Вторник, 16.04.2024, 22:41

Карачаевцы и балкарцы

Ана сыры - къызында, ата сыры-джашында.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

123. АЧЕМЕЗ, СЫН АЧЕЯ, И ТЮКЛЕСХАН
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IX. АЧЕМЕЗ, СЫН АЧЕЯ
Старший [у них] — Кобалбатыр,
Средний [у них] — Ачыбатыр,
Самый младший у них — Кичибатыр.
Они все трое, как один, богатыри!
5 Ой, однажды зимою, рано, затемно [еще], они поднялись и выехали в поход.
[В дороге] встретили одного человека.
Тут же схватили этого человека.
Когда узнали, кто [он [ и откуда,
Обрадовались: «Ой, как быстро Аллах послал нам добычу!»
10 Сбрили начисто ему усы [и] бороду.
Ой, [с собой] забрали и продали [его] ногайцу-табунщику.
Ой, оттуда [они] поскакали дальше и переправились через большую реку.
Переправившись через большую реку.
Встретили бесчисленный табун.
15 — Ой, Аллах, Аллах, чей же этот огромный табун? — спросили [табунщика].
— Ой, будьте здоровы, добро пожаловать, добрые люди! — ответил табунщик.
— Кому принадлежит этот огромный табун? — спрашивают опять.
— Это табун Тюклесхана, — ответил табунщик.
— Как хорошо, [он же] нам доводится родственником, — сказали, —
20 Мы поедем дальше, [а] наши кони устали, одолжи нам коней, — попфсили [они его].
— Ой, Аллах, Аллах, если бы каждому проезжающему
Я одалживал коней,
Я бы не пас этот огромный табун! — ответил он.
— А если не дашь, мы и сами сумеем взять! — сказали.
25 С шумом и криком они погнали этот огромный табун.
[Окружив его] с трех сторон, погнали они [его].
Ой, гнали [они], гнали и добрались до развилки трех дорог,
И каждый из них поехал своей дорогой.
[А тем временем] табунщик, плача-рыдая, к Тюклесхану побежал.
30 Тюклесхан оседлал своего шестиногого коня
И в погоню собрался.
Когда [он] примчался к развилке трех дорог,
— Куда так спешишь? — спросил [его] Ачыбатыр.
— Не знаю, кто угнал мой табун, — ответил Тюклесхан.
35 — [Его] погнали вон в ту сторону, — сказал и указал не ту дорогу, гойорят.
Тюклесхан скакал [по той дороге], пока не надоело, говорят.
Он обратно вернулся и сказал [Ачыбатыру]:
— Да обманет тебя Аллах, зачем [ты] обманул меня?!
— [A-а], вот в эту сторону погнали [табун], — сказал и опять показал не ту дорогу.
40 Пока не надоело, скакал и по этой [дороге]
И оттуда вернулся ни с чем.
— Да обманет тебя Аллах, да проклянет тебя Тейри, зачем ты обманываешь меня?! — воскликнул.
— А табун твой угнал я, — сказал Ачыбатыр.
— Что ж, выбирай, будем стреляться или бороться! — сказал [Тюклесхан].
45 — Разве мы женщины, чтобы бороться? — ответил [Ачыбатыр].
На двух курганах они встали, говорят,
И стали стрелять друг в друга.
[И] убил там Тюклесхан Ачыбатыра.
Потом погнался по третьей дороге.
50 И двух братьев Ачыбатыра Тюклесхан там настиг
И тут же обоих разом убил.
И погнал обратно свой табун.
Ачыбатыра родич — батыр Насран,
Чтобы отомстить за их смерть, собрал воинов и приехал [в аул братьев].
55 — Кто может сам — пусть присоединится [к нам],
Кто может — пусть придут вдвоем,
Кто может — пусть придут втроем,
А кто не может — пусть хоть погорюет [о них]!
[Воины] собрались, отправились [в путь].
60 Подъехали к одной могучей реке,
[Но] не смогли переправиться [через нее] и ходили по берегу вверх-вниз.
А жена Ачыбатыра осталась тяжелой.
Тяжелой осталась и сына родила.
Собрались [нарты] и дали ему имя.
65 Ачемезом, сыном Ачея, назвали, говорят.
Этот маленький батыр рос быстро, говорят.
Однажды, [когда] ему перевалило за двенадцать лет, говорят,
[Когда он] добро и зло стал уже различать,
[Он к своей] матери, плача-рыдая, пришел.
70 Мать его спросила:
—Ой, что случилось, почему [ты] плачешь, проголодался, что ли?
—Да, я немного голоден!
— Что будешь есть, что приготовить?
— Если бы пожарила кукурузу, я бы ее поел!
75 Пожарила она кукурузу и подала ему в тарелке.
— Подай [кукурузу] в руках, вырастивших меня!
Когда [горячую кукурузу мать] подала в руке, он [ее] руку крепко сжал.
Это очень обидело [его] мать.
— Ах, да не сбудутся твои мечты! — [сказала она].
80 — Ой, мать [моя], хочу спросить тебя об одном
И, пока не ответишь, не отпущу твою руку! — сказал [он].
— Да, если только я знаю, то отвечу!
— Был ли отец у меня или не было его?
— Почему же не было у тебя отца, был у тебя отец, но [он] умер.
85 — Если он был настоящим мужчиной,
[Разве у него] не было оружия и коня?
— Его конь и оружие находятся в подземелье, — ответила [его мать].
Ачемез отправился туда, где находился конь его отца.
[Он] вытащил увязшего по брюхо в навозе коня.
90 Забрал оружие, доспехи, седло, [другое] снаряжение.
Оседлав, вскочил на коня и поскакал вверх-вниз.
— Мать моя, ну, а дальше что мне делать? — спросил он.
И тогда мать рассказала [ему] о судьбе [его] отца и о воинах батыра Насрана.
Нахлобучил Ачемез башлык отца и отправился в путь [к Насрану].
95 Примчался к берегу той могучей реки, где стояло войско.
Ачемез подъехал близко к войску
И увидел, что оно мучается от голода.
Побродил [он] в лесу, настрелял много оленей,
Чтобы [мяса] хватило всему войску.
100 Когда предстал перед Насраном,
Батыр Насран долго смотрел на него и воскликнул:
— Ой, Аллах, Аллах, откуда ты взялся, чей ты сын?!
[А] этот мальчик спросил его так:
— Твоего родича как звали?
105 — Мой родич был Ачы, — ответил [Насран].
— А была ли у него жена?
— И жена у него была.
— Так вот, я — сын ее [и Ачы], — сказал.
Насран обрадовался, расцеловал, обласкал [его].
110 [После] Ачемез подъехал к пятидесяти воинам Тюклесхана, [стерегущим его табун],
И уничтожил их в отместку Тюклесхану за смерть своего отца.
[Потом] к бесчисленному табуну [Тюклесхана] подскакал
И табун этот начал угонять.
Он погнал табун к развилке трех дорог,
115 [А] мальчик-табунщик, рыдая, побежал к Тюклесхану.
— Ой, что случилось, что с тобой? — спросил Тюклесхан.
— Опять угнали твой табун! — ответил [табунщик].
— Так ведь я их всех уничтожил, кто же теперь смог угнать [табун]? — удивился он. —
Но сегодня такой день, когда я не выезжаю1Но сегодня такой день, когда я не выезжаю... — У балкарцев и карачаевцев каждый род имел свои счастливые и несчастливые дни недели. — сказал.
120 [На следующий день] он спозаранку оседлал [своего] шестиногого скакуна
И собрался в погоню.
Примчался к развилке трех дорог.
[А] Ачемез поджидал его там.
— Куда ты так мчишься? — спросил Ачемез, —
125 Это я угнал [твой] табун.
Хочешь — будем стреляться, хочешь — будем бороться, — предложил он.
— Будем стреляться! — сказал Тюклесхан. —
Мы не женщины, чтобы бороться!
[И они] начали стрелять друг в друга.
130 Долго они бились-сражались,
[И] решил Ачемез схитрить:
Притворился мертвым и распростерся на земле.
[Тогда] Тюклесхан погнал свой табун обратно, привязав мальчика к хвосту своего коня.
Приехал и бросил [его] во дворе, сам же лег [и] заснул.
135 Ой, когда он спал, ему приснилось, что мальчик ожил.
— Сходи-ка [туда и] посмотри! — сказал [он своей] жене.
[Она] пошла и увидела, что мальчик жив.
— Нет, нет, это [тебе] показалось!
Лежит он, оскалив зубы, — сказала жена.
140 Тюклесхана стрелы не брали.
Он мог погибнуть только от [своего] меча, говорят.
[Когда] в дверях комнаты появился мальчик,
Ой, Тюклесхан [в ужасе] вскочил:
— Жена, юноша ожил! — закричал [он).
145 [Ачемез] заметил у изголовья кровати меч.
Он подскочил и схватил этот меч
И немедля обезглавил Тюклесхана!
Тут же разрубил [его] и бросил в яму.
Погоняя табун, он вернулся к стану воинов.
150 Построил загоны и раздал коней воинам,
А оставшуюся часть отдал бию Насрану.

Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Балкарская фонотека, кас. № 93 п/1, балк. Звукозапись Р. К. Отаровой и Т. М. Хаджиевой с голоса Гитче Текаева (р. 1899), пос. Хасанья, 1981. Песню с магнитной ленты записал X. X. Малкондуев.

1 [↑ назад]Но сегодня такой день, когда я не выезжаю... — У балкарцев и карачаевцев каждый род имел свои счастливые и несчастливые дни недели.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (02.12.2014)
Просмотров: 591 | Теги: И ТЮКЛЕСХАН, 123. АЧЕМЕЗ, СЫН АЧЕЯ

Всего комментариев: 0
avatar