Пятница, 29.03.2024, 12:09

Карачаевцы и балкарцы

Акъылы болмагъаннга сакъалы болушмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VII

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Этнография
Этнография

Р.Т. Хатуев "Из «арабских» генеалогий кавказской аристократии"

Издревле у элит народов Кавказа основой легитимности их власти выступало, как правило, их родословие. В эпоху позднего средневековья и нового времени особое значение придавалось родству с пророком Мухаммадом и его соратниками, арабскими племенами, мусульманскими владетелями.

В определенной степени некоторые из генеалогических преданий имеют основание ввиду реальных фактов расселения части арабских племен на Кавказе. Мусульманские хроники (ал-Балазури, ат-Табари, Балами, Ибн Асама) сообщают, что брат омейядского халифа Маслама ибн Абдалмалик, ставший наместником Кавказа в 107 г.х. (725-26 г.), во главе 24-тысячного войска «из Шама и Джезиры» восстановил контроль над Дербентом и существенной частью Дагестана. Он разделил Дербент на четыре части, в одной части которого поселил уроженцев Шама /Сирия/, в другой – Куфы /Ирак/, в третьей – Джазиры /Ирак/, в четвертой – Химса/Хумса (Сирия).

При этом наместнике, как гласит «Дербенд-намэ», в одном Табасаране были расселены «двенадцать племен (тайфа)», в т.ч. из Аравии, Сирии (Шам. Хумс), Ирака (Мосул).

Аббасидский халиф ал-Мансур в 763-64г. (146 г.х.) направил на Кавказ своего полководца Йазида ибн Асада. По сообщению «Дербенд-намэ», этот эмир по приказу халифа собрал 7 тыс. чел. из Шама, Джезиры, Мосула и 40 тыс. «из других вилайетов» Халифата, для постройки укрепленных поселений «от Дербенда в сторону хазар». Эти 47 тыс. человек были расселены «во вновь построенных городах и крепостях». К ним были добавлены «еще тридцать тысяч храбрых юных воинов из Хорасана и двенадцать тысяч храбрецов из Шама».

Как видим, только во второй половине VIII столетия и только в районе Дербента было поселено 77 тысяч арабов.

Из племен бану сулайм и бану шайбан происходили династии дербентских эмиров и ширваншахов соответственно, а из бану курайш (племя пророка Мухаммада) вели происхождение три дагестанских владетельных рода: кази-кумухский (шамхалы), кайтагский (уцмии), табасаранский (майсумы) /см. ниже/.

Восстановив контроль над значительной частью Дагестана, в 720-е гг. Маслама ибн Абдалмалик, следуя практике всех завоевателей стал вводить институт своих наместников над покоренными народами.

Кайтаг. После того, как Маслама завоевал область Кайтак (даргинцы), «большую часть его населения обратил в ислам» и «назначил правителем [Кайтака] одного человека по имени Хамза из числа своих людей» («Дербенд-намэ»). Эмир Хамза называется «одним из родственников» Масламы (это можно считать косвенным указанием на курейшитское происхождение Хамзы), и от этого эмира, как отмечается в дореволюционных публикациях, «происходят нынешние Усмии Каракайтаков»105Шамхалы Тарковские //ССКГ. Тифлис, 1868. Вып.1. С.53-54. Уцмий – титул кайтагских /даргинских/ владетелей исследователи производят от арабского усама «именитый».

Отнюдь не случайно кайтагские уцмии (владетельные князья) назвали свою резиденцию Кала-Курейш «Крепость курейшитов» – ведь они были потомками арабов.

Табасаран. Подчинив табасаранцев, главнокомандующий назначил здешним правителем «умеренного и набожного человека по имени Мухаммед Масум», который был «доблестным и жаждущим войны за веру» деятелем («Дербенд-намэ»). От его имени происходит и титул табасаранских владетелей Табасарана – «майсум».

Шамхальство. Хроника «Тарих Дагестан» (1313 г.) сообщает, что после присоединения Дагестана к Халифату арабы занялись политическим обустройством горного края: «И был назначен над ними и над теми, кто правил ими правитель, один из потомков Хамзы, араб, курейшит – их амиром и вали... Имя его было Шам Хал, он назван /так/ в начале их переселения по имени деда, который родился в селеньи Хал, одном из селений Сирии»106Шихсаидов А.Р. Дагестанская хроника «Тарих Дагестан» //Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник 1972.–М.,1977. С.90-97.

Далее тот же источник дает 23 поколения прямых предков Шамхала, который «был сыном Амир-Хамзы, сына Султанахмада, сына Ханмухаммада, сына ал-Вали, сына Хала, сына Фаридуна, сына Амирсултана, сына Султанали-бека, сына Абдалазиза, сына Аглаба, сына Амирджуфана, сына Амирмухаммада, сына Гази Абу-л-Фатха, сына Муслима, сына Абдалмалика, сына Ибрахима, сына Исхака, сына Мансура, сына Касима, сына Йакуба, сына Умара, сына Насиба, сына Сулаймана, да будет доволен им Аллах».

В «Дербенд-намэ» говорится, что по приказу Масламы «Шахбалу были подвластны [все вилайеты] вплоть до границ Гюрджистана». Казем-бек в своем /тюркском/ списке «Дербенд-намэ» этот эпизод описывает так: «Пусть Масум, Эмир-Хамза и народы всего Дагестана от Гюрджистана до Дешт-и Кыпчака повинуются и будут подвластны Шахбалу – правителю Кумука». И далек добавляет: «Теперь шамхал — правитель Тарху, он из династии того Шахбала».

Таким образом, первенство в Дагестане кази-кумухских (позднее тарковских) шамхалов, согласно летописям, было утверждено еще в VIII веке.

По утверждению «Дербенд-намэ», захватив «город Кумук», Маслама назначил местным правителем «Абдаллаха, сына Абдалмутталиба их племени курайш» (по версии Казем-бека, его звали «Шахбал, сын Абдаллаха, сына Аббаса»), которого одновременно утвердил «старшим властителем всего Дагестана».

Как видим, если «Тарих Дагестан» гласит, что предок шамхалов был из потомков Хамзы, то «Дербенд-намэ» связывает их происхождение с Аббасом.

С XV в. по отношению к шамхалу употребляли титул «вали Дагестана» (1490-е гг.) и даже царский титул «падишах» (1485 г.107Гаджиев В.Г. Сочинение И. Гербера «Известия о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекой Курой народах и землях и их состоянии в 1728 г.».–М.,1979.–С.98-99; титул «падишах», который носил глава Афганистана до свержения монархии в 1973 г., переводился именно как «король». и позже, у Эвлия Челеби, XVII в.). То, что шамхалы имели столь высокий статус и связывались с хашимитским родом, имело большое значение в династических браках соседних стран. Не случайно шахи Ирана из династии Сефевидов не раз вступали в брак с шамхальскими принцессами. Так, дочь Бийболат-шаухала в 1547 г. стала супругой шаха Тахмаспа I, у которого от этого брака родились шах Исмаил II и Пери-Джахан, которая некоторое время управляла Ираном. Дочь Сурхай-шаухала – принцесса Ай-Месей в 1587 г. стала женой шаха Аббаса I. Будущий садразам (первый министр) Османской империи Оздемир-оглу в 1578/9 г. вступил в брак с Рабиль-Михридиль – племянницей Чопан-шамхала. Став вдовой, она вышла замуж за Хасан-пашу – наместника султана в Боснии108Алиев К.М. Шаухалы Тарковский. Страницы кумыкской родословной. М.,2008. С.40-41.

Добавим, что одна из дочерей упоминавшегося Сурхай-шаухала вышла замуж за кахетинского царевича Георгия, сына царя Александра Кахетинского. Дочь одного из крым-шамхалов вышла замуж за кахетинского царя Левана, а их дочь Нестан-Дареджан – стала женой Симона I Картлийского, матерью Георгия IX109Там же.

Брачные союзы представителей Шамхальского дома с горскими князьями (аварскими нуцалами, кабардинскими пши, балкарскими таубиями, табасаранскими беками и др.) подробно рассмотрены в интересной монографии К.М. Алиева «Шаухалы Тарковские» (2006), к которой мы и отсылаем интересующихся данной темой.

Дербент. Согласно «Истории» Йа'куби (ум. 897), когда аббасидский халиф Харун ар-Рашид направил на Кавказ своего наместника Са'ида б. Салма ал-Бахили /799 г./, владетелем (сахиб) ал-Баба являлся Наджм б. Хашим – представитель племени бану сулайм110Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963. С.98-99. Его потомок в 4-м поколении Хашим б. Сурака б. Салис б. Хаййун (Джаййун) б. Наджм б. Хашим ас-Сулайми в 869 году основал династию Хашимидов – эмиров Дербента, которая правила этим княжеством на протяжении последующих двухсот лет.

Ширван. Представители племени бану шайбан установили контроль над Ширваном. Один из них, Йазид ибн Мазйад аш-Шейбани являлся наместником халифа на Кавказе111Там же С.44. Он стал основателем династии Мазйадидов, которые занимали ширванахский престол до 1024 года. Затем, с 1027 по 1382 гг. ширваншахами были Кесраниды – ветвь той же династии. Тех сменила династия Дербенди – ветвь Кесранидов, правившая Ширваном до 1602 г. Иными словами, правящий дом из арабского племени бану шайбан занимал трон ширваншахов на протяжении 800 /!/ лет.

Ширваншахи имели династические связи с грузинским царским домом Багратиони. Так, в 1116 г. царь Давид IV Строитель выдал свою дочь Тамару замуж за будущего ширваншаха Минучихра III, от которого она имела сына по имени Ахсатан. Когда царь Давид умер, поэт Фалаки написал оду, в которой выражает соболезнование Минучихру и его грузинской жене Тамаре по поводу смерти её брата – царя Димитрия I (правил Грузией в 1125-56 гг.). После смерти мужа (1160 г.) Тамара вернулась в Грузию и ушла в монастырь112Там же С.181.

Сванетия. Фамильные предания владетельных сванских князей Дадешкелиани связывают их происхождение с Шамхальским домом и, следовательно, через него устанавливается родство с бану курайш.

Абхазия и Абаза. В связи с упоминавшимися грузино-ширванскими связями нас привлекает происхождение абхазской правящей династии Шервашидзе (Чачба). Она, как полагают, «происходит от правителей (шахов) государства Ширван» (отсюда наименование рода: от груз. Шерваши «Ширван» + -дзе «сын»). Полагают, что родоначальником был «один из династии Ширваншахов Кесранидов»113Чачба// Wikipedia. Это косвенно подтверждает и народный фольклор. Как сообщает А. Н. Дъячков-Тарасов (1910), абхазские предания считают род владетельных князей Шервашидзе «пришлым, потомками Ширван-шаха.., словом, происхождение рода абхазских владетелей скрывается где-то вне Абхазии»114Дьячков-Тарасов А. Н. Абхазия и Сухум в XIX столетии //Известия Кавказского отдела Императорского русского географического общества. Т. XX, № 2, 1909–1910 гг.. Современный абхазский историк Георгий Анчабадзе указывает на абхазское предание, которое «возводит род Шервашидзе к принцу из дома ширваншахов (абх. «Шах-Шаруан»). Об этом говорилось и в дореволюционной энциклопедии Брокгауза – Ефрона. К тому же склоняется целый ряд авторов – М.Броссе, Д.И.Гулиа, З.В.Анчабадзе. Последний в своей монографии «Из истории средневековой Абхазии» специально рассматривает тему происхождения этой фамилии и отмечает, что «положение о чисто абхазском происхождении рода Шервашидзе может подвергнуто сомнению». Исходя из имеющихся материалов исследователями делается вывод о том, что версия «о происхождении рода Шервашидзе от ширванской династии выглядит довольно достоверной»115Анчабадзе Георгий. О чем повествует летопись // ww.fes.ge/de/images/Fes_Files/meridian/Sept2009/page%20-4.pdf. Добавим, что имя «Ширван» встречается в антропонимики Шервашиде XVIII века (так звали основателя абжуйской линии дома Шервашидзе).

Впервые представитель данного княжеского рода в грузинской хронике «Картлис Цховреба» упоминается «Отаго (Дотагод) Шарвашисдзе», который в правление внучки Давида Строителя – царицы Тамары (1184-1213) был назначен на должность Цхумского /Сухумского/ эристава, т.е. губернатора. После распада Грузино-Абхазского царства его потомки правили Абхазским княжеством до 1864 года.

Таким образом, этот абхазский дом также выступает ветвью ширваншахов, а, значит, и потомством все тех же бану шайбан. С ними же предполагается связь абхазских князей Инал-Ипа, которые, по данным русского генеалога К. Л. Туманова, выступали ветвью князей Чачба и выделились в самостоятельную фамилию около 1730-х годов.

Другой абхазский княжеский род, Ачба (Анчабадзе), связывается с шамхальским домом, который, как отмечалось, вел происхождение из племени бану курейш. Как пишет абхазский историк Ш.Д.Инал-Ипа, род Ачба «прежде именовался Карымшаквалом («Карымшакуал») и происходил от переселенца» из Северного Кавказа116Инал-ипа Ш.Д. Страницы исторической этнографии абхазов. Сухуми,1971. С.235. Ближайшими соседями абхазов с Северного Кавказа являются карачаевцы, у которых правили князья из рода Крым-Шаухал, что уже отмечалось исследователями117Баразбиев М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII–начале XX века.–Нальчик: Эльбрус, 2000. С.72. Это, в принципе, не исключает и происхождение рода Ачба непосредственно от одного из дагестанских крым-шамхалов.

О том, что Ачба происходят от пришельцев см Северного Кавказа («с Кубани») пишет еще дореволюционный исследователь С. Эсадзе (1907 г.): «Между этими пришельцами с Кубани князья Ачба (Анчабадзе) были первенствующими своим происхождением и богатством превосходили абхазских князей».

Одного происхождения с Ачба считались абазинские князья Лоовы.118Лоовы// Wikipedia. Если допустить, что Лоовы как сородичи Ачба – через шамхальский дом – происходили от курейшитов, то вполне понятно сообщение, которое упоминает Л.И.Лавров: «многочисленная и сильная фамилия князей Лоовых выводила своё происхождение от арабских эмиров».

Осетия. Сородичами Шервашидзе считается, по дигорскому преданию, предок князей-царгасата из Стур-Дигории (селенья Куссу, Ахсаргин, Стур-Дигора, Одола, Моска в Северной Осетии) – Карабугаевых, Кантемировых и Таймазовых. В этой связи есть соблазн сравнить стур-дигорский топоним «Ахсаргин» с упоминавшимся именем сына ширваншаха от царевны Тамары – «Ахсатан».

В.Б. Пфафф пишет, что «царгасата происходили от некоего Царгаса, пришедшего из-за Черного моря со своим братом Шарвошем в Дигорию. Шарвош ушел в Абхазию и стал там родоначальником абхазской владетельной фамилии Шервашидзе, а от трех сыновей Царгаса пошли фамилии Царгасат»119Пфаф В. Б. Материалы по истории Осетии//ССКГ.–Тифлис, 1871.-Вып. V, С. 84.

На родство с мусульманским домом Иналовичей претендовали осетинские дворяне Хетагуровы, управлявшие Нарским обществом в центральной Осетии. Они вели свое происхождение от легендарного Хетага, который, по одному из фамильных преданий, был младшим сыном кабардинского князя Инала, жившего тогда в Закубанье120Гутнов Ф.Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник.–Орд-жоникидзе: Ир, 1989. С.148. Некоторые из представителей этого рода признавались грузинским царем «нарскими князьями»121Там же, С.125.

Чечня и Ингушетия. «Арабские» генеалогии встречались и у чеченцев. Некоторые жители чеченского селения Бугарой на р.Чанты-Аргун (общество Дзумсой) вели свое происхождение «от того же рода, из которого происходил Пророк Магомет». Два представителя этого рода, Шамиль-хан и Шаухал-хан, «ввиду притеснений со стороны какого-то правителя», оставили Сирию и перебрались на Кавказ. Первый из них поселился в ущелье р.Дзумсой, а второй (Шаухал-хан) – на р.Тереке, где дал начало тарковским шамхалам122Иваненков Н.С. Горные чеченцы.–Владикавказ, 1910.–С.11-12.

От арабского шейха Абу-Муслима, распространявшего ислам в Дагестане (по преданию, со 111 года хиджры, или 693 г. н.э.), и похороненного в «святой могиле» в Аварии (местность Джаи), вел свое происхождение основатель с. Хитоя (на р.Шаро-Аргун). Представители обществ, живших на р.Шато-Аргун, вели свою родословную и от двух братьев (Шаро-хана и Хакмадоя), вышедших из Сирии123Там же, С.10-11.

Основателями чеченских селений Нахчикелой и Чебахкерой, по одному из преданий, были родные братья Хусейн и Хасан, предком которых называется Нашо, сын какого-то «сирийского царя или князя». Этот правитель ввел «новый закон: кровной мести не допускать, но вместо этого – предавать казни убийцу. Первый, на котором должен был быть исполнен этот закон, был сын самого царя – Нашо. Мать не позволила привести в исполнение приказ мужа казнить сына», после чего решением суда принц был изгнан из страны. Он оказался в Чечне, где поселился в селенье, получившем его имя (Нашхот). С ним остался жить один из семи сыновей, а остальные расселились: Чанто (в с.Чанты), Хакко (в с.Шатой), Макажой (в с.Макажой), Гуни (в с.Гуни), Алды (в с.Алды), а предок Хусейна и Хасана, Келой поселился в с.Келой124Там же, С.10.

Зафиксирована легенда о происхождении предка ингушей, богатыря Турпала из Аравии125Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование и тексты.–М .:Наука,1972. С.41-42.

Адыги. На Северо-Западном Кавказе к арабскому происхождению апеллировали генеалогии адыгской элиты. Например, высшее сословие абадзехов выводило свое происхождение из Арабистана, а хатукаевцев – от приближенного халифа Омара из Аравии126Кудашев В. Исторические сведения о кабардинском народе.–Киев, 1913.–С.273; Дьячков-Тарасов А.Н. Абадзехи// Записки КОИРГО.–1902.–кн.XXII, ВЫП.4, С.9-12; Лавров Л.И. Этнография Кавказа.–Л.:Наука, 1982.–С.53. Я.Рейнеггс (1781-1783 гг.), рассматривая населения района «под названием Баксан», пишет, что «на его западном склоне живут чиркасы, черкесы и кабардинцы (черкесы)», некоторые из которых считают себя потомками арабов»127Рейгенггс Я. Всеобщее историческое и топографическое описание Кавказа//Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков. Подг.В.М.Аталикова.–Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,2006.-С.234,235-236. П.-С.Паллас (1793-1794 гг.) пишет, что «кабардинцы считают себя потомками арабов», но некоторые «считают себя потомками мамлюков»128Паллас П.-С. Заметки о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793-1794 гг. //Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков. Подг.В.М.Аталикова.–Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,2006.–С.336.

В записи генеалогических преданий князей Кабарды, сделанной Я.Потоцким (1797 г.), говорится, что их предком является некий аравийский князь Абдун-хан, от которого происходит Инал129Потоцкий Я. Путешествие по Астраханским степям и по Кавказу//Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков. Подг.В.М.Аталикова.–Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,2006.–С.378-379, родоначальник Иналовичей (Иналидов). Версию этого предания несколько десятилетий спустя изложил адыгский просветитель Шора Ногмов, у которого предок именуется «Араб-хан», проживавший вначале в Египте, его власть унаследовал сын – Абдан-хан, предок Инала, от которого «вели свою родословную кабардинские, бесленеевские и темиргоевские князья». Братьями темиргоевских князей Болотоковых считаются Хатукаевы и Зановы, князья хатукаевцев и жанеевцев130Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. Сост. Т.Х. Кумыков.–Нальчик:Эльбюрус, 1994.–С.92-96, а также князья Айтековы, правившие адамиевцами131Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Сост.В.К. Гарданов, Г.Х. Мамбетов.–Нальчик:Эльбрус, 1978.–С.173-177. Жанеевские князья Заноко (вели родословие от четвертого сына Инала132Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа// Кавказский сборник.–Тифлис, 1900.–т.21, С.65-67), управляли также племенем хегаков (шегаков, шефаков)133Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом.–Нальчик:Эльбрус, 1990. С.106 и, некоторое время, даже шапсугами134Сталь К.Ф. Этнографический очерк… С.65-67, ставшими позднее «демократическим» (т.е. без князей) племенем.

В разное время Иналиды правили у восьми адыгских племен:

- кабардинцев: Идаровичи – Черкасские, в Малой Кабарде – Гилястановы, Таусултановы. Ахловы, Мударовы, Шолоховы, в Большой Кабарде – Шегонуковы, Джансоховы, Атажукины, Бекмурзины (и их ветвь – Бековичи-Черкасские), Кайтукины, Мисостовы (и их ветви – Касаевы и Карамурзины);

- бесленеевцев (Кануковы, их ветви – Шолоховы и Бекмурзины);

- темиргоевцев (Болотоковы), адамиевцев (Айтековы), хатукаевцев (Хатукаевы), жанеевцев, хегаков, шапсугов (Зановы).

Кроме того, в политической зависимости от князей Болотоковых находились еще три адыгских субэтноса – егерукаевцы, мохоши и мамхеги135Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-начале ХХ века. М.:Наука, 1974. С.38.

Иными словами абсолютное большинство известных нам адыгских племен позднего средневековья находилось в той или иной степени зависимости от потомков «араба» Инала.

Ногайцы. В легендарной версии родословной ногайских князей (и их русской ветви в лице князей Урусовых и Юсуповых) их предок Эдиге представлен потомком Абу-Бакра Сиддыка («Правдивейшего»), ближайшего сподвижника и родственника пророка Мухаммада, первого из четырех праведных халифов (632-634). В эпосе об Эдиге данная версия вложена в его собственные уста:

«Курайыш (т.е. курайшит, - Р.Х.) я», отвечал.

Единственный, рожденный от Азиза…

От Абубекира Сыддыка веду я свое происхождение»136Сикалиев (Шейхалиев) А.И.-М. Ногайский героический эпос.–Черкесск, 1994. С.297.

Известно, что Абу-Бакр также принадлежал к арабскому племени курейшитов, к которому относился и сам пророк137Большаков О.Г. История Халифата.–М.:Наука, 1989.–Т.1, С.45 (генеалогическая таблица).

Потомки Эдиге – ногайские князья Ахловы, Байтерековы, Карамурзины, Касаевы, Кутумовы, Мансуровы, Наурузовы, Тугановы, Ураковы и др.

Карачай. Рассмотрим предания о возникновении правившей княжеской фамилии Карачая – Крымшамхаловых (Крым-Шамхаловых, кар. Кърым-Шаухаллары)

Начнем с того, что термин «крым-шамхал» – уникальный титул и присущ только Дагестану, где обозначал наследника шамхальского престола с резиденцией в Буйнаке (у шамхала – в с.Кази-Кумухе, затем – в селенье Тарки). И.Г. Гербер (1728 г.) пишет, что «хотя шамхал и от персидского шаха поставляется», но «имел вольность выбирать себе наследника при своей жизни, который носил титул Крым Шавмхал»138Цит по: Гаджиев В.Г. Сочинение И.Гербера «Известия о находящихся с западной стороной между Астраханью и рекой Курой народах и землях и их состоянии в 1728 г.». М.,1979. С.94-112.

Крым-шамхалом, по феодальному обычаю, становился «самый старший в роде после шамхала» и до получения власти должен был жить в Бойнаке (С.Ш.Гаджиева).

Происхождение Крымшамхаловых в народных преданиях, записанных до революции, обычно связывается с Крымом. Так, М.Алейников (1882 г.), что их предком был Шамхал «выходец из Крыма», ставший зятем карачаевского предводителя Карчи, от которого власть унаследовал власть139Алейников М. Карачаевские предания //СМОМПК. Тифлис, 1888. Вып.3. С.167-168.«Крымскую» версию повторяет публикация Б.Чеккуева (1899 г.), где говорится, что Крымшамхал, «выходец из Крыма», присоединился к Карче в Эльтаркаче140Кубанские областные ведомости.–Екатеринодар, 1899.-№266. А.Н. Дьячков-Тарасов (1900 г.), тоже называет Крымшамхала выходцем из Крыма, который присоединился к Карче в Иналкубе141Дьячков-Тарасов А.Н. В горах Большого и Малого Карачая //СМОМПК, Тифлис, 1900. Вып. 28, С.43.

Совершенно очевидно, что все они излагали «народную этимологию» непонятного для карачаевца термина: раз Крым-Шамхал – значит, из Шамхал из Крыма! Ошибочность очевидна, так как сам термин «крым-шамхал», как отмечалось, сугубо дагестанский титул, то такие терминологические тонкости вряд ли были известны простым передатчикам преданий.

В данной связи нас привлекает версия, записанная Б.Вс. Миллером в 1899 г., по которой Карча, который шел из Крыма, встретился с Крымшамхалом «на Джегуте», в которую и впадает р.Эльтаркач142Миллер Б.Вс. Из области обычного права карачаевцев//Жур. «Этнографическое обозре-ние». М.,1902.№1. С.5. Как видим, здесь нет «крымского» происхождения, а наоборот – Карча вышел из Крыма без Крымшамхала, которого встретил лишь на Джегуте. Это позволяет говорить о том, что Крымшамхал уже жил на Центральном Кавказе до появления здесь Карчи. В этом и состоит своеобразие – и, для нас, ценность! – сообщения Б.Миллера.

Довоенный карачаевский историк У.Д.Алиев (1927 г.) более точнее указывает на то, что предок Крымшамхаловых происходил «из владений вышеуказанных Дагестанских Шамхалов»143Алиев У.Д. Карахалк. Ростов-на-Дону, 1927. С.58, т.е. справедливо отрицает «крымские корни» Крымшамхаловых.

Л.И.Лавров (1969 г.) прямо отмечает необоснованность «крымской версии, так как термин крым-шамхал – «дагестанского происхождения». Допуская, что один из крым-шамхалов бежал в Карачай из Кумыкии, он отмечает известные «случаи вражды между шамхалами и крым-шамхалами»144Лавров Л.И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в.// КЭС.–М., 1969.–т.4, С.88.

Родовитость предка Крымшамхаловых не должна вызывать сомнений, поскольку в условиях средневековья именно знатное происхождение выступало основой легитимности. Для того, чтобы стать правящим князем у народа необходимо было иметь такую основу не только в глазах этого народа, но и признание со стороны правящих домов соседних народов Северного Кавказа.

Впервые на это указал Н.Г.Петрусевич еще в 1872 г. Он также повторял «крымскую» версию, но отмечает два условия возвышения Крымшамхала. Застав междоусобицу на Баксане между Карчой и кабардинским князем Кази, «Крымшамхал вмешался в эту распрю в употреблял старания, чтобы примирить враждующих, что наконец в удалось ему». Именно после этого «Карча выдал за него свою дочь» и «завещал, чтобы главою в Карачаевском обществе был Крымшамхал». Это с одной стороны. А с другой, как далее совершенно логично отмечает Петрусевич, «конечно, одно это распоряжение старого Карча не могло бы иметь силы на долгое время, если бы Крымшамхал не принадлежал сам по происхождению, как показывает его имя, к одному из высших сословий (курсив мой, - Р.Х.)»145ЦА РСО-А, Ф.282, Оп.23, Д.71 ЛЛ.102-121.

Таким образом, еще полтора века назад Петрусевичем было указано на принадлежность Крымшамхала «к одному из высших сословий» именно в связи с его именем, являвшим собой титул одного крупнейших феодалов Северного Кавказа. Поэтому не имеют никакой информативной значимости записи многих последующих авторов, утверждавших, что Крымшамхал являлся лишь «переводчиком на переговорах» при между Карчой и Казием (М.Алейников), даже беглым «придворным служащим шамхала», присвоивший «себе звание своих князей» (У.Алиев) и т.п.

Во времена упомянутого в преданиях кабардинского князя Кази (уп. в 1569-1615 гг.146Карданов Ч.Э. Путь к России.–Нальчик: Эльбрус, 2001.–С.164-167) шамхалы являлись самыми сильными владетелями Северного Кавказа и именно в те годы зятьями шамхалов являлись могущественные иранские шахи (см. выше). И тогда, и в последующее столетие шамхалы были способны совершать походы в любой уголок Северного Кавказа, поэтому никакой самозваный «сородич шамхала», тем более из его беглых «придворных служащих», не смог бы утвердиться правящим князем Карачая. Это во-первых.

Во-вторых, карачаевские предания единодушно сообщают о связи Каншаубия Крымшамхалова (брат Эльбуздука и Гилястана, известных по русскому документу 1639-1640 г.) с Дагестаном, о выходе его дочерей за восточнокавказских владетелей и даже о переселении туда – в «логово» шамхала! – его самого147Подробнее см.: Асанов Ю.Н. Песня-поэма «Каншаубий» или «Плач княгини Гошаях». Нальчик: Эль-Фа, 1996.. Немыслимо, чтобы такое мог осуществить представитель самозваных «сородичей шамхала».

В-третьих, за самозваных «сородичей шамхала» никогда не стали бы выдавать своих дочерей князья других кавказских народов, которые прекрасно были осведомлены о знатности правителей своих соседей. А ведь, как отмечает тот же Н.Г.Петрусевич, «и прежде Крымшамхаловы женились и на дочерях Кабардинских Пши, и Сванетских Дадишкилиани и Ногайских мурз, и Абхазских Маршани»148ЦА РСО-А, Ф.282, Оп.23, Д.71 ЛЛ.102-121. Очевидно, уж кто-кто, а князья Кабарды и Ногая, сами давно и тесно связанные брачными и, нередко, кровными узами с Шамхальским домом, более чем достаточно ориентировались в родословии шамхалов.

И, наконец, в четвертых – и это самое главное – о кровном родстве с Шамхальским домом помнили сами Крымшамхаловы. Несколько лет спустя после составления упомянутой записки Петрусевича, его помощник и товарищ Григорий Петров в своем очерке «Верховья Кубани – Карачай» (1880 г.) прямо сообщает: «Теперешние члены этой фамилии /Крымшамхаловых, - Р.Х./ считают себя отраслями фамилий владетельных Шамхалов Тарковских Дагестанской области, и говорят, что какой-то из представителей Крымшамхаловых ездил в Тарки с подарками и желал получить документ на принадлежность к Шамхалам Тарковским»149Петров Г. Верховья Кубани–Карачай //Памятная книжка Кубанской области на 1880 год. Екаьеринодар,1880. С.127.

Совокупность приведенных обстоятельств подтверждает мысль Н.Г.Петрусевича об изначальной принадлежности предка Крымшамхаловых к «одному из высших сословий» Северного Кавказа, а конкретно – к Шамхальскому дому.


Примечания.
105 [↑ назад]Шамхалы Тарковские //ССКГ. Тифлис, 1868. Вып.1. С.53-54
106 [↑ назад]Шихсаидов А.Р. Дагестанская хроника «Тарих Дагестан» //Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник 1972.–М.,1977. С.90-97
107 [↑ назад]Гаджиев В.Г. Сочинение И. Гербера «Известия о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекой Курой народах и землях и их состоянии в 1728 г.».–М.,1979.–С.98-99; титул «падишах», который носил глава Афганистана до свержения монархии в 1973 г., переводился именно как «король».
108 [↑ назад]Алиев К.М. Шаухалы Тарковский. Страницы кумыкской родословной. М.,2008. С.40-41
109 [↑ назад]Там же
110 [↑ назад]Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963. С.98-99
111 [↑ назад]Там же С.44
112 [↑ назад]Там же С.181
113 [↑ назад]Чачба// Wikipedia
114 [↑ назад]Дьячков-Тарасов А. Н. Абхазия и Сухум в XIX столетии //Известия Кавказского отдела Императорского русского географического общества. Т. XX, № 2, 1909–1910 гг.
115 [↑ назад]Анчабадзе Георгий. О чем повествует летопись // ww.fes.ge/de/images/Fes_Files/meridian/Sept2009/page%20-4.pdf
116 [↑ назад]Инал-ипа Ш.Д. Страницы исторической этнографии абхазов. Сухуми,1971. С.235
117 [↑ назад]Баразбиев М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII–начале XX века.–Нальчик: Эльбрус, 2000. С.72
118 [↑ назад]Лоовы// Wikipedia
119 [↑ назад]Пфаф В. Б. Материалы по истории Осетии//ССКГ.–Тифлис, 1871.-Вып. V, С. 84
120 [↑ назад]Гутнов Ф.Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник.–Орд-жоникидзе: Ир, 1989. С.148
121 [↑ назад]Там же, С.125
122 [↑ назад]Иваненков Н.С. Горные чеченцы.–Владикавказ, 1910.–С.11-12
123 [↑ назад]Там же, С.10-11
124 [↑ назад]Там же, С.10
125 [↑ назад]Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование и тексты.–М .:Наука,1972. С.41-42
126 [↑ назад]Кудашев В. Исторические сведения о кабардинском народе.–Киев, 1913.–С.273; Дьячков-Тарасов А.Н. Абадзехи// Записки КОИРГО.–1902.–кн.XXII, ВЫП.4, С.9-12; Лавров Л.И. Этнография Кавказа.–Л.:Наука, 1982.–С.53
127 [↑ назад]Рейгенггс Я. Всеобщее историческое и топографическое описание Кавказа//Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков. Подг.В.М.Аталикова.–Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,2006.-С.234,235-236
128 [↑ назад]Паллас П.-С. Заметки о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793-1794 гг. //Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков. Подг.В.М.Аталикова.–Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,2006.–С.336
129 [↑ назад]Потоцкий Я. Путешествие по Астраханским степям и по Кавказу//Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков. Подг.В.М.Аталикова.–Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,2006.–С.378-379
130 [↑ назад]Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. Сост. Т.Х. Кумыков.–Нальчик:Эльбюрус, 1994.–С.92-96
131 [↑ назад]Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Сост.В.К. Гарданов, Г.Х. Мамбетов.–Нальчик:Эльбрус, 1978.–С.173-177
132 [↑ назад]Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа// Кавказский сборник.–Тифлис, 1900.–т.21, С.65-67
133 [↑ назад]Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом.–Нальчик:Эльбрус, 1990. С.106
134 [↑ назад]Сталь К.Ф. Этнографический очерк… С.65-67
135 [↑ назад]Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-начале ХХ века. М.:Наука, 1974. С.38
136 [↑ назад]Сикалиев (Шейхалиев) А.И.-М. Ногайский героический эпос.–Черкесск, 1994. С.297
137 [↑ назад]Большаков О.Г. История Халифата.–М.:Наука, 1989.–Т.1, С.45 (генеалогическая таблица)
138 [↑ назад]Цит по: Гаджиев В.Г. Сочинение И.Гербера «Известия о находящихся с западной стороной между Астраханью и рекой Курой народах и землях и их состоянии в 1728 г.». М.,1979. С.94-112
139 [↑ назад]Алейников М. Карачаевские предания //СМОМПК. Тифлис, 1888. Вып.3. С.167-168
140 [↑ назад]Кубанские областные ведомости.–Екатеринодар, 1899.-№266
141 [↑ назад]Дьячков-Тарасов А.Н. В горах Большого и Малого Карачая //СМОМПК, Тифлис, 1900. Вып. 28, С.43
142 [↑ назад]Миллер Б.Вс. Из области обычного права карачаевцев//Жур. «Этнографическое обозре-ние». М.,1902.№1. С.5
143 [↑ назад]Алиев У.Д. Карахалк. Ростов-на-Дону, 1927. С.58
144 [↑ назад]Лавров Л.И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в.// КЭС.–М., 1969.–т.4, С.88
145 [↑ назад]ЦА РСО-А, Ф.282, Оп.23, Д.71 ЛЛ.102-121
146 [↑ назад]Карданов Ч.Э. Путь к России.–Нальчик: Эльбрус, 2001.–С.164-167
147 [↑ назад]Подробнее см.: Асанов Ю.Н. Песня-поэма «Каншаубий» или «Плач княгини Гошаях». Нальчик: Эль-Фа, 1996.
148 [↑ назад]ЦА РСО-А, Ф.282, Оп.23, Д.71 ЛЛ.102-121
149 [↑ назад]Петров Г. Верховья Кубани–Карачай //Памятная книжка Кубанской области на 1880 год. Екаьеринодар,1880. С.127