Пятница, 03.05.2024, 04:30

Карачаевцы и балкарцы

Эки ананы эмген бузоўну - тили татлы.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

31. САТАНАЙ И СОЗУК
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

III. СОСУРУК/СОСУРКА
На солнечном берегу большого Адиля 1 В балкаро-карачаевском эпосе почти во всех вариантах о рождении Сосурука встреча нартского пастуха Созука (Соджука, Созукку) с Сатанай происходит на берегу реки Адиля (Эдиль, Этиль, Идиль). Это слово, как и у многих тюркских народов, у балкарцев употребляется в двух значениях: а) большая река; б) название Волги.
В красивой долине, говорят,

Ой, нартский пастух Созук, говорят,
Ой, нартский пастух Созук, говорят.

5 На солнечном берегу большого Адиля, говорят,
Он пас пестроголовых баранов,

Он пас пестроголовых баранов.
Когда он, присев на белый камень, смотрел, говорят,

Красавицу Сатанай на другом берегу увидел, говорят,
10 Красавицу Сатанай на другом берегу увидел, говорят.

Ой, от вожделения чуть не умер, говорят,
Ой, от вожделения чуть не умер, говорят.

На солнечном берегу большого Адиля, говорят,
На солнечном берегу большого Адиля, говорят.

15 Семя Созука, как стрела, полетело, говорят,
И в камень состар 2 В сказаниях на этот сюжет всегда указывается, что камень, из которого родился Сосурук, был «состар» (балк.), «сослан» (карач.). «Состар (сослан)» — в карачаево-балкарском языке имеет два значения: 1. Гранит. 2. Большой речной валун. , на котором Сатанай сидела, попало, говорят,
И в камень состар, на котором Сатанай сидела, попало, говорят.

А старый Созук так ей крикнул, говорят:
— Эй, бийче, этот камень состар возьми с собой! — сказал,
20 Этот камень состар возьми с собой! — сказал.

Сатанай-бийче сделала, как велел старый пастух, говорят,
Этот камень состар унесла она домой, говорят,
Этот камень состар унесла она домой, говорят.

Этот камень [начал] звуки издавать, шевелиться, говорят,
25 И сердце бездетной Сатанай наполнилось счастьем, говорят,
И сердце бездетной Сатанай наполнилось счастьем, говорят.

Девять месяцев камень был беременным, говорят,
[Потом ] камень раскололся и из него Сосурук родился, говорят,
[Потом] камень раскололся и из него Сосурук родился, говорят.

Примечания.
Архив КБНИИФЭ. Балкарская фонотека, кас. № 6/10. Звукозапись и запись текста X. X. Малкондуева с голоса Шамшюдина Бегиева (р. 1915), пос. Хасанья (КБР), 1985.
1 [↑ назад] В балкаро-карачаевском эпосе почти во всех вариантах о рождении Сосурука встреча нартского пастуха Созука (Соджука, Созукку) с Сатанай происходит на берегу реки Адиля (Эдиль, Этиль, Идиль). Это слово, как и у многих тюркских народов, у балкарцев употребляется в двух значениях: а) большая река; б) название Волги.
2 [↑ назад] В сказаниях на этот сюжет всегда указывается, что камень, из которого родился Сосурук, был «состар» (балк.), «сослан» (карач.). «Состар (сослан)» — в карачаево-балкарском языке имеет два значения: 1. Гранит. 2. Большой речной валун.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (27.11.2014)
Просмотров: 743 | Теги: 31. САТАНАЙ И СОЗУК

Всего комментариев: 0
avatar