Пятница, 19.04.2024, 09:02

Карачаевцы и балкарцы

Къоркъакъны сылтаўу къойнунда, башын сакълар оюмда.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

69. РОЖДЕНИЕ ШАУАЯ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IV. ДЕБЕТ — АЛАУГАН — КАРАШАУАЙ
В древние времена [жили] нарты, [они] настоящими героями были,
[Говорят], Алауган без жены состарился.

Все его жены умирали.
Дети на улице, в альчики играя,
5 [Поссорившись]: «Чтоб тебе, как Алаугану, без жены состариться!» — сказали.

Алауган, услышав это, повернулся и ушел,
Сказав: «Какой это позор для меня!»

Алауган вернулся домой и в путь собрался,
Набросил на Гемуду ослиный потник, сверху ослиное седло положил.

10 Алауган поехал искать себе жену.
[В пути увидел] эмегеншу, которая, закинув груди за спину, трещины земли зашивала

Иголкой с бревно и нитками-жантау1...жантау.— Широкие ремни из шкур быка или коровы для привязывания различных грузов..
[Он] тихо подкрался и [губами [ ее груди коснулся.

Эмегенша обернулась и, увидев его, сказала:
15 — Эх, ты стал моим сыном,
А так каким лакомым кусочком был бы для меня!

Чего ты бродишь? — спросила [она].
— Я ищу себе жену,— ответил [Алауган].

Эмегенша: «У меня есть жемчужнозубая, тонкостанная дочь,
20 Женись на ней»,— сказав, [Алаугана] к себе домой повела.
Придя, его прямо к дочери подвела.

[А дочь ее] на пороге стояла.
— Прячься, бесстыжая, я тебе жениха веду2Прячься... я тебе жениха веду.— См. примеч. 1 к тексту 63.! — крикнула эмегенша.

Девушка, чтобы спрятаться от него, в дом заскочила,
25 Плечом задев, притолоку сорвала.

Ее зубы [широки и длинны], словно дверные доски3Двери в саклях обычно были двустворчатыми, причем каждая половина двери делалась из цельной (чаще чинаровой) доски.,
Талия ее, как бревно, [толстая].

Алауган, женившись на эмегенше, домой собрался,
Посадив ее на коня впереди себя, в страну нартов привез.

30 Эмегенша [Алаугану] много детей родила,
Но всех до одного проглотила.

Однажды Алауган [пришел] печальным.
— Чем ты опечален? — спросила жена.

— Тем, что ты рожаешь не так, как наши женщины,— ответил [он].
35 — А как у вас рожают женщины?

— Наши женщины, поставив на очаг таз, на крышу сакли взбираются.
[Потом] из дымоходного отверстия [в него] рожают.

[Когда] подошло время эмегенше рожать,
Она взобралась [на саклю] и на дымоход села.

40 Уходя [же, она на очаг] таз поставила.
[А] Алауган тем временем щенка подготовил.
Эмегенша родила, ребенок через дымоходное отверстие [в очаг] упал.

Алауган [тут же] щенка в таз подбросил и, ребенка забрав, ушел.
Выкрал ребенка и в расщелине ледника его спрятал,
45 Сделав так, чтобы в его рот капала [талая] вода.

Через некоторое время пришел посмотреть, [что с ним].
Увидел, что мальчик стал большим и, настреляв из лука диких животных,
Питается их [мясом].

Взяв мальчика, он к себе домой пришел.
50 Жена его, [делая вид], что хочет [мальчика] подержать, схватила [его].

[Когда] она хотела его проглотить,
Он горло ей сдавил.

Она тут же мальчика изо рта вытащила
И больше [никогда] не трогала [его].

Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 7, балк. Исп. Дауут Малкондуев, с. Яникой, 1958, зап. С. А. Отаров.

1 [↑ назад]...жантау.— Широкие ремни из шкур быка или коровы для привязывания различных грузов.
2 [↑ назад]Прячься... я тебе жениха веду.— См. примеч. 1 к тексту 63.
3 [↑ назад]Двери в саклях обычно были двустворчатыми, причем каждая половина двери делалась из цельной (чаще чинаровой) доски.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (28.11.2014)
Просмотров: 523 | Теги: 69. РОЖДЕНИЕ ШАУАЯ

Всего комментариев: 0
avatar