Понедельник, 29.04.2024, 04:44

Карачаевцы и балкарцы

Ашатыргъа иш ахшы, ишлетирге аш ахшы.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VII

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Верхнекубанский календарь культуры на 2011 Год
Верхнекубанский календарь культуры на 2011 Год

130 лет просветителю И.Ш. Хубиеву

Он родился в семье Шогай-хаджи Хубиева в 1881 г. в селенье Картджурт Баталпашинского уезда.

После окончания Баталпашинской учительской семинарии долгие годы трудился на ниве народного просвещения: учителем Учкуланского 2-классного начального училища, зав. Джегутинским 1-классным народным училищем.

Публицистическую деятельность начал еще до революции. Ныне известны его статьи в газ. «Кубанские областные ведомости» (Екатеринодар, "Клич друзьям трезвости" /1907 г., № 186/, "Карачай" /1908 г., № 202/, "Несколько слов о современном просвещении народа" /1910 г., № 72/), а также в журнале "Мусульманин" (Париж, 1911 год, № 5, С. 202-204: "Несколько слов о Карачае").

Имеются данные, что Иммолат подготовил алфавит на основе кириллицы, о чем Ислам Хубиев (Карачайлы) пишет: «Аульный учитель Иммолат Хубиев долго работал над карача¬евским алфавитом, создал его, положив в его основу русский ал¬фавит, но азбука Хубиева так и осталась нереализованной, нена¬печатанной, неутвержденной и даже нерассмотренной по насто¬ящему никем».

Он также подготовил авторский вариант учебника по родному языку и книги для чтения в начальных классах. После свержения монархии вступил в партию левых эсеров /социал-революционеров/. Его однопартиец Г.Е.Пономаренко (1889-1948), бывший в 1918 г. военным комиссаром Баталпашинского отдела, пишет, что И.Ш.Хубиев в ту пору «выступал всегда с революционными речами». Делегат II-го съезда Советов Отрадненского /Баталпашинского/ отдела, прошедшего в станице Отрадной в апреле 1918 г., где избран членом и зав. отделом отдельского исполкома. Вместе с другими левыми эсерами (Р. Куатовым, Р.Вороновым, Н.Тоцким) был делегатом V-го Всероссийского съезда Советов в Москве (июль 1918 г.), где прямо указывал свою партийную принадлежность – «левый эсер». В 1918 г. – зав. культурно-просветительским подотделом Отдела горцев Кавказе (зав. Отделом – У.Д.Алиев) при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР.

По возвращении на родину в 1918 г. был арестован белогвардейцами, ему грозил расстрел, но был освобожден под залог, выданный представителями карачаевской элиты. В ноябре 1920 г. – делегат 1-го (учредительного) съезда Горской АССР, с 1921 г. – член Карачаевского окружного исполкома, с 1922 . – председатель Мало-Карачаевского окружного ревкома. С 1926 г. руководил (как председатель) сельскохозяйственным товариществом "Кызыл Малчы". Избирался членом правления Союза с.-х. Кооперации. В мае 1925 г. был принят в кандидаты в члены ВКП/б/, но 5.11.1928 г. был исключен решением пленума обкома партии по обвинению в экономических преступлениях (растратах).

В начале 1930-х гг. он работал директором северокавказского музея в Ростове-на-Дону. С 10 сентября 1934 г. – директор Карачаевского животноводческого техникума им.1 мая. Как отмечается в архивных документах, перед арестом в 1937 г. Иммолат являлся ответственным секретарем "Карачаевского областного комитета нового алфавита". Он работал и научным сотрудником Карачаевского НИИ.

Его приговорили к расстрелу решением «тройки» УНКВД по Орджоникидзевскому /Ставропольскому/ краю от 16 декабря 1937 г., по некоторым данным – умер в заключении. Реабилитирован посмертно постановлением Ставропольского краевого суда от 13.03.1957 г.