Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Онг къолунг женгиллик этсе,
Сол къолунг бла сабыр эт. Къоркъа-къоркъа, къой богъу болма, Тёзе-тёзе, къор-согъум болма. Кёбюне тёзсенг, азына да тёзерсе. Сабырынга таш байла. Бир тёзген - сабырды, Эки тёзген — къоркъакъды, Юч тёзген а — топуракъды. Тёзген тёш ашар. Сынап тёзген — башха, Сынып тёзген — башха. Если правая рука горячится, Придержи ее левой. Боясь и робея, не стань овечьим пометом, Сдерживаясь, не стань покорной жертвой. Выдержишь многое — выстоишь и в малом. К сдержанности привяжи еще и камень. Кто стерпел единожды — сдержан, Дважды — труслив, Трижды — прах. Терпеливый будет есть грудинку. Одно дело — терпеть, испытывая (обидчика), И другое — терпеть, сломившись. Одно из требований Кодекса к человеку - научиться владеть собой, преодолеть свою необузданность, вспыльчивость. Терпеливых людей ценят высоко, терпение рассматривается как один из видов мужества, стойкости в испытаниях. Оно должно быть большим, но не бесконечным. Бесконечное терпение вовсе не мужество, а признак трусости или даже ничтожества. Прощать обиду можно только один раз, оскорбление, нанесенное во второй раз, говорит о том, что обидчик не видит в тебе равного, не считает тебя способным защитить свою честь. Поэтому изречение о пожилом человеке, сумевшем, благодаря своей терпеливости, дожить до преклонных лет, имеет второй, иронический смысл - стоило ли терпеть все, унижения, оскорбления, никогда не идти на риск, ни с кем не вступать в конфликт даже в защиту справедливости, чтобы уже в старости получить столь ничтожную награду - грудинку на пиру (ее подавали самому пожилому)? Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 719
|
|
Всего комментариев: 0 | |