Пятница, 19.04.2024, 22:23

Карачаевцы и балкарцы

Эл юрсе, джел болур, эл тюкюрсе кёл болур.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

18. ЁРЮЗМЕК И ЕГО ВОЛЧЬЯ ШУБА
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ

В одной нартской семье было пять братьев — Ёрюзбий, Эльбуздук, Таубий, Тауас, Карашауай. Они были сыновьями Алаугана1Это нетипично. Традиционно Алауган имеет единственного сына — Карашауая.. Здесь между Ынчытты и Ылгыбасом, на горе Кёрюк, говорят, [и сейчас] лежит ручная мельница Кара- шауая. Эти пять братьев враждовали с Ёрюзмеком. Они, чтобы убить его, так решили: «Давайте устроим той, пригласим Ёрюзмека, напоим его и убьем». По обычаю, его на той должен был пригласить старший из братьев — Ёрюзбий, но он был глухонемым, поэтому вместе с ним пошел и Карашауай, и они пригласили [Ёрюзмека на той].

В назначенный день устроили большой той. Ёрюзмек тоже приехал [туда]. Въехав во двор, он спешился и сам привязал своего коня. Ёрюзмека пригласили за стол. [Все] начали пить, есть, петь песни. А Ёрюзмек был очень искусным певцом. [Ёрюзмек за стол] сел, не сняв свою волчью шубу. Эта шуба [обладала таким свойством]: она давала ему знать обо всех [вражьих] кознях. И в этот раз она дала ему понять, что нарты задумали убить его2Постоянный атрибут Ёрюзмека — волчья шуба, которую он носит внакидку, только в данном сказании наделена волшебными свойствами. В нартском эпосе балкарцев и карачаевцев традиционно функция помощницы, советчицы и провидицы во всех делах Ёрюзмека принадлежит Сатанай.. Но Ёрюзмек, ничего не говоря, [выжидал, чем все закончится], а сыру, которую ему преподносили, он [незаметно] сливал в свой рукав3Во всех остальных вариантах сказаний на сюжет «пир с западней» Ёрюзмек питье сливает в трубочку, вставленную Сатанай в его горло..

Спустя некоторое время он предложил нартам: «Давайте теперь устроим конские игры».

[Пошли] и привели его коня. [А до этого], во время тоя, Ёрюзбий пошел и надрезал подпруги его коня так, чтобы они чуть-чуть держались. Ёрюзмек вскочил на своего коня и в начале игры осторожно [поскакал]. А когда его волчья шуба своими рукавами стала придерживать надрезанные места подпруги, он стал вовсю скакать вверх-вниз, туда-сюда и показал всем великолепную игру на своем коне. При этом комья земли, вылетавшие из-под копыт его коня, [были настолько велики], что испугали людей4Имеется в виду, что они боялись, как бы эти комья не упали на них.. И тогда нарты, эти пять братьев, поняли, что они ничего не смогут с ним поделать.


Примечания.
Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 5, балк. Исп. Локман Мокаев (р. 1884), с. Бабугент (КБР), 1972, зап. А. М. Теппеев.
1 [↑ назад]Это нетипично. Традиционно Алауган имеет единственного сына — Карашауая.
2 [↑ назад]Постоянный атрибут Ёрюзмека — волчья шуба, которую он носит внакидку, только в данном сказании наделена волшебными свойствами. В нартском эпосе балкарцев и карачаевцев традиционно функция помощницы, советчицы и провидицы во всех делах Ёрюзмека принадлежит Сатанай.
3 [↑ назад]Во всех остальных вариантах сказаний на сюжет «пир с западней» Ёрюзмек питье сливает в трубочку, вставленную Сатанай в его горло.
4 [↑ назад]Имеется в виду, что они боялись, как бы эти комья не упали на них.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (27.11.2014)
Просмотров: 657 | Теги: 18. ЁРЮЗМЕК И ЕГО ВОЛЧЬЯ ШУБА

Всего комментариев: 0
avatar