Среда, 24.04.2024, 07:51

Карачаевцы и балкарцы

Билим азны аўузунда кирит.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

28. КАК САТАНАЙ ОБМАНУЛА ЁРЮЗМЕКА
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ
Тот, кого Ёрюзмеком звали, узденем был, говорят,
[Он] много трудностей испытал, говорят.

На нем волчья шуба нараспашку, говорят,
Его усы подобны курпею, говорят.

5 [Однажды] батыр Ёрюзмек на своем Колане, говорят,
Ехал по большой степи, говорят.
В этой большой степи он огни костров увидел, говорят.

— Я не знаю, чтобы здесь жили люди.
Подъеду-ка я туда

10 И узнаю, кто они такие,
Посмотрю, что они [там] делают,— сказал.

Домчался Ёрюзмек до этих костров, говорят.
«Чтоб вам сгинуть! Оказывается, это кривоногие,
Я, [кажется], на той шайтанов попал»,— подумал он, говорят.

15 — Да будут удачными ваши дела, негодные!
— Спасибо, добро пожаловать, Ёрюзмек!

На тебе желпегей1... желпегей.— Букв, «то, что внакидку (нараспашку)». Шайтаны до того боятся волков, что даже волчью шубу Ерюзмека табуируют. если его в стороне не оставишь,
Ты нас здесь не найдешь,— сказали [шайтаны].

— Чтоб вам, негодным, сгинуть! Что может [вам] сделать волчья шуба? — сказав,
20 Сбросил с себя шубу и в круг танцующих вступил, говорят.

«Направо» скажут — в правую сторону танцует, говорят,
«Налево» скажут — в левую сторону танцует, говорят.

Ёрюзмек на празднике шайтанов веселится, говорят,
Ему их гармонистка приглянулась, говорят.

25 — Ну, а теперь та, которую ты выбрал,— твоя,— сказали [шайтаны],—
Забирай ее с собой,— сказали.

— Я ничего не делаю, не посоветовавшись с Сатанай,
Съезжу [к ней [ и вернусь, получив ее благословение,— сказал [Ёрюзмек].

— [Хорошо], мы тебя будем ждать до рассвета,
30 Если не вернешься к этому времени — нас здесь не найдешь,— сказали шайтаны.

Ерюзмек к обур Сатанай отправился, говорят.
Жена Ёрюзмека, куртха Сатанай, говорят,
Быстро двери ему открыла, говорят.

— Я в дом заходить не стану,— сказал [Ёрюзмек],—
35 Мне только надо у тебя что-то спросить, послушай меня.

А обур Сатанай обо всем уже ведала, говорят,
Она заставила Ёрюзмека в дом войти, говорят.

Чтобы обмануть его, обур Сатанай, говорят,
Создала за окном звездное небо, говорят.

40 А сама до рассвета, говорят,
Кормила и поила Ёрюзмека, развлекала [его], говорят.

Ёрюзмек [удивлялся]: «Какая длинная ночь!», на окно поглядывал, говорят.
Когда же наружу вышел, увидел, что рассвет давно наступил, говорят.

Опечалившись, [он] в дом нсрнулся, говорят,
45 Своей обур жене так сказал, говорят:

— Из-за тебя я такой красавицы лишился,— сказал,—
А теперь возьми с собой что хочешь и уходи в свой [родительский] дом,— сказал.

— Хорошо, я уйду,— согласилась Сатанай,—
Однако позволь мне собрать родственников и друзей,
50 Я хочу уйти, получив их благословение,— сказала, говорят.

Сатанай много бузы и пива приготовила, говорят,
Всех нартских жителей собрала, говорят.

Во время угощения, говорят,
Она [напоила] и усыпила Ёрюзмека, говорят.

55 Потом [попросила] в арбу его положить, говорят,
И поехала, забрав его с собой, говорят.

В дороге он проснулся, говорят.
— Эй, куртха Сатанай, что это такое?
Ты куда меня везешь? — спросил удивленно, говорят.

60 — Ведь ты велел: «Возьми что хочешь и уходи!» —
А для меня нет ничего дороже тебя,
Вот я и еду, с собой забрав тебя,— ответила [Сатанай].

— Возвращайся, возвращайся, победа твоя,— сказал Ёрюзмек,—
Я же больше не допущу глупости такой.

Примечания.
Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 5, балк. Исп. Дауут Малкондуев, с. Яникой (КБР), 1958, зап. С. А. Отаров. Опубл.: МКХПЧ, 38—40.
1 [↑ назад]... желпегей.— Букв, «то, что внакидку (нараспашку)». Шайтаны до того боятся волков, что даже волчью шубу Ерюзмека табуируют.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (27.11.2014)

Всего комментариев: 0
avatar