Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Аскер Хапчаев - 20 уроков по карачаево-балкарскому языку |
Прошедшее результативное время. Эта форма образуется по схеме: спрягаемая глагольная основа + -Б/-ЫБ/-ИБ/-УБ/-ЮБ + полные аффиксы лица: кет-ИБ-МЕ (я уехал, букв. пребываю уехавшим) кет-ИБ-БИЗ (мы уехали) аўру-Б-МА (я заболел, букв. пребываю заболевшим) аўру-Б-БУЗ (мы заболели) кет-ИБ-СЕ (ты уехал) кет-ИБ-СИЗ (вы уехали) аўру-Б-СА (ты заболел) аўру-Б-СУЗ (вы заболели) кет-ИБ-ДИ (он (она) уехал(а) кет-ИБ-ДИЛЕ (они уехали) аўру-Б-ДУ (он (она) заболел(а) аўру-Б-ДУЛА (они заболели) Формы отрицания, возвожности-невозможности неупотребительны, вопросительная форма образуется по обычной модели: кетибме-МИ? (уехал ли я?), аўрубМУса? (ты болен?). Наибольшее употребление имеет 3-ее л. ед. и мн.ч. Другие лица употребляются редко. Прошедшее результативное время образуется из ограниченного круга глаголов движения и состояния. Спецификой этой формы является то, что глаголы действия имеют значение прошедшего времени, а глаголы состояния - значение настоящего времени. Эта форма обозначает переход динамического действия в состояние, в статику: узакъгъа кетибди (находится далеко), т.е. уехал и в данный момент пребывает уехавшим; тизгиннге тюшюбдю (он находится в списке), т.е. является попавшим в список и таковым пребывает. Другое значение - действие достигло определенного развития, и теперь сохраняется достигнутый уровень, перейдя в состояние: бюгюн къобан къобубду "сегодня река разбушевалась" (и пребывает таковой); Аслан ачыўланыбды "Аслан рассердился" (и пребывает в этом состоянии). Сравнение прилагательных. В КБ четыре степени сравнения прилагательных: 1)положительная, 2)сравнительная, 3)превосходная, 4)интенсивная. 1)положительная степень является исходной и называет качество предметов, не сравнивая предмет с другими по степени этого качества. 2)сравнительная степень образуется морфологическим и синтаксическим способами. Морфологическим способом сравнительная степень образуется при помощи аффикса - (ы)ракъ : уллуракъ (больше), къараракъ (черноватый), узунуракъ (длиннее). Аффикс - (ы)ракъ выражает: 1)неполной меры качество: сыйдамыракъ (гладковатый), суўугъуракъ (холодноватый), ачыракъ (горьковатый); 2)указывает на уменьшение или незначительное увеличение или преобладание качества: сен менден джашыракъса (ты моложе меня), андан бу джарыгъыракъды (этот светлее, чем тот) 3)также данный аффикс выражает неполноту качества в наречиях: ол сенден теркирек келди (он пришел скорее тебя); мен акъырыныракъ атлайма (я шагаю медленнее). Синтаксический способ. Примеры: Нальчик Тырныауўздан уллуду (Нальчик больше Тырныауза), кюн айдан джарыкъды (солнце ярче луны). Из примеров видно. что в образовании данной формы сравнения участвуют три элемента: 1)первый объект сравнения ( Нальчик, кюн ); 2)второй объект сравнения ( Тырныауз, ай ); 3)прилагательное ( уллу, джарыкъ ), которое является сказуемым (см "Именное сказуемое" урок ХХ ). Для обозначения большего превосходства может использоваться усилительная частица да: джарлы джашчыкъ байладан да бай болду (бедный мальчик стал богаче даже богатых). Также может употребляться слово бираз (немного): бу китаб ол китабдан бираз къалынды (эта книга немного толще той книги). Аффикс - ракъ при синтаксическом способе образования сравнительной степени указывает на незначительное превосходство. Примеры: къар сютден акъды (снег белее молока)и къар сютден агъыракъды (снег чуть белее молока). NB! аКЪ - аГЪыракъ: вспомните переход глухих согласных в их звонкую форму при добавлении аффикса (см "Чередование согласных" Основного курса). 3)превосходная степень выражает высшую степень концентрации качества и передается посредством специальных усилительных слов (частиц и наречий): эм (самый): эм къыйын (самый трудный) чынг (самый): чынг терен (самый глубокий) бек (очень): бек иги (очень хороший) чексиз (беспредельно): чексиз чомарт (бесконечно щедрый) аман (очень): аман джити (очень острый), аман иги (очень хороший). 4)интенсивная форма образуется путем сокращения полного повтора: къап-къара (черный-черный), сап-сары (желтый-желтый), тюп-тюз (ровный-ровный), тёп-тёгерек (круглый-круглый). При образовании этой формы сравнения прилагательному предшествует его первый слог, к которому прибавляется - П: къара: первый слог къа- + -П + къара = къап-къара тёгерек: первый слог тё- + -П + тёгерек = тёп-тёгерек. Вместо -П может быть присоединено и -ППА: къаппа-къара (черный-черный), саппа-сары (желтый-желтый), тюппе-тюз (ровный-ровный), тёппе-тёгерек (круглый-круглый). Но! запомните: кём-кёк (синий-синий), чыммакъ (белый-белый) от чынг акъ (самый белый). Собирательные и дробные числительные. Собирательными называются числительные, показывающие группу лиц. они не могут указывать на группу других одушевленных или неодушевленных предметов. Собирательные числительные образуются от количественных (см урок 9 )прибавлением аффиксов -аў/-еў/-оў или -аўлан/-еўлен/-оўлан: биреў или биреўлен, ючеў или ючеўлен и т.д. Если количественное числительное оканчивается на гласную ( эки, алты, джети ), то при присоединении аффикса собирательных числительных эта гласная выпадает: экеў или экеўлен, алтаў или алтаўлан. Собирательные числительные в КБ не сочетаются с существительными или местоимениями, т.е. нельзя сказать экеў адам или тёртеўлен тиширыў. Собирательное числительное биреў, как и количественное бир, выполняет функции числительного и неопределенного члена: биреў (один человек), биреў (некто, какой-то человек); биреўлен (некто, кто-то, какой-то человек, один человек). Примеры: бу ишни биреў эталады (эту работу может сделать один человек); суўгъа биреўлен кетди, отуннга да экеўлен (за водой ушел один человек, а за дровами - двое); алайда биреўлен сюелиб турады (там (сейчас)кто-то стоит); биреўлен ишлеб, биреўлен да ашаб турургъа болмайды (так нельзя, чтобы кто-то работал, а кто-то ел). Дробные числительные образуются сочетанием двух количественных числительных, начиная со знаменателя. числительное, обозначающее знаменатель имеет форму исходного падежа (падежи см в уроке 15 ), а числитель форму основного падежа с аффиксом принадлежности 3-го л. ед.ч.: ючден бири (одна треть), сегизден ючю (три восьмых), ондан бири (одна десятая). Упражнения будут добавлены позже. ↑ Наверх ↑ | Содержание | Девятнадцатое занятие (Он тогъузунчу дерс). Прошедшее категорическое время на - ДЫ . Неопределенная форма глагола. Лично-возвратные местоимения. Глаголы кел и бар.
Категория: Аскер Хапчаев - 20 уроков по карачаево-балкарскому языку | Добавил: drxblack (24.04.2014)
|
Просмотров: 1296
|
|
Всего комментариев: 0 | |