Пятница, 29.03.2024, 15:37

Карачаевцы и балкарцы

Эки ананы эмген бузоўну - тили татлы.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

18. Къонакъ бла ушакъ - беседа с гостем
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

XIV.Къонакъ алыу - гостеприимство
Сууладан атлап келген (узакъдан келген) — Сау тукъумну къонагъыды.
Жууугъунга къонакъ келсе,
Эшитгенлей, ары тебире.
Къонакъ айтхан адамны чакъыр,
Ол айтмаса — жууукъну-тенгни,
Унамаса - кесин къой.
Къонакъла-таматала ушакъ этген заманда,
Жашла анга къатышмайдыла.
Эки душман биреуню юйюнде тюбешселе,
Бир бирин эслемезле.
(Биреуню юйюнде сёз болгъан, уруш-тюйюш ачхан уллу бе-дишге саналады.)
Аш юсюнде душманынг да шох кибик.
Олтургъан къонакъланы барын-дан да тамата болгъан адам кирсе, бары да ёрге къобадыла, тюйюл эсе - угъай.
Къонагъынг чыгыр эсе, къутукъну сагъынма.

Гость, который перешел реки (издалека), —
Гость всего рода.
Когда к родственнику приезжает гость,
Немедленно навести его.
Пригласи домой того, кого назовет гость,
Если не скажет - друзей и родственников,
Если не пожелает — оставь его одного.
В беседе старших и гостей Юноши не участвуют.
Два врага, встретившись в чужом доме,
Друг друга не замечают.
(Начать ссору или потасовку в чужом доме означало навлечь на себя позор.)
За трапезой и враг - как друг.
Когда в комнату, где пируют или едят, входит человек, по возрасту старше сидящих, все встают, если кто-то старше вошедшего — нет.
При лысом госте не упоминай о тыкве.

Къазагъынг бла оноулашма,
Къонагъынг бла даулашма.
Къонакъ билмеген тилде сёлешме.
Къонакъ айтханны титме,
Мыйыгъына битме.

С рабом не советуйся,
С гостем не спорь.
Не говори на языке, которого гость не знает.
Не обсуждай того, что сказал гость,
Не приставай к нему с разговорами.

Юйюнг жарсыудан толса да,
Къонакълагъа тёкме.
Биреуню къонагъына
Аман айтып,
Намысы бла ойнама.

Если даже дом твой полон горестей,
На гостей их не изливай.
Не шути с честью хозяина,
Оскорбив его гостя.


Всего комментариев: 0
avatar