Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Къарамагъан — кёрмез,
Сынамагъан — билмез. Жашау деген сынауду, Къарыусузгъа жауду. Жаханимни кёрмеген, Жаннетге да кёл салмаз. Ёлмеген къул алтын аякъ бла суу ичер. Биреуню сынама да, кесинги сына. Сыналмагъан сыйланмаз. Сынагъынчы — батыр кёп, Сынасала — къатын кёп. Жол къыдырып къайтхан Арбазында абыныр. Кто не смотрит — не увидит, Кто не испытает — не узнает. Жизнь — это испытание, Она враждебна слабому. Кто не испытал ада, Не оценит и рая. Выживший раб пьет воду из золотой чаши. Испытывай себя, а не других. Неиспытанному чести нет. До испытания было много батыров, После испытания оказалось больше баб. Исколесивший множество дорог, Споткнется в собственном дворе. О народном убеждении, что жизнь является испытанием, уже много раз говорилось выше. Как следует из этих изречений, только испытание может выявить достойных войти в новый, лучший и свободный мир, которым они будут дорожить и наслаждаться, помня о пройденной жизни, очистившей их в огне. Нельзя поэтому усложнять жизнь другим, воздвигая перед ними препоны, - в таком случае человек берет на себя функции судьбы, заставляя ближнего тратить силы, вместо того, чтобы проходить через свои испытания. Человек, честно преодолевающий тяготы и горести земной жизни, не перекладывая их на плечи других, - борец, личность. Но тот, кто творит ближним зло, - только орудие, которым судьба пользуется в целях, неведомых для него, и отбрасывает, когда в нем отпадает нужда. Должно служить тому, кто выше судьбы, - Богу, к Нему и приходит человек, стойко выдерживающий удары рока. И следует быть начеку не только перед лицом великих испытаний, опасны и мелочи, так как жизнь есть одно целое и нельзя сказать в какой-то момент: «Все, теперь передо мной гладкий путь». Можно совершить подвиг, а потом не удержаться и поддаться дурному соблазну. Воззрение о связи судьбы с мерой и способами испытания человека ярко отражено в древнем обычае. Беглого раба оставляли в подземной темнице на определенный срок без воды и пищи. Если он выживал, ему подносили воду в золотой чаше и давали свободу, считая, что сам Бог желает даровать ему жизнь и почести. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 663
|
|
Всего комментариев: 0 | |