Пятница, 03.05.2024, 18:06

Карачаевцы и балкарцы

Байлыкъдан саўлукъ ахшыды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

14. Ныгъыш - сельская площадь
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VII.Намыс, адеп - честь и воспитание
Ныгъышны кирити жокъ.
Акъыл керек — ныгъышха.
Эр, сагъышсыз, эр болмаз,
Эл, ныгъышсыз, эл болмаз.
Доммай терини ныгъышха чыгъарсанг,
Эки чабыр олтан чыкъмаз.
Вир тели ныгъышдан кетмей эди,
Экинчи тели ныгъышха келмей эди.
Ныгъыш адет юйретир.
Ныгъышха сабий келсе — ойнар ючюн,
Къарт келсе — ойлар ючюн.
У ныгыша замка нет.
Нужен умный совет — ступай на ныгыш.

Мужчина без думы мужчиной не станет,
Село без ныгыша селом не станет.
Если шкуру зубра вынести на ныгыш,
Из нее и двух подметок не выйдет.
Один глупец не покидал ныгыша,
Другой на ныгыш не приходил.
Ныгыш обычаям научит.
Ребенок приходит на ныгыш играть,
Старец - думать.

В каждом селении непременно был ныгъыш - центральная площадь, или просто площадка, на которой собирались посидеть, посоветоваться, поговорить, узнать новости или услышать интересный рассказ о древних временах не занятые работой мужчины, старики же обычно проводили там все свое время. На ныгыше же устраивалось небольшое борцовское поле, посыпанное песком, на котором боролись, развлекая стариков, подростки. Свободные от работы юноши могли, поодаль от стариков, состязаться в одном из народных видов спорта, чаще всего в толкании «ручного камня» на расстояние (къолташ). Здесь же проходили сельские сходы, праздники и состязания, объявлялись решения Тёре или князя.

Но главной функцией сельской площади был обмен новостями, и именно сюда являлись гонцы, вестники и т. д., чтобы через мальчишек сообщить важную весть. На ныгыше учились правилам поведения и всегда можно было спросить у старых мудрых людей о том, как вести себя или как поступить в сложной ситуации. Сюда мог прийти любой человек, говорится: Ныгъышны кирити жокъ - «У ныгыша нет замка». Одним словом, ныгыш был центром общественной жизни. Поэтому и утверждается, что село, в котором нет ныгыша, нельзя назвать селом. Конечно, такое место притягивало к себе человека говорливого и отталкивало нелюдимого, названных в изречении двумя глупцами. Обсуждения и разговоры на ныгыше не имели обязательной силы, поэтому есть речение: «Ныгъыш хапар - багушха - «Речи на ныгыше - в мусор» -из-за того, что в обсуждении вопроса, затеянном на площади, мог участвовать любой и каждый судил и рядил по-своему, а выбрать из множества мнений самое верное затруднительно.

Просмотров: 865 | Теги: 14. Ныгъыш - сельская площадь

Всего комментариев: 0
avatar