Суббота, 20.04.2024, 05:18

Карачаевцы и балкарцы

Гырджынны кёб чайнасанг чий кёрюнюр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

125. АЧЕМЕЗ И ТЮКЛЕШ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IX. АЧЕМЕЗ, СЫН АЧЕЯ

Среди нартов был мужчина по имени Ачемей, сын Ачея1Данное сказание оригинально тем, что в нем, в отличие от других вариантов на этот сюжет, убийцей отца юного мстителя Ачемеза выступает не человек, а эмеген.. В той округе, где он жил, жил и один эмеген. Этого эмегена звали Тюклеш. Тюклеш часто делал набеги и угонял скот Ачемея, а Ачемей всегда настигал его и отбивал скот обратно. Однажды при очередном их столкновении Тюклеш убил Ачемея.

Прошло много времени после его гибели, маленький сын Ачемея Ачемез вырос и стал большим. Однажды он во время игры с детьми подрался со своими товарищами. И они сказали ему:

— Ты бы не с нами, а с убийцей своего отца подрался.

Когда опечаленный мальчик пришел домой, его мать спросила:

— Что [с тобой] случилось?

Мальчик рассказал ей то, что с ним случилось, и попросил сказать ему, кто убийца его отца. Когда мать обо всем ему поведала, он спросил:

— А не осталось ли от моего отца какое-нибудь оружие?

Мать ответила:

— Лук твоего отца с заржавевшими [стрелами] и белый конь твоего отца находятся в подземелье.

Ачемез очистил [от ржавчины] стрелы отца. Когда он вывел коня и почистил его, тот заговорил человеческим голосом:

— Я три раза поднимусь с тобой к небу и три раза опущусь на землю, если ты при этом не упадешь с меня, я буду для тебя [настоящим] конем, а ты для меня — [настоящим] всадником.

Конь три раза поднял юношу к небу и три раза опустил на землю, но Ачемез не свалился с коня, и конь стал [верно служить] ему.

Через некоторое время Тюклеш опять сделал набег и угнал табун коней. Ачемез сел на своего белого коня и нагнал Тюклеша, которого, [кроме его отца], никто до него не мог догнать. И тогда Тюклеш спросил:

— [Будем] стреляться или бороться?

— Как я буду бороться с тобой, таким огромным, как скала, давай стреляться.

Они оба поднялись на два [противоположных] кургана и начали метать [друг в друга стрелы]. Тюклеша стрелы не брали. Его смерть не от стрел была. Ачемез вонзил в Тюклеша так много стрел, что он весь был утыкан ими, но оставался жив. Стрела [же] Тюклеша попала в лоб Ачемеза, и Ачемез умер. Тюклеш привязал труп Ачемеза к хвосту своего коня и приволок его домой.

Жена Тюклеша спросила его:

— Откуда на тебе столько ран от стрел? Наверное, ты вел бой с большим войском?

На это Тюклеш сказал жене:

— Я и в глаза не видел большого войска, а эти раны мне нанес мальчик, у которого чуб как гвоздик, а ножки [тоненькие], подобно шилу. Не знаю, что это за существо, я не встречал такого человека, который бы мог так неистово сражаться.

— А куда ты дел труп мальчика? — спросила жена. о юп о =

Тюклеш ответил:

— Я приволок его, как собаку, вон валяется во дворе.

Его жена вышла во двор и поразилась, увидев прекрасный облик Ачемеза. Когда она подошла к нему и со словами: «Да чтоб постигла твоя участь того, кто убил такого прекрасного, как ты» — провела по его лицу [рукой], Ачемез тут же ожил. После того как он ожил, женщина сказала ему:

— Тюклеша можно убить только перочинным ножом, который находится в черном сундуке. Сейчас эмеген лег спать. Можешь делать с ним все, что захочешь.

Женщина вытащила из сундука перочинный нож и дала его Ачемезу. Он этим перочинным ножом перерезал Тюклешу горло. Когда он перерезал ему горло, ему на ногу попала капля крови эмегена. От этой капли крови у него до щиколотки отсохла нога. Но жена [эмегена] сделала снадобье и вылечила его. [После этого] Ачемез сказал ей:

— Я в долгу перед тобой за все то доброе, что ты мне сделала, — и женился на ней. Вот так Ачемез отомстил эмегену за смерть своего отца.


Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 12, балк. Исп. Исмаил Казиев (р. 1863), с. В. Жемтала (КРБ), 1959, зап. А. Ю. Бозиев.

1 [↑ назад]Данное сказание оригинально тем, что в нем, в отличие от других вариантов на этот сюжет, убийцей отца юного мстителя Ачемеза выступает не человек, а эмеген.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (02.12.2014)
Просмотров: 700 | Теги: 125. АЧЕМЕЗ И ТЮКЛЕШ

Всего комментариев: 0
avatar