Четверг, 25.04.2024, 19:09

Карачаевцы и балкарцы

Бир ёгюзню бойну бла минг ёгюз суў ичер.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

7. КАК ЁРЮЗМЕК ПРИШЕЛ К НАРТАМ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

I. НАЧАЛО НАРТОВ. РОЖДЕНИЕ НАРТСКИХ ГЕРОЕВ

1Данное сказание — фрагмент сказания «Три нарта и три эмегена» (см.: V цикл наст. изд.). Оно уникально тем, что здесь дается подробное описание богатырского детства Ёрюзмека, который, согласно сказанию, сирота и случайно попал в страну нартов.
Мальчик Ёрюзмек в семь лет
Остался сиротой.
Он сам по себе бродил в горах,
Добывая себе пропитание.

Однажды он увидел вдали дым костра и без страха пошел прямо туда. Когда пришел [туда], увидел, что нарты одного аула собрались и испытывали свои силы в метании камня, в стрельбе по зеркалу, прикрепленному к небу, в борьбе, в беге, в поднятии тяжелых камней.

Когда нарты увидели мальчика, одетого в рваный тулупчик, с луком в руках, они спросили:

— Чей ты сын? Откуда идешь и куда путь держишь?

Когда он рассказал [им] о себе, они, сказав:

— Наверное, он голоден,— покормили его.

[Потом] мальчик попросил:

— Можно, и я один раз стрельну в вашу мишень? [Только] скажите, куда нужно стрелять?

Глава нартов Дебет стал объяснять ему:

— Вон видишь в середине Полярной звезды осколок зеркала, мы [все] стреляем в него уже больше месяца и не можем попасть. Видишь вон тот камень? Его никто [из нас] не может сдвинуть с места. Вот этот широкий камень никто не может расколоть, надавив коленом. А видишь вот этот колташ*? Его никто не может перебросить с этой стороны пашни на другую сторону. [Кроме того], никто [из нас] не может прыгнуть с вершины скалы Донгат* на вершину скалы Капчагай*; никто не может пробежать без отдыха от Кач кешене* до Камня Бердибия*.

[Услышав это], мальчик попросил разрешить ему попробовать поиграть в игры нартов. [Когда ему разрешили],

[Он] лег на спину,
И в блестевший на Полярной звезде
Осколок зеркала свою стрелу метнул.
Прямо в середину попав, вдребезги [зеркало] разбил.
5 Осколочки [его] с неба На людей посыпались.
Потом [Ерюзмеку] на высокий камень указали,
Который никто поднять не мог.

Юноша подошел, поднял [его], понес и прислонил к южному склону [горы]. Это и есть тот Камень нартов*, который по сей день стоит в Нижнем Чегеме*. Потом он надавил коленом тот широкий камень и разломал его, словно гыржын*. После этого он взял колташ величиной со стог [сена] и метнул [его]. Камень полетел и упал намного дальше той стороны пашни, в реку. Затем он взобрался на вершину скалы Донгат и оттуда перешагнул на вершину скалы Капчагай. Потом он пошел к Кач кешене и оттуда бегом, без отдыха, добежал до Камня Бердибия и взобрался на него. [После этого] на камне остались глубокие следы от прикосновения его рук, ног, коленей. В народе говорят, что и сегодня видны эти следы на том камне. Камень находится в Нижнем Чегеме. Кач кешене, скалы Донгат, Капчагай и гора Тихтеннген* тоже находятся в его [окрестностях].

После всего этого нарты поняли, что этот мальчик-сирота будет настоящим батыром. С того дня стали называть мальчика нартский пелиуан* Ёрюзмек.

Когда он вырос и стал большим,
Построил себе крепость
И стал главой страны нартов,
А в жены себе взял прекрасную Сатанай.

Примечания.
Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 8, балк. Исп. Мухаммат Махараев (р. 1877), с. В. Чегем (КБР), 1959, зап. С. О. Шахмурзаев. Опубл.: МКХПЧ, с. 101.
1 [↑ назад]Данное сказание — фрагмент сказания «Три нарта и три эмегена» (см.: V цикл наст. изд.). Оно уникально тем, что здесь дается подробное описание богатырского детства Ёрюзмека, который, согласно сказанию, сирота и случайно попал в страну нартов.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (26.11.2014)
Просмотров: 632 | Теги: 7. КАК ЁРЮЗМЕК ПРИШЕЛ К НАРТАМ

Всего комментариев: 0
avatar