Суббота, 04.05.2024, 04:12

Карачаевцы и балкарцы

Билим акъылны чырагъы.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

6. Ызгъыл - наследственность
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

I.Билим - знание
Къан болмаса, жан болмаз,
Жан болмаса, сан болмаз.
Иймансызны къанындан динсиз келир.
Къанда болмагъан жанда болмаз.
Жашыргъан шартынг жашынгда чыгъар.
Атангы баласы болма да,
А дампы баласы бол.
Саны бузукъ сюелмез,
Къаны бузукъ тюзелмез.
Сууаплыдан сууап къалыр,
Гюняхлыдан гюнях къалыр.

Без крови не будет души,
Без души не будет тела.
От крови не имеющего веры произойдет не имющий религии.
Чего нет в крови, того нет и в душе.
Скрытая тобой черта проявится в сыне.
Не будь сыном своего отца —
Будь сыном человека (Адама?).
Имеющий увечье не поправится,
Имеющий порченую кровь не исправится.
От благотворящего остается благо,
От грешника — грех.

Народ, как и его Кодекс, не рассматривает каждого человека, как нечто отдельное, автономное. Нет, любой человек есть частица семьи, общества, народа, человечества. Это связи и кровного, и духовного свойства. Но со своими предками и потомками личность (инсан, возможно, от тин-сап - «душа-тело») также связана и духовно, и физически, она есть звено в цепи поколений, это связь и в пространстве, и во времени. Поэтому человек ответственен перед Богом за судьбу не только потомков, но и предков (на которых можно обратить благословение людей, но можно навлечь и проклятия). Его жизнь, его деяния, добро и зло, совершенные им, во многом определяют судьбу его детей и внуков, поскольку человек оставляет им в наследство не только имущество или денежные долги, но и сумму своих благодеяний и прегрешений - такое же наследство и долги. И пользоваться этим наследством или расплачиваться за эти долги могут лишь его потомки.

Такое понимание наследственности привело к появлению понятия об искуплении - детям следует оставить благодеяния, а грехи предков -искупить. Отсюда и то важнейшее значение, которое придает наследственности Кодекс. Она предопределяет судьбу и здоровье личности (душевное и физическое), будучи записана в нашей крови. Судьба - огромная сила, но она находится не вне нас, а внутри нас. Дорога греха - путь вниз, сопротивляться ему очень трудно, как трудно остановить падение в пропасть. Об этом и говорится во втором афоризме: если отец не имел веры, то сын не будет иметь и религии, не будет верующим даже формально. Глубокий опыт наблюдений просматривается и в четвертом афоризме. Можно скрывать какой-то порок, тайно ему предаваясь, и окружающие могут о нем ничего не узнать. Но он обязательно проявится у потомка, причем в открытой форме.

Древние греки, как известно, считали, что от велений рока зависят не только люди, но даже и сам Зевс. По карачаево-балкарской метафизике Бог превыше судьбы (см. об этом ниже), превыше всего, поэтому может изменить и судьбу человека, если он, искренне веруя в милосердие Всевышнего, сам стремится к искуплению и если на то будет Его воля.

Просмотров: 635 | Теги: 6. Ызгъыл - наследственность

Всего комментариев: 0
avatar