Пятница, 29.03.2024, 15:24

Карачаевцы и балкарцы

Сёлешгеннге - кюмюш, тынгылаганнга - алтын.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

26. ЁРЮЗМЕК И ДЖИННЫ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ
Нартов сын батыр Ёрюзмек, говорят,
Нартов сын Ёрюзмек, говорят.

Ёрюзмек был главой нартов, говорят,
Ёрюзмек был главой нартов, говорят.

5 Ёрюзмек в детстве много бед испытал, говорят,
Много бед испытал, говорят.

Ёрюзмек в дорогу отправился, говорят.
К Мал-Хушту он поехал, говорят.

Он долго скакал, говорят,
10 И до высоких гор доскакал, говорят.

С высоких гор, ой, он посмотрел,
И в большой долине свет костров увидел, говорят.

— И поехать нельзя,
И не поехать нельзя,— сказал.—

15 Если поеду — голову потеряю,
Если не поеду — честь [нарта] потеряю,— сказал.—

[Ведь] я на правой лопатке кач имею,— сказал,—
Я [ведь] дал клятву не проезжать мимо
Вот таких неведомых мне мест,— сказал.

20 Он помчался, говорят,
И до этих костров доскакал, говорят,
В этой большой долине большой той увидел, говорят.

— Как это не завернул бы [сюда] тот, кого Ёрюзмеком зовут? — сказали [джинны].
— Едет тот, кого Ёрюзмеком зовут! — сказали.

25 Его густые брови, словно курпей, говорят,
На нем волчья шуба внакидку, говорят.

— Привяжите коня Ёрюзмека! — сказали,
— Привяжем коня Ёрюзмека! — ответили.

— Я своего коня сам привяжу,— сказал [Ёрюзмек],—
30 И сам выберу девушку, [с которой буду танцевать],— сказал.

Он сам привязал своего коня, говорят,
[И среди девушек] сам дочь падишаха джиннов нашел, говорят.

В одной большой долине с ней остался, говорят,
С ней играл-смеялся, говорят.

35 Все там сели, и застолье началось, говорят,
[Потом] все песни пели, говорят.
После все в голлу1Г о л л у — название обряда и круговой песни-пляски в честь балкаро-карачаевского языческого божества Галлу. Со временем этот обряд и танец утратили свое первоначальное значение, и голлу стали исполнять во время свадеб и на других празднествах. кружились, говорят,

После этого Ёрюзмек пошел к своему коню, говорят,
Потуже затянул ему подпруги, говорят.

40 На коня он вскочил, говорят,
И к танцующим очень близко подъехал, говорят.

Схватив дочь падишаха, говорят,
На своего коня закинул и поскакал, говорят.

На своем коне ее в нартскую страну привез, говорят,
45 Постеснявшись везти ее домой, в лесной пещере [с ней] жил, [говорят].

Обур Сатанай ведала про это, говорят,
Обернувшись белой оленухой, она в лес пришла, говорят.

Ёрюзмек долго ее преследовал и устал, говорят,
Ему спать захотелось, на ногах он еле держался, говорят,
50 Он упал и уснул в темном лесу, говорят.

А обур Сатанай туда на арбе подъехала, говорят,
Положила его в арбу и увезла [с собой], говорят.

Примечания.
Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 5, балк. Исп. Мазан Уянов, с. Кичмалка (КБР), 1965, зап. С. Шахмурзаев. 1 [↑ назад]Г о л л у — название обряда и круговой песни-пляски в честь балкаро-карачаевского языческого божества Галлу. Со временем этот обряд и танец утратили свое первоначальное значение, и голлу стали исполнять во время свадеб и на других празднествах.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (27.11.2014)
Просмотров: 533 | Теги: 26. ЁРЮЗМЕК И ДЖИННЫ

Всего комментариев: 0
avatar