Вторник, 16.04.2024, 14:46

Карачаевцы и балкарцы

Ит да кеси джеринде арслан кибикди.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

12. ЁРЮЗМЕК И ВЕДУНЬИ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ

В древние времена был человек по имени Фук, который властвовал над нартами. Все его алгыши* и каргышы* сбывались, и поэтому нарты повиновались ему и платили ему дань.

Со временем нарт Ёрюзмек вступил с ним в борьбу. И когда он начал притеснять Фука, тот, поняв, что его дела плохи, проклял нартов и улетел на небо.

После того как он улетел на небо, на земле нартов женщины перестали рожать, жеребцы перестали ржать, быки перестали мычать, пашни перестали колоситься, затихли лягушачьи озера, ягнята и козлята перестали блеять.

Нарты и ведуньи собрались и решили: чтобы на земле люди не погибли [от голода], надо постараться как-нибудь вернуть Рыжего Фука в страну нартов и опять жить, преклоняясь перед ним.

А одна очень старая, беззубая, полуслепая ведунья,так сказала:

— Нарт Ёрюзмек победит краснобородого Рыжего Фука, если он заимеет перстень Фука с девятью печатками и если Дебет изготовит ему меч из осколков звезды, упавшей [с неба] в прошлом. И еще — если он, убив девять рысей, стерегущих небесную крепость Рыжего Фука, сделает из их шкур шубу и наденет ее на себя1Этнографический и фольклорный материал, которым мы располагаем, дает нам основание говорить о том, что у предков балкарцев и карачаевцев рысь относилась к почитаемым диким зверям. Ее функции амбивалентны: она выступает и как носитель доброго начала (так, ее когти служили оберегом от нечистой силы) и как существо, связанное с потусторонним миром (например, если человек долго и мучительно умирал, перед его глазами махали рысьей лапой), а в охотничьей обрядовой поэзии рысь выступает одним из врагов Апсаты (вероятно, это связано с тем, что она часто нападает на оленей, ланей, диких коз и т.д., покровителем которых и является Апсаты)..

На небе крепость Фука охраняли девять волков и девять рысей. Когда Ёрюзмек приземлился во дворе небесной крепости Рыжего Фука2...приземлился во дворе небесной крепости...— Здесь сказителем пропущен эпизод о том, как Ёрюзмека из пушки выстрелили в небо — традиционный для всех вариантов сказаний на сюжет о борьбе Ёрюзмека с Фуком., он снес головы девяти рысям. Быстро содрал их шкуры и опоясался ими. А волков он не тронул, и волки его не тронули3А волков он не тронул, и волки его не тронули.— Это еще один реликт почитания предками балкарцев и карачаевцев волка. Согласно же вариантам сказаний о рождении Ёрюзмека, он вскормлен молоком волчицы. В эпосе постоянный атрибут Ёрюзмека — волчья шуба..

Потом [Ёрюзмек] вошел в чудесную комнату Фука и так ему сказал:

— На земле реки высохли, голод наступил,
Я к тебе от имени страны нартов пришел.
Все нарты убедились в твоем могуществе,
Мы все желаем поклоняться тебе.

Фук в ответ произнес много страшных проклятий и, распустив свои крылья, [собрался улететь]4Спецификой данного сказания является то, что здесь Фук сам имеет орлиные крылья.. Тогда Ёрюзмек вытащил свой меч, и между ними начался бой. Меч Фука очень быстро поломался. И тогда Фук схватил [голыми] руками меч Ёрюзмека и переломил его. Сын нартов все равно одолел Рыжего Фука, но убивать его не стал. Зацепившись за его крылья, он спустился вместе с ним на землю и, бросив его в глубокую яму, продержал там некоторое время.

На земле помаленьку стали течь реки, заколосились пашни, и у людей и у животных начало появляться потомство. Однако богатства, довольства не было ни в чем. [Вот поэтому по-прежнему] на земле почти не были слышны смех и звуки кобуза * и сырыйны *.

И тогда одна из почитаемых нартами ведуний попросила Ёрюзмека:

— Отруби быстрей голову Рыжему Фуку. Если ты не сделаешь этого, на земле могут появиться новые беды.

Ёрюзмек выполнил просьбу старухи. После этого на земле опять наступило богатство и изобилие [во всем], смех [и радость] вернулись [к нартам]. И снова на землю пришли мир и покой.


Примечания.
Архив КБНИИФЭ. Балкарская фонотека, кас. № 5/7 . Звукозапись и запись текста с магнитофона X. X. Малкондуева с голоса А. Г. Аппаева (р. 1904), пос. Чегем-1 (КБР), 1990.
1 [↑ назад]Этнографический и фольклорный материал, которым мы располагаем, дает нам основание говорить о том, что у предков балкарцев и карачаевцев рысь относилась к почитаемым диким зверям. Ее функции амбивалентны: она выступает и как носитель доброго начала (так, ее когти служили оберегом от нечистой силы) и как существо, связанное с потусторонним миром (например, если человек долго и мучительно умирал, перед его глазами махали рысьей лапой), а в охотничьей обрядовой поэзии рысь выступает одним из врагов Апсаты (вероятно, это связано с тем, что она часто нападает на оленей, ланей, диких коз и т.д., покровителем которых и является Апсаты).
2 [↑ назад]...приземлился во дворе небесной крепости...— Здесь сказителем пропущен эпизод о том, как Ёрюзмека из пушки выстрелили в небо — традиционный для всех вариантов сказаний на сюжет о борьбе Ёрюзмека с Фуком.
3 [↑ назад]А волков он не тронул, и волки его не тронули.— Это еще один реликт почитания предками балкарцев и карачаевцев волка. Согласно же вариантам сказаний о рождении Ёрюзмека, он вскормлен молоком волчицы. В эпосе постоянный атрибут Ёрюзмека — волчья шуба.
4 [↑ назад]Спецификой данного сказания является то, что здесь Фук сам имеет орлиные крылья.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (26.11.2014)
Просмотров: 596 | Теги: 12. ЁРЮЗМЕК И ВЕДУНЬИ

Всего комментариев: 0
avatar