Пятница, 19.04.2024, 23:17

Карачаевцы и балкарцы

Байны этеги джарлыны юйюн ояр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

144. ДЕБЕТ— НЕБЕСНЫЙ КУЗНЕЦ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

XII. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ С ЗЕМЛИ НАРТСКОГО ПЛЕМЕНИ

Осенью в оба месяца абустола1...оба месяца абустола.. — по народному календарю балкарцев и карачаевцев — это ноябрь (абустолну ал ары) и декабрь (абустолну арт айы). бывает звездопад. [Падающие звезды] — это искры, летящие от железа, которое кует нартский кузнец — пелиуан Дебет.

Были времена, когда на небе не было звезд. В те давние времена ночи были очень темны. Такие темные ночи называли «асууат кечеле»2...темные ночи называчи «асууат кечеле».— Сам сказитель говорит о том, что выражение «асууат кечеле» употреблялось в значении «очень темные ночи», когда «ни зги не видно».. В те века на земле жили сыны нартов, [они] охотились на львов и тигров, сражались с эмегенами, агач киши, алмасты. [Они] испытывали свою силу, ломая деревья, [круша] скалы, поднимая огромные камни.

Среди нартов пелиуаном слыл нарт по имени Дебет. Он понимал язык всего, что его окружало. Судя по рассказам, нарт Дебет, посоветовавшись с нартами,ушел в Карамурские горы* Там он собрал различные камни и стал руками разламывать и испытывать их, и, когда он сдавил один темный тяжелый блестящий камень, из него потекли железные капли. Тейри Солнца [помог] Дебету и сделал железные камни мягкими, как тесто.

Дебет вернулся обратно в страну нартов и поведал им об этом. После этого нарты по его велению собрали и принесли эти железные камни. Потом он выкопал яму и руками стал выжимать в нее железо из этих камней. Из этого железа смастерил он высокую наковальню, чтобы ковать железо, и один шар. Этот шар стал его молотом. [Увидев] двух змей, которые сплелись в поединке, он выковал щипцы [наподобие этих двух змей], для того чтобы держать [ими] железо. Из шкуры зубра он сделал мехи, разжег из угля сильный огонь. Он расплавил на огне камни, отделил от них железо и потом каждый день ковал для нартов мечи, стрелы для луков, секиры.

В день он делал [для нартского войска] по сто мечей. Их он закалял в роднике с красной водой, бьющем из горы. Этот родник назывался Бора шаудан.

Когда Дебет [начал] ковать железо, искры, сыпавшиеся [из-под его молота], взлетели в небо и превратились в звезды. И ночи асууат стали светлыми.

Говорят, что, когда Дебет снабдил нартов на земле всем, что им было нужно из железа, и у нартов не стало для него работы, он, сказав: «Я не смогу жить на земле без работы», — сделал железную арбу с крыльями, [сел на нее] и улетел на небо. Говорят, он и сейчас там живет и работает кузнецом у солнечных и небесных людей. На небе, как и на земле, он кует железо. Когда он кует железо, искры летят на землю — это мы называем звездопадом. Дебет не умер, [он] — небесный кузнец.


Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 15, балк. Исп. Масхут Шахмурзаев (р. 1887), с Яникой (КБР), 1974, зап. С. О. Шахмурзаев. Опубл.: МКХПЧ, с. 57—58.

Это одно из уникальных сказаний балкарцев и карачаевцев, посвященных нартскому кузнецу. Здесь появление звезд на небе и звездопад связаны с его именем.

1 [↑ назад]...оба месяца абустола.. — по народному календарю балкарцев и карачаевцев — это ноябрь (абустолну ал ары) и декабрь (абустолну арт айы).
2 [↑ назад]...темные ночи называчи «асууат кечеле».— Сам сказитель говорит о том, что выражение «асууат кечеле» употреблялось в значении «очень темные ночи», когда «ни зги не видно».
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (02.12.2014)
Просмотров: 1070 | Теги: 144. ДЕБЕТ— НЕБЕСНЫЙ КУЗНЕЦ

Всего комментариев: 0
avatar