.

— Уф, пуф! Человеческий запах, человеческий запах! — закричали [они].

Мать ничего не сказала. Тогда они, повернувшись к очагу, спросили:

— Как ты сняла казан?

— У меня и кроме вас есть сын.

— А где он?

— Если вы дадите слово не трогать его, покажу.

— Даем, даем.

Женщина позвала Алаугана.

Сыновья эмегенши удивились и спросили:

— Что заставило тебя прийти к нам, что ты за человек?

— Извините, что я сам пришел сватом,— ответил Алауган,— я пришел просить руки вашей сестры.

Сыновья эмегенши пошептались и стали испытывать Алаугана в различных играх. После этого все они согласились отдать за него сестру.


Примечания.
Архив КЧНИИ. Ф. ф. Исп. Магомет Алботов, с. Ташкёпюр (Карачай), 1969, зап. Р. Ортабаева. В отличие от других вариантов на сюжет о женитьбе Алаугана на эмегенше, здесь его теща имеет и сыновей.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (28.11.2014)

Всего комментариев: 0
avatar