Четверг, 25.04.2024, 10:25

Карачаевцы и балкарцы

Билеги кючлю бирни джыгъар, билими кючлю мингни джыгъар.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

23. КАК САТАНАЙ ПОБЕДИЛА ВОЙСКО ТЕМИР-КАПУ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ

Сатанай была женой нарта Ёрюзмека. Она была красивейшей из красивых, умнейшей из умных, мастерицей на все руки. Говорят, что ее воспитала главная вещунья нартской страны — женщина по имени Тохана.

До Сатанай женщины страны нартов не умели кроить и шить. Кроме того, нарты [раньше] ели мясо, пожарив его на костре. Сатанай [же] сделала казан и научила [их] варить мясо. Нарты ели [кукурузу, пшеницу, просо] в зернах, а она научила [их] молоть муку на ручной мельнице и выпекать хлеб.

Не было дня, чтобы Сатанай не научила [жителей] страны нартов чему-нибудь новому. Так, однажды, [говорят], Сатанай сделала ткацкий станок, [а также] веретено, шерстобитный лучок, чесалку и научила нартских женщин [обрабатывать шерсть].

Обур Сатанай знала язык [всех] трав, растений, деревьев, растущих на земле. Поэтому [она] делала [различные] лекарства из трав [и лечила] нартов. Она [даже] нашла растение, съев которое человек стал бы бессмертным, но она, говорят, не съела его сама и не дала [его] съесть никому из людей.

Однажды поздно вечером в страну нартов пришла недобрая весть. А Сатанай [уже] ведала об этом. Но никто [из нартов] не пришел и не попросил у нее совета, как быть.

Сатанай знала, что у нартского войска провизии достаточно, а мечей и луков маловато. А то, что [у них] с одеждой еще хуже, [она тоже] знала.

Еще больше рассердившись из-за того, что Ёрюзмек не пришел и ничего ей [об этом] не сказал, она побежала к мастеру Дебету, который расплавлял железо, словно лёд и масло, и велела ему за одну ночь и один день сделать тысячу мечей, тысячу луков и двадцать тысяч стрел. «Только закали эти стрелы ядом»,— сказала [она Дебету]. «Но я не знаю, что такое яд»,— ответил Дебет. «Ну, тогда я сама найду яд, [а ты] не закаляй свое оружие, пока я не принесу его»,— сказала Сатанай и поспешила на большую равнину.

На широкой равнине она собрала ядовитые травы и выжала из них сок. Оттуда пошла к камышовому озеру, [что было] возле моря, поймала ядовитых змей, задушив [их], выдавила из них яд. Принесла яд и отдала кузнецу Дебету.

Дебет закалил выкованные мечи и стрелы в этом яде. Он сделал так, что даже от небольшой раны, нанесенной этими стрелами и мечами, человек должен был опухнуть, посинеть и умереть. То, что заказала Сатанай, Дебет изготовил за одну ночь и день.

Приготовив [оружие], Сатанай села шить одежду для [нартского] войска. За один день и одну ночь она сшила одежду для десяти тысяч воинов. [Потом] она понесла и раздала воинам Ёрюзмека [оружие и одежду].

Чтобы узнать, где Ёрюзмек, [Сатанай] вытащила из черного сундука жек *, который достался ей от ее приемной матери — вещей колдуньи Тоханы. Положила его на землю и посмотрела в него. Увидела, что на востоке войско Темир-Капу выступило в поход [против нартов]. Тогда она повернула жек [в сторону] степей, [но] и там не увидела Ёрюзмека. И когда [она] стала смотреть, повернув его в горы, увидела, что он больной лежит в одной пещере. Увидев, что он беспомощен, послала [за ним] старшего сына. Старший сын на ветрокрылом коне [тотчас] доставил отца [домой]. Сатанай приготовила из целебных трав снадобья и, сказав: «Не выходи из дому, пока я не вернусь. Я сама поведу войско», оделась, взяла [оружие] и села на коня Ёрюзмека. Она приняла облик Ёрюзмека, крикнула в быргы * и собрала [нартское] войско. Потом сказала воинам:

— С востока на нас идет войско Темир-Капу. Если вы — настоящие сыны нартов, не пустите их в страну нартов! — и двинулась [с войском] навстречу врагу.

Сатанай, доехав со своим войском до реки Хазна, остановилась там на отдых. После повела войско дальше и остановилась на берегу реки Аргын.

На рассвете, перед восходом солнца, появилось войско Темир-Капу. Это были эмегены с шестами длиной в десять саженей. Они расщепили их концы и, вложив туда острые камни, превратили эти шесты в орудия для метания камней. На спине [у каждого из них] был кожаный мешок, набитый камнями. Они шли, распространяя [вокруг] зловоние, выпучив свой единственный глаз на лбу.

Увидев нартское войско, [эмегены] издалека начали метать из своих шестов камни, которые посыпались на нартов, словно каменный дождь. Нартское войско было в смятении: сколько [они] ни стреляли [в эмегенов] из луков, их стрелы [даже] не долетали до [врагов]. Тогда Сатанай приказала:

— Все, кроме отряда, который останется со мной, отступайте и соберитесь на берегу реки Хазна!

Нартские батыры отступили, Сатанай же вместе с оставшимися с ней воинами въехала в ущелье, покрытое лесом, и приказала разжечь костры и повесить над ними сто котлов. Когда в этих котлах сварили мясо и другую еду, велела положить туда ядовитые коренья.

[Увидев издали эмегенов, Сатанай и нарты], чтобы обмануть их, стали делать вид, будто собираются сражаться с ними. Когда же эмегены приблизились к ним, они поскакали к берегу Хазны и присоединились к [своим] товарищам.

Войско Темир-Капу, [состоявшее] из эмегенов, увидев кипящие котлы, обрадовалось, что нашло пищу, и, забыв о войне, съело [все] и погибло.

Идущее за [эмегенами] войско Темир-Капу, [состоявшее уже] из людей, увидев погибшее войско эмегенов, остановилось, не решаясь вступать в борьбу с нартским войском. [И] в то время, когда они спорили между собой, Сатанай [посмотрела] в жек и поняла, что войско Темир-Капу боится [их]. Сатанай обо всем поведала воинам, и они бросились вслед [убегающему войску Темир- Капу]. Они долго преследовали его, пока не настигли.

Половину войска [они] уничтожили своим отравленным оружием, а оставшуюся половину взяли в плен, забрали все их награбленное добро и благополучно вернулись в страну нартов.


Примечания.
Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 5, балк. Исп. Мухаммат Махараев, сел. В. Чегем (КБР), 1959, зап. С. О. Шахмурзаев. Опубл.: МКХПЧ, с. 42—44.
Данное сказание в Нартиаде зафиксировано только в балкаро-карачаевской среде.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (27.11.2014)

Всего комментариев: 0
avatar