Пятница, 19.04.2024, 02:42

Карачаевцы и балкарцы

Джыланны башы эзилсе да, къуйругъу къымылдайды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

72. ДЕБЕТ И КАРАШАУАЙ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IV. ДЕБЕТ — АЛАУГАН — КАРАШАУАЙ

Дед Карашауая Дебет1В Нартиаде встреча Карашауая с дедом и испытание Карашауая Дебетом в кузнице зафиксированы только в балкаро-карачаевском эпосе. Из данного сказания мы публикуем только ту часть, ще повествуется о знакомстве Карашауая с Дебетом. был искусным кузнецом. Когда нарты видели мастерски сделанную вещь, [они] говорили: «Это сделано руками Дебета!» А если попадались плохо сделанные вещи, говорили: «Как жалко, что эта вещь миновала рук Дебета!», выражая тем самым свое недовольство. Еще говорят, что Дебет положил начало кузнечному делу.

В пору старости Дебета Карашауай был уже подростком, но он еще не был знаком с дедом. Желая испытать силу [внука], Дебет пригласил его однажды к себе. Карашауай пришел к Дебету в кузницу. Дебет дал ему в руки свой железный молот.

— На, ударь им по железу, что лежит на наковальне! Твой отец, Алауган, выковывал топор, дважды ударив этим молотом,— сказал.

К араш ауай взял молот и слегка ударил [им] по железу на наковальне.

— Ударь посильнее! — сказал Дебет.

Карашауай размахнулся и ударил. Молот вошел в наковальню, а наковальня вошла в землю. С потолка кузницы посыпалась копоть. Ручка молота обломилась и осталась в руках [Карашауая]. Дебет испугался и хотел выбежать из кузницы.

— Куда же [ты] бежишь? — спросил Карашауай.

— Неужели не видишь, кузница рушится,— ответил тот.

— Нет, кузница не рушится, это молот вошел в наковальню, а наковальня — в землю,— успокоил [его Карашауай].

[Тогда] Дебет возвратился [в кузницу] и ласково обнял Карашауая. Богатырская сила юноши пришлась ему по душе.

— Теперь я поверил, что ты — сын Алаугана и что из тебя выйдет нартский пелиуан и ты прославишь наш род,— сказал.

В это время телом с курган деу Алауган подошел к ним, чтобы узнать мнение Дебета о сыне, и спросил:

— Ну что, отец, как считаешь, справился этот юноша с твоим поручением?

— О том, как он справился, спроси у молота и наковальни. Одно сломал, другое вогнал в землю, а меня так напугал, что я чуть не выбежал из кузницы! — сказал тот, глядя на мальчика.— Если ты сумеешь быть достойным отцом, то он будет достойным тебе сыном,— добавил он.

Довольный Алауган улыбнулся и спросил сына:

— Ты зачем так сделал?

— Сам не знаю. Сначала я ударил слегка. «Ударь посильнее», — потребовал [Дебет]. А когда я, чтобы угодить ему, ударил [посильнее], молот врезался в наковальню, наковальня вошла в землю, а рукоять молота осталась у меня в руках,— ответил Карашауай.

— Ай, хомух! Впредь ударяй осторожнее. Они нам еще будут нужны.

— Вот ты и познакомился со своим дедом, теперь ступай домой,— сказал [Алауган] и отправил [Карашауая к себе].


Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 7, балк. Исп. Махараев, с. В. Чегем (КБР), 1965, зап. С. О. Шахмурзаев. Опубл.: Нартла, с. 148— 150; ДЗЕД, с. 101— 102.

1 [↑ назад]В Нартиаде встреча Карашауая с дедом и испытание Карашауая Дебетом в кузнице зафиксированы только в балкаро-карачаевском эпосе. Из данного сказания мы публикуем только ту часть, ще повествуется о знакомстве Карашауая с Дебетом.

Варианты: « М а т ь К а р а ш а у а я б ы л а в е л и к а н ш е й » . Архив КБНИИФЭ. Ф: ф. 13, on. 1, д. 7, балк. Исп. Сахай Холамханов (р. 1900), с. Бызынгы (КБР), 1959, зап. С. О. Шахмурзаев; « К а р а ш а у а й и Д е б е т » . Там же, балк. Исп. Махмут Башиев (р. 1883), с. Бабугент (КБР), 1965, зап. С. Б. Настаев; «Ш а у а й и Г е м у д а - а л а ш а » . Там же, балк. Исп. Исмаил Исхакович Казиев (р. 1883), с. В. Жемтала (КБР), 1958, зап. А. Бозиев.

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (28.11.2014)
Просмотров: 704 | Теги: 72. ДЕБЕТ И КАРАШАУАЙ

Всего комментариев: 0
avatar